Главная > Техномания > Чёрный ястреб Икс возобновил штурм по вертикали
Чёрный ястреб Икс возобновил штурм по вертикали3-08-2006, 23:05. Разместил: Al13 |
Он появился на международном авиасалоне в полный рост, да ещё и в угрожающем чёрном цвете. И с оружием, к тому же. Летающий автомобиль из Израиля, который уже стал забываться из-за череды невыполненных обещаний, вернулся с одной лишь заявкой "возьмите на службу в армию США". Теперь машина, помимо вертикальных взлётов и посадки, интригует ещё и ездой по земле. Во время премьеры макета X-Hawk компании напустили тумана (фото Urban Aeronautics). Над публикой с массивного постамента нависал хищного вида чёрный аппарат с двумя шестиствольными пушками M61 Vulcan калибра 20 мм. Заявленные "авиационной" прессой размеры этой, разумеется, нелетающей модели 8,2 метра, а ширина 4 метра, а высота 3,3 метра (хотя на снимках кажется, что "Хоук" поменьше; может, всё-таки размеры прежние 4,7 х 2,5 метра?). Это какие-никакие факты, а остальное вообще — сплошь теория. Чёрная модель выглядит лучше всех. Прежний полномасштабный прототип отрывался от земли 10 раз (по словам Йоли), но имел бледно-зелёный окрас. На компьютерных картинках аппарат был жёлтым, была и белая модель (фото с сайта chosun.com). По последним оценкам, такой вот X-Hawk мог бы летать с максимальной скоростью 250 км/час на высоте примерно 3,5 км, неся на себе 1362 кг полезного груза ("Хоук", по идее, должен будет вмещать 11 бойцов плюс один пилот). Вес самой машины – около 2 тонн. Раньше такого не было, но отныне ожидается, что аппарат сможет и ездить по улицам на скоростях 16-19 км/час. Дабы никто не усомнился в военном предназначении X-Hawk Fancraft, с обоих бортов ему повесили по 6-ствольной пушке (фото с сайта flightglobal.com). В качестве двигателей для двух горизонтальных роторов диаметром 2,5 метра пока рассматривается пара турбовальных Honeywell LTS101, но возможна установка и более мощных моторов: LHTEC CTS800 или MTR390. Продолжительность миссии этого аппарата не превышала бы 2 часов, но в компании уверены, что такой "выносливости" достаточно – для более длительных миссий, по их словам, можно выбрать "что-нибудь более подходящее", самолёт или вертолёт. "Изначально мы рассматриваем X-Hawk исключительно как предложение американским вооружённым силам и обратились к Управлению военно-морских исследований ( Office of Naval Research — ONR). Цель презентации здесь, в Фарнборо, состоит в том, чтобы ускорить получение финансирования. Это не должно быть 25-летней программой, но оно может ею стать, если мы сейчас упорно не потрудимся, чтобы пробудить интерес", — сообщил Джон Татро (Jon Tatro), директор Bell Helicopter по развитию перспективных концептов. Он всерьёз рассчитывает на деньги ONR, $500 тысячный контракт для начала, упоминая, впрочем, и переговоры "с другими потенциальными американскими военными клиентами".
Теперь заметим, что полномасштабный опытный образец данного аппарата построен не впервые. Был и другой, который даже отрывался от земли на несколько сантиметров. А посему – предыстория.
О том, что идея Urban Aeronautics не умерла окончательно, начиная с лета 2005-го стали свидетельствовать сообщения о модели в масштабе 1:10. Год назад её впервые показали на встрече Американского общества вертолётчиков (
American Helicopter Society — AHS), ещё свозили её в Лондон, причём и там, и там собрали массу восторженных отзывов и, как заявила фирма, "завязали новые отношения со множеством важных игроков". Слева: белая модель аппарата в аэродинамической трубе. Справа: жёлтый макет в мастерской компании (фото Urban Aeronautics). В августе 2005-го модель неплохо прошла туннельные испытания в университете Аризоны ( University of Arizona ), в апреле-мае этого года с летающими машинами познакомилась Ассоциация армейской авиации Америки ( Army Aviation Association of America — AAAA или "Quad-A"), кроме того, было объявлено, что "работа над демонстратором концепции продвигается как запланировано". И вот теперь имел место дебют полномасштабного прототипа X-Hawk на авиасалоне в Фарнборо. В пресс-релизе американской компании Bell Helicopter, на правах старшего брата участвовавшей в представлении концепции Urban Aeronautics, как и следовало ожидать, встречаются сочетания "передовой подход", "революционная технология" и "универсальное воздушное транспортное средство". Снимок с форума Американского общества вертолётчиков. Крайний справа доктор Йоли, крайний слева – один из директоров Bell Helicopter Джон Татро (фото Urban Aeronautics). Из этого же релиза следует, что партнёры с целью ускорения развития X-Hawk выработали поэтапный подход. В первой фазе будут выполнены оценка технологии и анализ рынка с возможным подключением новых источников финансирования. Во второй фазе будет построен демонстратор, а дальше видно будет. То бишь, "а потом всё сначала, я ждала и скучала"? Вроде бы, не совсем. Рафи Йоли говорит, что демонстратор полетит по-настоящему "в течение 10 лет, 15 — самое большее", и для этого прямо сейчас ищутся "дополнительные $10 миллионов". Предполагаемая цена X-Hawk будет сопоставима с военными представителями "царства вертолётов" — около $6 миллионов. мембрана
Вернуться назад |