Главная > IMhO > Мрази

Мрази


21-05-2010, 12:12. Разместил: Al13
ЗЛОПОЛУЧНЫЙ КОНЦЕРТ

Эта странная история случилась в Самаре, на концерте в городском парке по случаю юбилея одного из районов. Рядовое, в общем-то, мероприятие: ветераны-певцы с удовольствием поют военные песни, ветераны-слушатели с удовольствием им подпевают. Все счастливы.

Как раз когда хор грянул «Смуглянку», двое довольно молодых мужчин, явно не из ветеранского цеха, подошли поближе и принялись что-то строчить в блокнотиках. Неужели записывали бессмертные слова про раскудрявый лист резной? Да если бы…

Ветераны затянули «От героев былых времен» – мужчины снова что-то пометили в бумагах. И так до конца программы, пока «артисты» не отправились на скромный фуршет, где выпили чуток коньяку и получили подарочки.

…Кем были странные зрители, хор ветеранов узнал совсем недавно. «Поклонники» с блокнотами оказались сотрудниками Российского авторского общества (РАО). Во время концерта они составляли рапорт, который отправился в… прокуратуру. Смысл его в том, что администрация города, устроившая концерт, не имела права разрешать ветеранам исполнять военные песни без лицензионного соглашения с РАО. То есть за каждую исполненную песню надо платить! У ветеранов, ясно, денег нет – но должны были раскошелиться городские власти. Так по крайней мере велит закон об авторском праве.

- Администрация Самары должна была заключить договор с Российским авторским обществом. Этого сделано не было, – утверждает Татьяна Федосеенко, начальник Авторского-лицензионного отдела Приволжского филиала РАО. – Почему организаторы платят за электричество, израсходованное во время концерта, а авторам песен – не платят?

Так-то оно так. Но как-то это кощунственно звучит в канун 65-летия Победы, когда ветеранам надо в пояс кланяться, а не напоминать про какие-то там лицензии.

- Нельзя так делать! – до сих пор возмущен участник концерта 77-летний Петр Горшков. – Нашли с кого собирать дань!..

ЭФФЕКТИВНЫЙ БИЗНЕС

Центральный офис РАО в Москве – приятного персикового цвета трехэтажный особнячок на Большой Бронной постройки начала XX века.

- Ой, только вы через центральный вход не подниметесь, – предупреждает нас по телефону пресс-секретарь РАО Марина Мурадова. – У нас в той части масштабный ремонт…

Подхожу к черному входу.

- Дорого, наверное, за аренду платить? Да еще и ремонт затеяли… – пытаемся завязать светскую беседу с курящей барышней.

- А с чего вы взяли, что мы бедствуем? – удивляется собеседница. – Бизнес тоже можно вести эффективно.

- Простите, какой бизнес? – переспрашиваем как бы с удивлением, но барышня удаляется, не удостоив нас ответом. А мы могли бы продолжить разговор и упомянуть впечатляющую цифру – 2,8 млрд. рублей – такова сумма, которую выплатили организаторы концертов, владельцы радиостанций, хозяева кафе и ресторанов, ставящие в своих заведениях музыку, в качестве авторских отчислений в 2009-м. Эти деньги проходили через счета РАО. Какую-то часть суммы общество оставило себе за посреднические услуги: именно на комиссию от этих денег общество и живет.

- Да, в наших договорах с авторами написано: РАО оставляет себе 10 – 15% от сборов, – пояснила Марина Мурадова. – Мы же общественная организация, финансирования из бюджета нет.

Значит, за прошлый год доход Российского авторского общества составил минимум 280 миллионов рублей. Да, эффективно…

- Про ветеранов спрашивать будете, да? – обреченно спрашивает Марина. Киваю. Мы отправляемся в кабинет члена Совета директоров РАО Светланы Темешовой.

- Претензий у нас к ветеранам нет, – произносит она. – Весь скандал высосан из пальца.

- ?!

- Понимаете, есть авторы, которым тоже уже 80 лет. И для них авторские отчисления за сочиненную давно песню – едва ли не единственный дополнительный источник дохода. Об этом нельзя забывать. Но чтобы впредь не было таких инцидентов, мы обратились в Госдуму с законопроектом, который позволит всем желающим публично бесплатно петь военные песни в течение трех дней года – 8, 9 и 10 мая.

- Целая Дума должна работать, чтобы ветеранам разрешить три дня петь бесплатно? – мы сильно изумились. (От редакции: Ни в одном из Комитетов Госдумы, который может иметь хоть какое-то отношение к такому законопроекту, о нем не слышали. В канцелярии Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству нам сказали, что такого законопроекта быть в принципе не могло. Да и к 9 Мая точно бы не успели: одного голосования в Госдуме, где повестка расписана на месяцы вперед, мало. Чтобы закон вступил в силу, надо, чтобы его одобрил затем Совет Федерации и подписал президент.) – Но ведь они не продают билеты, не берут денег за вход…

- И что? – теперь изумилась Марина Мурадова. – У РАО – гибкая политика в отношении благотворительных концертов, но авторских сборов тут никто не отменял. Если с обычного коммерческого концерта мы требуем с организаторов заплатить 5 процентов от доходов с продажи билетов, то в случае с «бесплатниками» чаще всего это 1 процент от бюджета. А то как получается: у организаторов в Самаре были деньги на коньяк?

- Ну да, что-то они там наливали.

- Были! На подарки они нашли средства? Да. А почему про авторов – таких же ветеранов – забыли? – продолжала Светлана Темешова. – Вот, например, скандал с группой Deep Purple в Ростове (подробнее – см. «Кстати»). Журналисты возмущались: как так, группа уже получила деньги за выступление, зачем им доплачивать – за их же песни? Мне хочется сказать: вот именно, только за выступление!

- Но получается, что группа Deep Purple должна была заплатить сама себе?! – окончательно запутались мы.

- Тут не имеет значения, что Deep Purple исполняла свои же песни. Группе было положено два гонорара – как артистам, отработавшим на сцене, и авторское вознаграждение за использование своих же произведений, которые они и исполнили.

Да… Знали бы самарские ветераны о таком юридическом казусе, они бы не «Смуглянку», а знаменитую Smoke On The Water («Дым над водой») разучили бы – из солидарности с Deep Purple…

Мы можем согласиться, что за творческий продукт должны платить все, кто на этом зарабатывает. Пусть берут хоть с молодых гитаристов, выступающих в переходах. Хоть с таксистов, включающих музыку для пассажиров.

Но ветеранам могли бы и простить – пусть поют где хотят. Нельзя же все так забюрократить! Понимание, как ни странно, мы нашли у человека, который по идее в первую очередь заинтересован в получении денег, – у наследницы одного из авторов легендарной «Смуглянки».

ДОЧЬ АВТОРА «СМУГЛЯНКИ»: «ДА ПУСТЬ ПОЮТ!»

Композитора Анатолия Новикова и поэта Якова Шведова давно нет в живых. Но жива дочь композитора – 82-летняя Марина Новикова. Новость о том, что Российское авторское общество затеяло столь масштабное разбирательство по поводу исполнения хором ветеранов лучшей песни ее отца, ее просто поразила.

- Я очень сильно удивлена, – призналась нам Марина Анатольевна. – Понятно: есть закон, благодаря которому на мою сберкнижку до сих пор поступают деньги за песни отца. Поверьте, очень небольшие суммы. Но все равно никаких требований к организаторам бесплатных концертов, где исполняют песни моего отца, у меня нет. Пусть ветераны поют бесплатно. А уж в годовщину Победы – святое!

А АВТОРЫ ПРОТИВ!

Когда этот материал уже был практически готов, представители Российского авторского общества опубликовали на своем сайте открытое письмо Владимиру Путину. «Мы считаем, что направленная против РАО клеветническая кампания имеет конкретных заказчиков и организаторов, преследующих корыстные цели», – сообщалось в письме, под которым подписались две сотни уважаемых людей: Михаил Державин, Виктор Матецкий, Сергей Маковецкий, Юрий Антонов… Иначе говоря, тот факт, что пресса заступилась за обиженных ветеранов, кто-то счел организованной кампанией?

- Ну а что вы хотели, чтобы мы молчали? – возмущался по телефону композитор Аркадий Укупник, чья подпись также стоит под открытым письмом. – Все эти майоры Дымовские, акции против мигалок, критические статьи в прессе – это все звенья одной цепи. Все делается не просто так.

- Кем делается-то?

- Не буду называть имен этих людей. Запомните лучше: авторы – за РАО: благодаря ему мы получили возможность честно получать положенные отчисления.

- Ну а как бы вы прокомментировали ситуацию с ветеранами?

- А эта история совсем про другое!

С Укупником согласны многие авторы, но не все. Самого известного оппонента РАО получило в лице поэта Ильи Резника. Услышав от нас про единодушие подписантов, Илья Рахмиэлевич развел руками.

- РАО поставило своих авторов перед выбором: либо те делают вид, что довольны и со всем согласны, либо выходят из этой организации и сами отстаивают свои права.

Чем это чревато? Выйдя из этой организации, автор фактически оказывается беспомощным. За 16 лет своего существования РАО стало монополистом рынка защиты авторских прав, вытеснив оттуда конкурентов – общественные организации, работавшие на более лояльных к организаторам концертов условиях. Резник считает, что ни к чему хорошему это не привело – идти-то некуда. В то же время размером сборов, перечисленных на его счет, Резник недоволен.

- Наверняка все думают, что Резник – олигарх: ведь его песни вся страна поет, – объясняет Илья Рахмиэлевич. – А я вот в съемном доме живу. Не жалуюсь, живу хорошо, но, оказывается, мог бы лучше… Раньше мы все – Рождественский, Евтушенко, Танич – были очень обеспеченными людьми. А сейчас у меня доход за месяц – столько же, сколько у звезды за 20 минут выступления с моими песнями. Автор, у которого столько популярных песен, как у меня, на Западе зарабатывает в тысячу раз больше. Я обратился к юристам, чтобы восстановить справедливость, чтобы выяснили что к чему.

ЗА ПЕНИЕ В ВАННЕ ПОКА НЕ ШТРАФУЮТ

- А самое смешное, что РАО требует выплатить автору гонорар, даже если у него нет договора с ними, – издевательски улыбается один из ведущих российских промоутеров, Андрей Агапов. Он организует в Москве шоу Милен Фармер, Таркана, Славы Полунина, Эроса Рамазотти, Шакиры и других звезд и как никто знает все парадоксы авторских прав в России. – Вот, допустим, вы сочинили песню. Продали ее за 10 тысяч долларов, скажем, Филиппу Киркорову. Песня стала хитом, который Филипп начал исполнять на каждом своем концерте. Договора у вас с РАО нет. Но представители этой организации выставят организаторам концерта за нее счет. Организатору придется выплатить гонорар. Дальше вас будут искать – повесят вашу фамилию в раздел «Ищем авторов» на своем сайте. А если через три года (такой срок установил закон) не найдет, то… деньги достанутся самым востребованным российским и зарубежным поэтам и композиторам. Среди них – многие из тех, кто подписался под открытым письмом.

С Андреем Агаповым мы сидим в его любимом ресторанчике на Красной Пресне. Агапов попивает водку, и с каждой минуты беседа становится все интереснее.

- РАО пытается выставить промоутеров жадными сволочами, которые не хотят платить авторам, – возмущается Агапов. – Но мы не против! Вопрос лишь в том, почему такая большая сумма. Почему 5% от продажи с билетов? В законе ведь нет четкой цифры, там написано: «5 процентов, если иное не предусмотрено дополнительными соглашениями между организатором и автором». Поверьте, в большинстве случаев такие дополнительные соглашения имеются. Но что в реальности? Вот я, допустим, договорился с фирмой, которая владеет правами на песни и тексты Эроса Рамазотти, что я по итогам заплачу им 2,5% от дохода. Я, как законопослушный человек, отсылаю лицензионный договор с этой суммой в РАО. А в ответ мне приходит новый лицензионный договор, в котором вместо 2,5 стоит цифра 5. РАО считает себя вправе пересматривать условия контракта. Ведь чем больше сумма авторских отчислений, тем выше комиссия. А почему я должен спонсировать людей, которые умудряются не выполнять свои обязательства перед авторами?

- Насчет невыполненных обязательств поподробнее…

- Вот я пять лет организовывал в Москве выступления Славы Полунина. Конфликтов не было – все авторские Полунину я через РАО выплатил до копейки. За пять лет набежало что-то около 5,5 млн. рублей. Но… Полунин этих денег не видел! Хочется спросить: «Где деньги, Зин?»

- Ну так спросите.

- Спрашивали, бесполезно. Они всячески уходят от ответа.

Андрей победно стучит кулаком по столу.

- Они понимают, что если будут требовать с нас деньги за каждый вздох, то может случиться, что завтра платить станет некому, – становится серьезным Агапов. – Многие мои коллеги уже сейчас заявляют, что готовы покончить с концертным бизнесом. А это уже ударит по артистам, которые лишатся выступлений.

Мне вспомнился анекдот, который ходит в народе: если сосед в час ночи врубил на полную громкость музыку, не надо звонить в милицию. Позовите представителей РАО – они накажут негодяя так, что он еще долго не подойдет к проигрывателю. Сегодня они запрещают петь ветеранам, а завтра начнут обходить квартиры, из окон которых звучат песни Аллы Пугачевой? Ну а как иначе – под публичное исполнение, за которое надо платить, попадает все, кроме разве что пения в душе. Да и то надо опасаться, что за стенкой не живет бдительный работник РАО.

КСТАТИ

Скандалы в шоу-бизнесе, к которым за последние пять лет оказалось причастно РАО, – один краше другого.

В 2007 году люди, зорко следящие за соблюдением авторских прав, к примеру, потребовали выплаты 450 тысяч рублей с организаторов ростовских гастролей группы Deep Purple. Цимес в том, что на концерте группа пела песни собственного сочинения.

До сих пор продолжаются суды в Татарстане – РАО хочет, чтобы организаторы прошлогоднего концерта группы «Машина времени» в Казани заплатили Макаревичу 2 миллиона рублей за исполнение его же песен. При этом Макаревич несколько раз прилюдно отказывался от этих денег – мол, и без того гонорар за концерт получил.

Из свежих примеров – февральский концерт американской певицы Бейонсе в Москве. Отпев и отплясав, чернокожая дива отчалила в США, а РАО потребовало от компании, которая ее привезла, раскошелиться на 2,5 млн. рублей в пользу авторов песен и музыки Бейонсе. Организаторы судятся.

Александр НЕЧАЕВ, Анастасия КОЗЛОВА, Александр ЗЮЗЯЕВ, Марина БАРКОВА, Сергей БОРОДИНОВ («КП» – Самара»)скачать dle 12.1
Вернуться назад