Ученые определили ген, необходимый для регенерации нервной ткани Автор: Al13    5-11-2012, 14:53    Категория: Любопытно
Ген, связанный с регенерацией поврежденных нервных клеток был обнаружен группой исследователей во главе с профессором Мелиссой Роллс из Университета штата Пенсильвания.

Группа ученых из Пенсильванского университета обнаружила, что плодовые мушки с двумя нормальными копиями гена spastin были способны регенерировать разорванные аксоны. При этом плодовые мушки с двумя или даже только одним аномальным геном разорванные аксоны были не в состоянии регенерировать.

Команда обнаружила, что мутация в одном гене может полностью свернуть процесс, посредством которого аксоны - часть нервных клеток, которые отвечают за отправку сигналов другим клеткам - не могут самовосстановливаться после повреждений.

"Мы надеемся, что это открытие подтолкнет новые исследования, связанные с восстановлением повреждений спинного мозга и других неврологических расстройств у людей", - рассказала профессор Роллс в статье, опубликованной в научном журнале Cell Reports.

Аксоны, которые образуют длинные пучки, выходящие из нервных клеток, в идеале должны сохраняться на протяжении всей жизни животного. Поэтому нервные клетки должны быть упругими, а в случае травмы или сильного износа должны исправлять повреждения ростом новых аксонов.

Предыдущие исследования показали, что микротрубочек - внутриклеточных «дороги», по которой основные строительные блоки транспортируются - возможно, необходимо будет восстановлен в качестве важного шага в этом виде ремонта.

В регенерации нервных клеток важную роль играет белок spastin, который имеется и у людей. При нарушении этого гена у человека развивается прогрессирующая слабость нижних конечностей и вырождаются аксоны в спинном мозге.

Для изучения роли spastin, команда выбрала плодовую мушку, поскольку на молекулярном уровне многие процессы, связанные с ростом нервных клеток у плодовых мушек такие же, как и у людей. И, как и все другие животные, включая человека, плодовые мушки имеют две копии этого гена - по одному от каждого из родителей, и различные комбинации каждого гена могут привести к различным наблюдаемым признакам.

Члены команды разводили три генетически различные группы плодовых мух и наблюдали, как различные комбинации spastin гена могут повлиять на поведение нервных клеток после их повреждения. Первая группа мух имела две нормальные копии гена, у второй одна копия была нормальной и одна мутантная, а третья группа имела две мутантных копии. Ученые повреждали аксоны клеток у всех групп мух и наблюдали за процессом регенерации.

У плодовых мух с двумя нормальными копиями гена было обнаружено, что разорванные аксоны были восстановлены. В двух других группах - с двумя или даже одним аномальным геном spastin - восстановления не происходило.

Ученые также обнаружили, что нарушения гена spastin влияет только на регенерацию аксонов после повреждения. Это означает, что ген, похоже, не играет роли на стадии развития, когда аксоны создаются в первый раз.

Ученые считают, что открыли возможные пути к изучению человеческих заболеваний, связанных с дегенерацией нервной ткани. Так же ученые проверяют другие гены на возможное влияние на процессы регенерации нервных волокон.

_______________________________________________________