Собственное мнение - это уже собственность

Разделы сайта:

Цитаты:
IMHO рекомендует©
Mario Games

Календарь:

Архив новостей:

Статистика:

 

  О трудностях перевода, или Что такое демократия на самом деле Автор: Al13    5-01-2013, 13:03    Категория: Любопытно  
Сегодня древнегреческое слово "демократия" переводят как "власть народа". Однако этот перевод совсем не верен. "Народ" в древнегреческом языке обозначался другими словами: "этнос" (в современном языке значение ближе к слову "нация") и "популус" (население). Что такое "демос"? Это свободные люди, имеющие рабов. Остальные граждане никаких избирательных прав не имели. Другими словами, понятие "народ" гораздо шире и полнее, чем понятие "демос".

Аристотель выделял три правильных режима: монархию, аристократию и политию. Кроме правильных режимов существовали их искажения. Тирания - искажение монархии, олигархия - аристократии и демократия - политии. По мнению Аристотеля, основное отличие заключалось в том, что правильные режимы служат всему народу, а их искажения - благу самих носителей власти.

Истинно народный строй должен был обладать публичностью власти и быть строго правовым - т.е. таким строем, в котором правовой порядок беспристрастен, анонимен и не зависит от политических факторов. Добиться этого можно было, только ограничив население полиса (города).

Аристотель указывает критерий: чтобы все граждане, собравшись, могли видеть друг друга. С его точки зрения, максимальное население не должно было превышать 20000 граждан (конечно, к этой цифре нужно прибавить жен и детей, а также многочисленных не-граждан и рабов, которых вообще не считали за людей). Да, греческая демократия была рабовладельческим режимом.

Демос вершил правосудие прямым путем. Иногда по очереди, иногда по жребию, но всегда прямо. Сама идея так называемых "народных представителей" никак не вмещалась в понятие демократии в Афинах. Управительные функции, конечно, исполнялись отдельными лицами, но эти лица не были "представителями", а всего лишь "приказчиками", "экзекуторами" или "временно исполняющими поручения". Причем считалось, что такими "приказчиками" могут и должны быть все граждане.

За исключением специфически военных должностей, на все другие должности афинская демократия назначала граждан путем жребия на бобах. Причем демос мог в любой момент прямо вмешаться в исполнение любой должности, чего как раз не допускает представительная система.

В Риме, который хотя и был не демократией, а республикой, по-гречески "политией" (то есть, по определению Аристотеля, смешанным строем, в котором власть принадлежала одновременно и большинству и меньшинству), та его часть, которую можно условно назвать демократической, то есть плебс, тоже не знала представительства. Когда римский плебс получил право законодательства, он его вершил прямым путем через плебисциты (буквально "народные сходки"), но не через выбираемых представителей.

Согласно Аристотелю и другим политическим мыслителям древности, идея выборов является типично аристократической или олигархической идеей. "Бросание жребия является демократическим учреждением. Выборное начало, напротив, является олигархическим" (Аристотель, "Политика").

А идея представительства - сюрприз!- ближе всего приближается к монархическому образу правления. Когда разросшийся неимоверно римский “полис” уже никак не мог быть управляем совместно и прямо "сенатом и народом" города Рима, впервые появилась идея представительства: народ Рима (весь народ, а не только плебс или демос) передает все свои полномочия одному человеку, указанному самим Промыслом (дарованием ему победы и, вообще, фортуны, счастья). Поэтому этот первый человек, "принсепс", должен быть победителем, триумфатором. Титул императора, то есть победоносного повелителя, появляется несколько позже.

Описание сущности демократии самими древними греками может вызвать некоторое удивление. Псевдо-Ксенофонт в "Республике афинян" (по-видимому, написанной около 430 года до Р. X.) утверждает: "И во всех странах лучшая часть противостоит демократии, потому что между лучшими имеется минимум недисциплины и зла, и максимум правоты для добродетели".

Ну и в заключение неплохо упомянуть, что демократия в Афинах просуществовала совсем недолго - они были завоеваны македонской монархией, а потом вошли в состав Римской империи, в котором и пребывали полтора тысячелетия.

s0no.livejournal.comскачать dle 12.1
Другие новости по теме:
Просмотрено: 2 503 раз

Популярные статьи:
    Облако тегов: