Главная > IMhO > Гундяев обратился к Путину в защиту церковных стяжаний

Гундяев обратился к Путину в защиту церковных стяжаний


11-09-2012, 13:53. Разместил: Al13
Патриарх Кирилл написал письмо президенту РФ Владимиру Путину с просьбой не вносить в Гражданский кодекс поправки, согласно которым церковь лишится права на получение бесплатных земель. Об этом 11 сентября пишет газета «Ведомости», которая располагает письмом. В письме настоятель Русской православной церкви подчеркнул, что законопроект затрагивает «законные интересы религиозных организаций».

История повторяется дословно, и разумеется как фарс. В XV-XVI веках борьба нестяжателей с осифлянами, сторонниками сближения с государством и церковных "стяжаний" была очевидной трагедией: они были осуждены на церковном соборе 1531 года, их сторонники казнены или отправлены в ссылку. Вассиан Патрикеев был заточен в Волоколамский монастырь, где, по словам князя А.М.Курбского, и «был в скором времени уморен презлыми осифлянами». Все знаменитые еретики указанного периода были связаны с нестяжателями, как общностью идей, так и местом пребывания: Матвей Башкин, старец Артемий, Феодосий Косой — жили и трудились в монастырях нестяжателей, а те из еретиков, кто не был казнен, были заключены в монастыри осифлян.

Нестяжательство получило единодушную оценку у светских неангажированных историков. У отечественных авторов, как у либеральных (дореволюционных), так и у советских они вызывали откровенную симпатию, их идеи представлялись как единственно истинные и христиански нормальные, тогда как осифляне представали у них не в лучшем свете, их учение считалось корыстным и христиански ошибочным. В современной литературе, как у отечественных авторов, так и зарубежных стало распространенным отрицательное отношение к иосифлянам, и, наоборот, положительно-сочувствующее к нестяжателям, они в целом повторяют риторику своих предшественников, считая осифлян ортодоксами, а нестяжателей - несостоявшимися авторами эпохи Возрождения на Руси, кстати, более раннего, чем европейское.

"Лучше бедным помогать, чем церкви украшать",- говорил идейный предводитель нестяжателей преподобный Нил Сорский.

Карамзин писал:

"В 1503 году в конце бывшего тогда собора Нил сделал предложение отобрать у монастырей все недвижимые имущества. Но его воззрению, вообще только то достояние и признавалось законным и богоугодным, которое приобреталось собственным трудом. Иноки, обрекая себя на благочестивое житье, должны были служить примером праведности для всего мира; напротив, владея имениями, они не только не отрекаются от мира, но делаются участниками всех неправд, соединенных с тогдашним вотчинным управлением. Так поставлен был вопрос о нестяжательности. Ивану III было по душе такое предложение, хотя из своекорыстных побуждений Иван Васильевич распространял вопрос о владении недвижимым имением не только на монастырские, но и архиерейские имущества. Собор, состоящий из архиереев и монахов, естественно, вооружился против этого предложения всеми силами и поставил целый ряд доказательств законности и пользы монастырской власти над имениями, доказательств, составленных главным образом Иосифом Волоцким".

"С этих пор Иосиф сделался отъявленным и непримиримым врагом Нила. К вопросу о монастырских имуществах присоединился вопрос об еретиках. Нил, сообразно своему благодушию, возмущался жестокими мерами, которые проповедовал Иосиф против еретиков, в особенности же тем, что последний требовал казни и таким еретикам, которые приносили покаяние".


Не правда ли, напоминает ситуацию с позицией осифлян-гундяевцев в деле "Пусси Райотс"?

Но еще более непримиримую позицию занял князь-инок Вассиан Патрикеев, возглавивший после смерти Нила Сорского движение нестяжателей:

"Входя в монастырь,- говорил он,- мы не перестаем всяким образом присваивать себе чужое имущество. Вместо того чтобы питаться от своего рукоделия и труда, мы шатаемся по городам и заглядываем в руки богачей, раболепно угождаем им, чтоб выпросить у них село или деревеньку, серебро или какую-нибудь скотинку. Господь повелел раздавать неимущим, а мы, побеждаемые сребролюбием и алчностью, оскорбляем различными способами убогих братий наших, живущих в селах, налагаем на них лихву на лихву, без милосердия отнимаем у них имущество, забираем у поселянина коровку или лошадку, истязуем братии наших бичами или прогоняем их с женами и детьми из наших владений, а иногда предаем княжеской власти на конечное разорение. Иноки, уже поседелые, шатаются по мирским судилищам и ведут тяжбы с убогими людьми за долги, даваемые в лихву, или с соседями за межи сел и мест, тогда как апостол Павел укорял коринфян, людей мирских, а не иноков, за то, что они ведут между собою тяжбы, поучал их, что лучше было бы им самим сносить обиды и лишения, чем причинять обиды и лишения своим братьям. Вы говорите, что благоверные князья дали вклады в монастыри ради спасения душ своих и памяти родителей и что, давши, сами они уже не могут взять обратно данное из рук Божиих. Но какая польза может быть благочестивым князьям, принесшим Богу дар, когда вы неправедно устраиваете их приношение: часть годовых сборов с ваших имений превращаете в деньги и отдаете в рост, а часть сберегаете для того, чтобы во Имена скудости земных произведений продать по высокой цене? Сами богатеете, обжираетесь, а работающие вам крестьяне, братья ваши, живут в последней нищете не в силах удовлетворить вас тягостною службою, изнемогают от лихвы вашей и изгоняются вами из сел ваших нагие и избитые! Хорошее воздаяние даете вы благочестивым князьям, принесшим дар Богу! Хорошо исполняете вы заповедь Христову не заботиться об утреннем дне!.."

"Отвергшись страха Божия и своего спасения, повелевают нещадно мучить и истязать не отдающих монастырские долги, только не внутри монастыря, а где-нибудь за стенами, перед воротами!.. По-ихнему, казнить христианина вне монастыря - не грех!"

"Наши же предстоящие, владея множеством церковных имений, только и помышляют о различных одеждах и яствах; о христианах же, братиях своих, погибающих от мороза и голода, не прилагают никакого попечения; дают бедным и богатым в лихву церковное серебро, а если кто не в состоянии платить лихвы, не покажут милости бедняку, а до конца его разорят. Вот сколько нарядных батогоносных слуг стоят перед ними, готовые на мановение владык своих! Они бьют, мучат и всячески терзают священников и мирян, ищущих суда перед владыками".


Не правда ли, напоминает иск патриарха Кирилла к врачу-священнику Шевченко по поводу "нанопыли" в элитных аппартаментах предстоятеля.

Конечно, пока церковь не казнит еретиков, но уже готовится привлекать к уголовной ответственности за "богохульство" - при том, что т.н. "хула на бога" настолько растяжимое понятие, что бывало и будущие святые подвергались казни за это прегрешение. Да что там - Иисуса распяли, по версии Синедриона, именно за "богохульство". Только для гражданской римской администрации была предложена иная причина - якобы Иисус называл себя "царем иудейским", что уже по римским законам каралось как государственное преступление.

Насколько это растяжимая вещь, показывает тот же Карамзин в сцене церковного суда над Вассианом Патрикеевым:

"Митрополит укорял его за то, что он писал, будто божественное писание и священные правила называют отступниками тех, которые, будучи иноками, не хранят своего обещания не держать сел и не владеть ими.

"Ты,- говорил митрополит,- оболгал тем божественное писание и священные правила".

"Я писал себе, на воспоминание своей душе,- сказал Вассиан,- но тех не похваливаю, что села держат".

После того митрополит стал придираться к разным опискам, чтоб обвинить Вассиана в явно еретических мнениях.

"У тебя,- говорил митрополит,- в правилах приведено правило Кирилла Александрийского: "Аще кто не нарицает Пречистую Деву Марию, да будет проклят" и вместо "не нарицает" сказано "нарицает". Вассиан на это сказал:

"Я Госпожу Богородицу не хулю: верно, писец описался".


Как видим, между идеей нестяжания и обвинениями в еретичестве и богохульстве грань весьма малоощутимая. В светском государстве все это может только вызвать улыбку да интерес любителей исторических реконструкций. Но путинская Россия уже совсем не светское государство, и средневековые судилища уже совсем не кажутся забавными. Сегодня ты выступаешь против церковных стяжаний, а завтра ты "богохульник" и тебя удавливают в Иосифо-Волоцком монастыре Мородовской колонии.

Анатолий Барановскачать dle 12.1
Вернуться назад