Бег из древней коробки в нашу эру закончен машиной Автор: Al13    4-12-2006, 06:49    Категория: Любопытно

"Антикитерский механизм" – так называется древний прибор, случайно найденный в начале прошлого века. Это устройство тысячи лет назад умело моделировать движение планет. И хотя оно исследуется уже десятилетия, совсем недавно удалось прочитать ранее неизвестные надписи на его поверхности и узнать, что этот был самый точный аппарат в древнем мире.

Современная история антикитерского механизма началась в 1900 году, когда у греческого острова Антикитеры был обнаружен затонувший римский корабль. И только в 1902 году археолог Валериос Стаис ( Valerios Stais) обнаружил среди находок, добытых из этого корабля, непонятный кусок камня, из которого торчало какое-то колесо. А как позже выяснилось, никакой это и не камень…

Эта вещь была собрана из бронзы и, по-видимому, была смонтирована в деревянном корпусе размером не больше обыкновенной обувной коробки. Интерес к себе она привлекала также тем, что была расписана неким текстом – порядка двух тысяч букв.

Бег из древней коробки в нашу эру закончен машиной
В настоящее время антикитерский механизм представлен в виде такого "набора" деталей, некоторые из которых сохранились не полностью (фото T. Freeth et al.).

О том, откуда она произошла, тоже ничего не известно. Впрочем, несмотря на то, что её обнаружили на римском корабле, археологи уверены, что сделана она в Греции. На очистку прибора ушло несколько десятилетий, и первые его исследования начались только в 1950-х годах.

Как показали самые разнообразные исследования, этот аппарат мог воспроизводить движение в Солнечной системе Меркурия и Венеры, а также Луны и Солнца. Существенно, что точность этой модели была довольно высокой, и при желании можно было определить конфигурацию этих объектов для любой даты. Запускался "бег планет" заводом, для чего на одной из сторон у механизма была рукоять.
Бег из древней коробки в нашу эру закончен машиной
Комбинированное изображение фотоснимка и рентгеновского снимка обратной стороны механизма (иллюстрация Antikythera Mechanism Research Project).

Кто мог сотворить такую вещь — тоже неизвестно, но у специалистов есть некоторые "подозреваемые". По одной версии, это был древнегреческий философ Посидоний с острова Родос, славившегося тогда как центр астрономической и инженерной науки. По другому варианту, создатель механизма – сам Архимед, но уверенности в этом мало.

"Это устройство просто экстраординарное, оно единственное в своём роде, — говорит Майк Эдмундс ( Mike Edmunds), профессор из университета Кардиффа ( Cardiff University), возглавляющий исследование механизма. – Его дизайн превосходен, и астрономия совершенно точна… С точки зрения исторической ценности этот механизм я считаю дороже Моны Лизы".

В новой работе учёные использовали точные рентгеновские сканеры для реконструкции строения шестерёнок, а также для распознавания почти стёртых надписей на поверхности устройства.
Бег из древней коробки в нашу эру закончен машиной
Основная конструктивная часть механизма выставлена в афинском музее на всеобщее обозрение (фото Jo Marchant/Nature).

Как показал тщательный анализ, проведённый с помощью этой современной аппаратуры, на солнечном календаре, на передней панели механизма были указатели для Солнца и Луны под названиями "золотая маленькая сфера" и просто "маленькая сфера" соответственно. Кроме того, обнаружились отметки, устанавливавшие соответствие между зодиаком и солнечным календарём.

Что касается другого солнечного календаря на обратной стороне механизма, то удалось выяснить, что он использовался для предсказания солнечных и лунных затмений.
Бег из древней коробки в нашу эру закончен машиной
Компьютерная модель антикитерского механизма (иллюстрация Antikythera Mechanism Research Project).

Также исследователи смогли на этот раз узнать, что это устройство даже учитывало неравномерность движения Луны, вызванную тем, что наш спутник обращается не по круговой, а по эллиптической орбите. Для этого авторы антикитерского чуда сделали "лунную" шестерёнку со смещённым центром вращения.

На этот раз получилось уточнить датировку механизма. По данным радиоуглеродного анализа получалось, что эту штуковину изготовили около 65 года до нашей эры. Но как следует из надписей, которые учёные смогли прочитать благодаря рентгеновской аппаратуре, прибор несколько старше – его создали в 150-100 году до нашей эры.
Бег из древней коробки в нашу эру закончен машиной
Рентгеновское изображение (слева) и компьютерная модель (справа) блока, ответственного за моделирование обращения Луны (фото T. Freeth et al.).

Кстати, с надписями исследователи поработали особенно успешно. Раньше считалось, что распознано 95% текста, тогда как новое исследование добавило к этому знанию не 5%, а почти удвоило его! Это знание оказалось очень ценным – благодаря новым надписям учёные смогли подтвердить представление о том, что механизм помимо упомянутых объектов мог вычислять конфигурации Марса, Юпитера и Сатурна, в чём специалисты раньше сомневались.

Также в реконструкции, сделанной исследователями, 37 колёс, хотя у механизма, хранящемся в афинском Национальном археологическом музее ( National Archaeological Museum of Athens), всего 30 деталей, остальные 7 – просто "гипотетические".

"Из-за фрагментарности находки такие предположения неизбежны. Однако с ними новая модель выглядит очень убедительно", — считает Франсуа Шарет (François Charette), исследователь из университета Людвига–Максимилиана ( Ludwig-Maximilians-Universität), не принимавший участия в исследовании.
Бег из древней коробки в нашу эру закончен машиной
Реконструкция солнечного календаря, расположенного с обратной стороны механизма (фото T. Freeth et al.).

В международной исследовательской команде собрались эксперты по разным отраслям научного знания: астрономы, математики, компьютерщики, археологи и другие. Специалисты, по информационным технологиям, кстати, назвали антикитерский механизм аналоговым компьютером.

И хотя учёные располагают нерабочим экземпляром прибора, они планируют сделать его точную компьютерную модель, а также работающую копию.

Компьютерный формат, конечно, будет покруче деревянной коробки с шестерёнками. Но, несмотря на это, уровень, на котором был сделан этот механизм в древности, продолжает восхищать и по сей день.

Мембрана