В грандиозной индустрии американского франчайзостроения главным всегда остаётся вопрос «почему именно сейчас». В случае с М:И этот вопрос ничуть не менее актуален. Вот есть Том Круз, бессменный продюсер и главный герой-харизматик в одном флаконе, никуда не убегал, никуда не пропадал, трудится себе на благо мировой сайентологии. Однако первый фильм вышел в 96м, второй — в двухтысячном, а за третью часть активно взялись только в прошлом году, дабы успешно отрапортовать о начале проката к маю 2006го. Почему сейчас, почему не два года назад?
И не то чтобы Тома Круза на экране тогда получилось бы слишком много (грядущий «Соучастник» легко пережил бы перенос на какой угодно срок), и не то чтобы майская конкуренция в мировом прокате тогда была бы выше, чем сейчас (скорее даже наоборот, грядущие майские релизы заведомо оттопчут все ноги кому угодно), да и сам рынок именно сейчас переживает изрядные трудности со зрителем.
Или, может, всё это время наш неугомонный искал себе на проект именно такого режиссёра как Джей Джей Абрамс (см. «популярность сериала Lost») и именно такого актёра как Филипп Сеймур Хоффман (см. «Оскар за лучшую мужскую роль»). Возможно. Но скорее сначала всех напугала грядущая «Троя», потом дедушка Спилберг очень попросил Круза не отвлекать народ от «Войны миров», а майский кино-пасьянс распугал дедушка Лукас. Да и лишние два года выдержки хорошему франчайзу ещё никогда не вредили, об этом твердят все самоучители «Как снять за два месяца самый кассовый летний блокбастер года».
В любом случае, фильм по ряду причин вышел именно сейчас, вот в таком составе, а что это за фильм и с чем его едят, попробуем разобраться вместе.
Вообще, конечно, ничего общего все три фильма, окромя старины Круза, между собой не имеют, спецагент Итан Хант бегает за врагами и от врагов, совершает очередную невыполнимую миссию с участием акробатических и прочих трюков, после чего отправляется в очередной многолетний отпуск. При этом главный герой оставался абстрактным суперагентом без прошлого, будущего и квитанций за неправильную парковку. Построить вокруг него какую-то историю, как-то завязать сюжет создатели обоих фильмов даже не пытались. По крайней мере так было до сих пор, поскольку за классической музычкой и банальными, в общем-то, титрами, нам вдруг неожиданно предьявляют — невесту героя, личного врага героя, самого героя, сменившего сосредоточенное лицо «человека в чёрном» на столь любимое народом выражение «Том Круз зол, очень зол, моя убивать, аргх», после чего зритель оказывается готов смотреть всё с самого начала.
Прошедшие годы многое изменили в жизни Итана Ханта, они сделали его улыбчивее, завели в его доме толпы друзей всех цветов радуги, поместили в его объятия подружку-невесту и вообще сделали респектабельнее и тяжелее на подъём. Да, а ещё он, как водится, завязал.
Конечно, сюжетные ходы новизной не отличаются, как не будут они отличаться и далее по тексту, но это — уже сюжетные ходы, основа для патентованных абрамсовских психологизмов и повод для сопереживания герою, который перед очередным миссиеневыполнимым экшном отчего-то даже нервничает и даже, нет-нет, да и заплачет. В этом смысле если создатели правда ставили своей целью наполнить сериал новой жизнью, им это, несомненно, удалось. И болшущщее за это спасибо они должны сказать свежему оскароносцу Филиппу Сеймуру Хоффману.
Суметь в кадре догнать и даже перегнать Тома Круза по харизме до сих пор не удавалось практически никому, а тут с первого эпизода до самого финала — такой пассаж. Мордатая бестия на экране-то появляется раза три, но держит собой всё повествование и даже придаёт ему некую непостижимую логику. Да, за таким стоит гоняться всем спецслужбам мира, такого позовут к Папе на приём, такой правда выберется из любого застенка и отыщет, отомстит, разорвёт на куски и сожрёт сырьём. А уж как хорош Хоффман в роли Итана Ханта, загримированного под Оуэна Дэвиана, страсть как хорош. Злобный, мстительный эгоистичный, какой замечательный задник для оттенения патриархальных ценностей ушедшего на покой суперагента!
Его просто так не изловишь, тут нужен настоящий миссиеневыполнимый подход. Каковой и не медлит проявиться во всей своей возрождённой красе. Всё летит, взрывается, главгерой скачет по крышам что твой Тарзан, мечется по миру и даже получает заряд тротила в мозг, каковой мозг в итоге… впрочем, обойдёмся без спойлеров.
Потому что в дело, наконец, вступает гражданин режиссёр Джей Джей Абрамс и его же нерукотворное влияние на сценарий, ажно вынесенное в титры. О, он постарался на славу. И даже перестарался. Для фильма, в котором сюжет «слава богу, что есть», то есть работает в основном для худо-бедной мотивации поведения героев и связки между экшн-сценами, так вот, для такого фильма сюжета оказалось даже слишком много. Да, долгие напряжённые взгляды Круза и его же бодрая побежка это здорово, но весь этот натужный детектив «у нас завёлся засланный казачок» в итоге начинает сводить мышцы от пожимания плечами, а то и просто раздражать.
А хронометраж-то не резиновый, рассчитанные по секундам сцены не оставляют возможности хоть как-то объяснить, какого чёрта нужно было самолично ездить в Ватикан чтобы получить в чемодане план шанхайского небоскрёба, да и «секретная емэйл-переписка», хранившаяся на ноутбуке посреди заброшенного завода, куда вот-вот должны нагрянуть спасатели Чип и Дейл… в общем, Абрамс так увлёкся своими излюбленными играми в перевёртыши и заговоры, что не осталось времени на обязательную программу.
Потому стоит тебе выйти из кинозала под фанфарный музон, как в голову начинает лезть нехорошее из разряда «ну и бред». Во время же, собственно, просмотра, к вящей нашей радости, такого как раз не наблюдается, потому что при явно уменьшенном относительном количестве собственно трюков и стрельбы и увеличенном хронометраже на «разговоры за жизнь» (см. сцену «Итан Хант по телефону уговаривает сослуживца»), фильм, во-первых, всё-таки не даёт спасть должному напряжению, а во-вторых, полно самых замечательных отсылок к киноманским чувствам (от «Правдивой лжи» до «Мистера и миссис Смит»), а также простого незамутнённого юмора. Шуток над самим собой у Джей Джея набирается на три третьих «Терминатора», который тоже поневоле грешил подобными вещами.
В итоге же мы так и получаем — бодрое по-летнему бессмысленное кино с попыткой нарисовать некий психологизм, вполне энергичными и уместными боёвками, слабо укладывающейся в голове логикой повествования, двумя (тремя) гражданками в кадре, играющими мебель, одна из которых погибает, а вторая поразительно похожа на Кэти Холмс. Кроме того фильм богат замечательным негодяем, одним негодяем ниже среднего, а также не понять к чему появляющимся в кадре Лоуренсом Фишберном и ещё двумя-тремя персонажами на грани полупрозрачности. И, конечно же, в фильме полно патентованных визуальных и пиротехнических красот.
Кто тут на ком стоял, и какие составляющие в итоге склонят на ту или иную сторону зрительские симпатии, увидим по итогам проката, однако набирающий обороты бренд «Круз-Вагнер Продакшнс» сделал очередной крупнокалиберный залп и сумел создать виды на дальнейшее продолжение сериала. Ближе к 2010 году, как считаете? До встречи в кино.
«
Миссия: Невыполнима 3» (“Mission: Impossible III”), 2006
Режиссёр:
Джей Джей Абрамс
Сценарий: Алекс Курцман, Роберто Орчи, Джей Джей Абрамс
Оператор:
Ден Миндель
Композиторы: Лало Шифрин, Микаель Гиаччино
Продюсеры:
Том Круз, Пола Вагнер
В ролях:
Том Круз, Вин Рэймс, Кери Расселл, Филипп Сеймур Хоффман, Лоуренс Фишберн, Мишель Монаган, Джонатан Рис Мейерс, Мегги Кью и другие.
Роман КОРНЕЕВ, Кинокадр скачать dle 12.1
Вернуться назад
|