Deprecated: mb_strrpos(): Passing null to parameter #3 ($offset) of type int is deprecated in /usr/home/imho.net.ua/www/engine/modules/functions.php on line 2430 DataLife Engine > Версия для печати > Психология зависимости
Главная > Чтиво > Психология зависимости

Психология зависимости


28-04-2006, 14:55. Разместил: Al13
Попалась знатная книжка. Психология зависимости. Построена в виде сборника статей разных авторов, плюс интервью с наркоманами (бывшими наркоманами). Самые разные взгляды на проблему. С частью я безоговорочно согласен, с частью поспорил бы, но почитать, думаю, стоит каждому. Любой для себя что-то найдет. Перед предисловием мелким шрифтом написано:
   Охраняется законом об авторском праве. Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издателя. Любые попытки нарушения закона будут преследоваться в судебном порядке. Что лично меня позабавило, ибо первые шесть статей, которые я успел прочитать, заканчиваются строчкой интернет-ресурс. Соответсвенно, из того, что я приведу, издателю принадлежит исключительно этот курсив. Если я дойду до статей, первоисточников коих не обнаружится в интернете, придется обратится за письменным разрешением))) Хотя вру. Вот предисловие. Я его сосканировал, распознал и привожу, ожидая вызова в суд)))
     Кстати, считаю, что подобная информация должна находится не только в свободном доступе, но и в обязательном порядке преподаваться в учебных заведениях. А людей, пытающихся ограничить к ней доступ, мягко говоря, скотами. За что, видимо, тоже придется ответить перед судом)))
     PS. Статьи (по крайней мере, первая) интернет ресурсы предлагают полнее, а в книге эти же статьи приведены в виде обрезков.

                            ПРЕДИСЛОВИЕ

Мало кто задумывается над тем, что проблема пси­хологической зависимости сегодня оказалась едва ли не самой запутанной и трудноразрешимой из всех стоящих перед человечеством затруднений.
Зависимость в широком смысле слова — это та или иная форма рабства, ограничивающая возможности человека и умаляющая его способность к саморазви­тию. Любая из известных зависимостей, будь то тяже­лая наркомания либо патологическая ревность, ока­зывается непреодолимой преградой на пути человека к полноте самореализации, в просторечье именуе­мой счастьем. Зависимости — это психологические причины всевозможных личных катастроф, разруше­ний и заболеваний. Они представляют собой самые прочные цепи, удерживающие человеческий разум в постыдном плену.
Обществу зависимости его членов обходятся зна­чительно дороже, чем самые смертоносные эпиде­мии и стихийные бедствия. Согласно данным меди­цинской статистики, зависимости убивают намного больше людей, чем все войны и преступники вместе взятые. Они похищают у людей время полноценной жизни и энергию здоровья, мешают развиваться, пре­пятствуют осуществлению заветных желаний. Фак­тически зависимости похищают у людей саму их жизнь — без всяких оговорок и двусмысленностей!
Самое досадное то, что всякая зависимость по сво­ей природе является одновременно и болезнью, и грехом, точнее, грехом как болезнью души. Зависи­мость оказывается порой хуже тюремного заключе­ния, так как она одновременно и подневольна и доб­ровольна. Человек страдает от невозможности избавиться от нее, а в то же время только он сам может принять окончательное решение о собствен­ном освобождении. Более того, зависимые люди, сами того не зная, тратят немалые усилия на поддержание и укрепление собственной зависимости, выковывая себе цепи своими же усилиями.
Убийственный парадокс сегодняшней жизни зак­лючается в том, что стандарты потребительского об­щества императивно требуют поддержания самых раз­личных видов зависимостей, что осуществляется посредством вездесущей рекламы. Оно и понятно, именно стойкие зависимости от определенного вида услуг и товаров поддерживают святая святых потре­бительского общества — товарное производство и тор­говлю. Имеющийся в каждой квартире телевизор яв­ляется каналом рекламной агрессии, продуцирующей всевозможные виды зависимостей, начиная от безал­когольных напитков и заканчивая приверженностью тому либо иному политическому лидеру.
Большинство взрослых людей, вне зависимости от их этнической принадлежности, профессионального статуса и уровня благосостояния, имеют травмирую­щий опыт тяготящей зависимости. Можно сказать еще жестче: вряд ли сегодня можно отыскать человека, действительно свободного от уз тех или иных зависи­мостей.
Даже если человек не употребляет наркотики и не разрушает организм чрезмерными дозами алкоголя, он все равно отыскивает для себя лазейку в круго­верти повседневности, через которую «убегает» на время в «альтернативное состояние», будь то азарт­ная игра или будоражащий нервы «экстрим».
Проблема аддиктивной настроенности всеобща и касается всех нас — хотя бы потому, что аддиктив-ное поведение по сути своей является ущербно-адап­тивным в усложняющихся условиях современной жизни. Аддикция —- это несовершенный способ при­способления к слишком сложным для индивида ус­ловиям деятельности и общения. Аддикция можно рассматривать как попытку бегства из реальности в некое соседнее смысловое пространство, где можно отдохнуть, порадоваться, собраться с силами для того, чтобы снова вернуться в угнетающую ситуацию реальной жизни.
стран. Мы часто вспоминаем о свободах юридических и политических, почти не уделяя внимания свободе душевной, свободе психологической, то есть свобо­де от зависимостей.
Психофизиологическая суть аддиктивного поведе­ния заключается в неумении управлять своим психо­эмоциональным тонусом. Человек хочет взбодрить­ся, поработать или порадоваться, а его организм не испытывает склонности к такого рода реагированию на невпечатляющие обстоятельства жизни или скло­няющие к пессимизму условия труда. Человек желает быть свежим и подтянутым, а груз депрессивных пе­реживаний ослабляет и апатизирует его. Индивидуум жаждет ярких настроений и защиты от тревог и стра­хов, как от внешних угроз, так и от глубинной не­удовлетворенности собой, а поводов для особых ра-дований все нет и нет.
Вот тут-то «на помощь» и приходит подходящий аддиктивный агент, будь то алкоголь, марихуана или сигарета. Они помогают изменять тонус без особых усилий — только за счет поглощения внешнего пси­хоактивного средства. Точнее, помогают лишь пона­чалу, тем самым приручая человека к привычному поведению, которое оказывает далее уже немысли­мым без регулярного обращения к помощи аддик­тивного агента.
Начинается сомнительная дружба личности и ис­точника его химической или (в случае развития не­наркотических зависимостей) биоинформационной «радости» и «свободы». Кому-то нужно погрузиться в грохот тяжелого рока, кто-то жаждет все новых и новых волнительных картинок на порносайтах, а кому-то нравится будоражить нервную систему ожи­данием очередного «выигрыша» в казино.
Аддиктивный агент включается в информацией но-энергетический метаболизм, становится незаме нимым спутником жизни полюбившего и привык­шего к нему человека, который и не догадывается о
том, что его переживание "свободы" лишь временно и процесс развития рабства, им самим не контроли­руем. Начинается путь вниз, путь к формированию особого образа жизни, который именуется специа­листами «аддиктивным».
Учитывая причинную специфику развития различ­ного рода зависимостей, можно однозначно опреде­лить средство спасения от различных форм несвобо­ды. Необходимо научиться произвольно, осознанно и творчески управлять своими настроениями и пере­живаниями, научиться менеджменту состояний, ос­воить искусство релаксации, мобилизации и само­программирования, благодаря которым только и возможно получить полную власть над собственной психикой и телом, а значит и над своей жизнью в целом.
Если человек замыкается в некоторых наиболее близких его душе химических или информационных удовольствиях, они со временем требуют все боль-.шего усиления дозировки аддиктивного агента, что по механизму обратной связи и приводит человека в тенета зависимости, из которых сам он выбраться оказывается не в состоянии.
Психофизиологически развитие зависимостей мо­жет быть понято как ложное обучение, как ошибка адаптации, как неверное программирование мозга стереотипами неэффективного поведения.
Привычка привычке рознь, хотя все они представ­ляют собой автоматизированные серии нейрологи-ческих реакций на стереотипно возобновляющиеся ситуации. Кто-то привык выпивать при первых при­знаках стресса, а кто-то спешит в аналогичной ситу­ации прибегнуть к продолжительной аутогенной тре­нировке, тем самым не только спасаясь от негативного влияния перенапряжения, но и извлекая уроки из трудностей, используя кризисную ситуацию в каче­стве урока, изучение которого будет полезным в даль­нейшем. Люди зависимые запрограммированы невер­но, а страдают из-за своего неумения осознанно перенастроить собственную нервную систему и обучиться новым, более радующим и менее травматичным стереотипам эффективной адаптации.Люди внутренне свободные управляют своими настроениями и переживаниями, в любой ситуации находя опору в терпении или повод для радости.
Проблема зависимого поведения усугубляется склонностью человеческой психики к самозащите. Выработанные привычки дефектной адаптации, яв­ляющиеся зависимостями, охраняются нервной сис­темой как ее главное достояние, вне зависимости от того, как к этим зависимостям осознанно относится сам человек. Поддерживая оптимальный уровень са­моуважения, необходимый для сохранения приемле­мой личностной интегрированности и ощущения соб­ственной целостности, зависимые субъекты, сами того не подозревая, развертывают глубоко эшелони­рованную псйхозащитную оборону против любых попыток освободить их от развившейся зависимости. Причина инертности сформировавшихся психофизи­ологических стереотипов, обеспечивающих функци­онирование поведенческих зависимостных привычек, кроется в вездесущности гомеостаза — стремления к поддержанию биохимического и нейродинамическо-го статус кво, присущим любой живой системе, в том числе и человеческому организму. Для обретения действительной свободы от аддиктивного агента не­обходимо не просто принять окончательное и беспо­воротное решение о радикальной трансформации всей жизни — необходимо приняться за пересмотр, реви­зию и как принято сейчас выражаться реструктури­зацию всего комплекса привычек, ожиданий и отно­шений, за перемену всего того, что делает нас социальной личностью — ансамбля взаимодействий с другими людьми и способов реагирования на жиз­ненные ситуации.
Необходимо изменить систему эспектаций (ожи­даний), перестроить комплекс личностно значимых целей, избрать принципиально новые — здоровые, эффективные, гармоничные — стратегии реализации собственных желаний, одним словом вместе с собой переменить все то, что совокупно включается в понятие "мой индивидуальный психокосмос". Ну, и ра­зумеется, необходимо освоить искусство управления собой, преодолев инфантильную склонность к незре­лым самооправдываниям, представляющим собой ничто иное как различные формы психозащит. Толь­ко так можно обрести действительную психологичес­кую свободу — осуществив системный глубинный анализ собственных убеждений, мотивов и ожиданий, пройдя процедуру комплексного суггестивного пере­программирования собственной психики и приоб­щившись к новому здоровому образу жизни в про­цессе психокибернетического научения.
Ничего невозможного в этом нет, однако дости­жение личной душевной свободы -- дело непростое хотя бы потому, что важнее этого для человека нет ничего. Главное же решение лежит в духовной облас­ти, оно связано с осознанием принципиальной по­зиции индивидуума, решающего жить или не жить. На самом деле специалисты отмечают некий квази­религиозный оттенок, присущий многим видам за­висимости, к примеру, алкогольной. Но эта квазире­лигиозность недуховна — она ущербна, дефектна, разрушительна по сути. Истинная духовность состоит в принятии решения быть — и стремлении быть как можно свободнее, счастливее и радостнее и для себя и для других. И без окончательного такого жизнеут­верждающего решения эффективно освободиться от зависимости вряд ли представляется возможным.
Ведь, в конечном счете, каждый человек остается в глубине души хозяином самого себя и реализует вовне лишь те программы и намерения, которые сан­кционированы им на некоем интимном уровне са­мобытия. Даже если при этом он оправдывается соб­ственной болезненностью слабостью воли или событийными случайностями, все равно готовность к очередному срыву и падению заранее рассмотрена им как возможная и принята как в целом допустимая (в известных условиях и при известных якобы оправ­дывающих его оговорках).
Разрубить путы, удерживающие человека в рабстве зависимости, одним ударом, пусть даже экзоти­ческим или секретным, в принципе невозможно. Не­обходимо проделать определенного рода непростую внутреннюю работу, в процессе которой очищаются авгиевы конюшни иллюзий, заблуждений и самооб­манов, которые одни только и поддерживали суще­ствование неэффективных псевдоадаптационных сте­реотипов. Важно системно и последовательно проанализировать все «за» и «против», определяю­щие личное отношение к зависимостному образу жизни. Важно дотошно разобраться в глубинно-пси­хологических механизмах санкционирования зависи-мостного поведения самим индивидуумом и разоб­рать характер влияния на него реальных жизненных обстоятельств и конкретных окружающих. Важно пе­ресмотреть существующие стратегии самореализации и проанализировать новые возможности, открываю­щиеся в связи с освобождением от тяготящего плена аддикции.
Главное — следует понять, что сам по себе путь наименьшего сопротивления рано или поздно при­водит человека на край бездны. Аддиктов следует рас­сматривать как душевно больных людей, доброволь­но избравших свой путь в самом начале, но в процессе погружения в пучину зависимого поведения утратив­ших способность самостоятельно оценивать происхо­дящее и не могущих освободиться лишь одними лишь собственными силами. Угнетающее зависимого субъекта ограничения свободы является осознанным и добровольным лишь в самом начале его печального пути к саморазрушению. Он нуждается в немалой и квалифицированной помощи для того, чтобы пробу­дить естественную для всех живущих жажду творчес­кой самореализации и личностной свободы и шаг за шагом, ступенька за ступенькой выбраться из инфер­нальной бездны зависимой «полужизни».
Психологическая свобода заключается в способ­ности индивидуума самостоятельно сделать то, чего он хочет на самом деле. Существует свобода реализации (поступков), и свобода желаний (хотений, расположений, тяготений, предпочтений, приоритетов). Причина развития аддиктивного поведения заклю­чается в неумении человека целиком опереться на самого себя. Умению же этому необходимо последо­вательно и методически грамотно обучаться, ибо ге­нетически оно не наследуется, а должно быть приоб­ретено подобно изучению грамоты или освоению арифметического счета.
Психологические защитные стереотипы очень сильны даже у профессиональных психотерапевтов, призванных по долгу службы помогать людям бороться с зависимостями.
Приведу только один пример. Известно, что боль­шинство алкоголиков для своего полного освобожде­ния от зависимости должны целиком и полностью — абсолютно! — расстаться с алкоголем, раз и навсегда. Это не достаточное, но совершенно необходимое ус­ловие их действительного выздоровления, без кото­рого другие усилия и труды оказываются попросту бессмысленными.
Дело в том, что склонность к алкогольной зави­симости по признанию специалистов связано с развитием энзимопатии — генетически определяемой недостаточностью ферментов, ответственных за ути­лизацию этанола во внутренней среде организма. По­этому алкоголику нельзя научиться «пить в меру» —- это биохимический и клинико-терапевтический нон­сенс! Каково же было мое удивление, когда я обна­ружил в работах многих современных отечественных авторов (профессиональных психиатров-наркологов и психотерапевтов, работающих с зависимыми па­циентами) ссылки на необходимость развития неко­ей «алкогольной экологии» или «культуры потребле­ния спиртного». По-видимому, в данном случае речь идет о косвенном проявлении глубинных психозащит в жизни самих профессиональных человековедов, которые, как в известном анекдоте, знают, что дваж­ды два — это четыре, но принять это для них совер­шенно невыносимо.
Мало кто из собирающихся освободиться от зависимости осознает позитивную сторону исцеления: почти все прощающиеся с зависимостями клиенты словно идут на эшафот — в траурном настроении и в некоем припадке самоотверженного служения ближ­ним. На самом же деле необходимо понять, что сво­бода реально приносит любому из получивших ее несказанное наслаждение и открывает пути получе­ния самых различных удовольствий и радостных пе­реживаний. Освобождение от аддикции — это не толь­ко «потеря привычного кайфа», но и открытие доступа к новым, ранее неведомым удовольствиям и наслаж­дениям.
Погрязшему в похмельных поисках страстей да приключений субъекту недосуг осознать, например, фантастическую легкость переживания собственной творческой свободы или незабываемых ощущений, связанных с радостью преданного служения истинно любимому человеку. О новых вкусовых и обонятель­ных ощущениях, как и об открывающихся возможно­стях социализации и медитативных путешествований и говорить не приходится. Высшее наслаждение — реализация заветных мечтаний и осуществление стра­тегически важных фантазий.
Освободившиеся от зависимостей отмечают, что в продолжение нескольких месяцев после обретения свободы позитивные возможности и выгодные сюр­призы буквально осыпают их со всех сторон — оста­ется лишь подбирать драгоценные зерна обновлений и благодарить за них неисчерпаемо богатую природу нашего собственного глубинного существа. В зависи­мости человек выбирает удовольствие одно — разру­шительное, смертельно опасное и ограниченное да сомнительное, утрачивая из-за этого целые спектры радостей и миры наслаждений.
Понять последнее может лишь освободившийся, но испытать эту новую реальность вправе каждый — каждый, для кого новые опыты и драгоценные воз­можности окажутся дороже и важнее постылой при-бычки к примитивному самоудовлетворению, да еще и совершающемуся в ущерб окружающим и самому себе.
Итак, зависимое состояние, аддиктивная ограни­ченность представляет собой именно болезнь. Но по­лучается так, что человек сам умудряется встать на собственном пути и воспрепятствовать обретению им же самим столь желанной свободы. В духовном плане любая зависимость недостойна Человека Разумного. Главным свойством разума является способность раз­решать любые возникающие на пути развития инди­видуума проблемы. Поэтому отказ от разрешения проблемы зависимости конкретным человеком сви­детельствует о некоторой доле неразумности в его поведении. Втайне об освобождении от аддикций меч­тает каждый, причем степень этого действительного тайного желания прямо пропорциональна тем огра­ничениям, которые накладывает зависимая жизнь на возможности развития индивидуума.
Зависимость —- это не только проблема, затрудне­ния и болезнь. В китайском языке одним и тем же иероглифом означается и «опасность», и «возмож­ность», соответствующие греческому слову «кризис». Наличие серьезно сформированной зависимости пре­доставляет самому зависимому субъекту шанс ради­кально трансформировать, обновить и очистить все полотно собственной жизни — и воодушевленно при­няться за свободное чистописание своей судьбы. Раб­ство в плену зависимости связано с недостатком пси­хологической культурности и психорегуляционной опытности. Зато ясна и альтернатива зависимому по­ведению. Она заключается в намеренном освоении приемами управления собственным развитием.
Опыт профессионально грамотного лечения в про­цессе поисков личной свободы объединяется с твор­ческой волей к действительному освобождению — получению новых возможностей духовно-творческой самореализации индивидуума. С разрывания пут ог­раничивающей личностное развитие аддикций начи­нается совершенно новая жизнь — чистая, свобод­ная, свежая.
Она не обязательно окажется беспроблемной и комфортно-уютной, но обязательно будет полной поисков, побед и открытий. Одна за другой станут обнаруживаться новые — интересные, неожиданные, достойные внимания — проблемы, но при этом бу­дет накапливаться конструктивный опыт их позитив­ного разрешения, с развитием которого человек бу­дет чувствовать себя все сильнее, целостнее и состоятельнее. Появится масса новых поводов для размышления над своей жизнью, откроется немалое число причин к самоуважению и переживанию чув­ство собственного достоинства, обнаружится, что мир полон людей, нуждающихся в помощи, оказывать которую и интересно,* и приятно. Мало-помалу бо­жественное начало обретет верх над началом машин­ным, животным, механическим. Для этого нужно позволить самому себе стать немного счастливее, то есть свободнее, а значит отойти от привычных сте­реотипов самооправдываемых стереотипов зависимого поведения и рассмотреть возможные сценарии более гармоничного и приятного выстраивания собствен­ной жизни, полной возможностей реализации завет­ных мечтаний и осуществления действительно цен­ных целей.
Всякий человек от рождения обладает исконным правом на полноту интегральной самореализации. Попадание в зависимость подводит индивидуума к той черте, за которой он должен принять решение об обретении действительных подтверждений собствен­ной духовной состоятельности. Будет очень приятно, если изучение работ, включенных в этот сборник, поможет кому-нибудь в содействии удивительному и таинственному процессу освобождения от пут да те­нет — и самого себя, и связанных с нами людей, родственников и клиентов.
Нам даровано право решать — жить в радостной свободе или прозябать в болезненных призрачных лабиринтах аддиктивного рабства.скачать dle 12.1
Вернуться назад