Главная > Фото > Ликбез: все о режимах съемки в цифровых фотокамерах

Ликбез: все о режимах съемки в цифровых фотокамерах


22-11-2006, 11:33. Разместил: Al13

В современных цифровых фотокамерах существуют сюжетные, автоматические, полуавтоматические и ручные режимы. В рекламных проспектах, в описании фотокамер часто можно встретить подобного рода тексты: «большой набор режимов съемки – 15 – помогает получить блестящий результат при любых условиях съемки. Предустановленные режимы съемки особых сцен, такие как в помещении, Пляж и Снег, позволяют фотографировать при сложных условиях освещения…» и т.д. Прочитав эту информацию, возникает вопрос – а зачем тогда нужны остальные режимы, если камера сама умеет неплохо снимать? Попробуем разобраться.

Полностью автоматический режим

Так называемая «зеленая зона». На диске выбора режимов он отмечен зеленым значком или надписью «AUTO». «Полный автомат» предназначен для того, чтобы пользователь камеры сосредоточился только на компоновке кадра. Вы выбираете объект, зумируете, нажимаете наполовину кнопку спуска, камера фокусируется, определяет экспозицию (способ экспозамера, как и выдержку с диафрагмой, зону фокусировки, светочувствительность, баланс белого – камера все параметры выбирает без вашего участия), и снимок готов. Если камера сочтет, что света недостаточно, то включит вспышку.

Преимущества: когда условия съемки «по плечу» автоматике – вы получите неплохие кадры, сосредоточившись целиком на композиции. В этом случае вы быстро и без лишней головной боли получаете снимок. Этот режим особенно пригодится в походах, на экскурсиях и т.п., когда нет времени, навыков, знаний, чтобы вручную выставлять разные режимы и параметры. Съемка ведется по принципу «наведи и щелкни». В основном для такого рода съемки покупаются камеры начального уровня – модели с «одной кнопкой».

 

Сделать такой кадр в автоматическом режиме будет непросто

Недостатки: камера может сфокусироваться совсем не там, где вам нужно. И в итоге нужный объект может оказаться просто не в фокусе. Например, фон будет резким, а человек – нет, или вместо лица камера сфокусируется на ветке дерева. Камера также может не справиться с необычными условиями освещения, и есть риск получить темный или, наоборот, слишком светлый кадр. Автоматика может выбрать слишком высокую светочувствительность, и картинка получится шумной. Или когда вспышка не желательна автоматика не позволит ее принудительно отключить. Там где нужна короткая выдержка, она установит длинную – при съемке спорта, например. В результате – смазанное движение. Камера не знает, что вы хотите снять и какой параметр съемки для вас в конкретном случае самый главный. Она выставляет параметры по своему усмотрению, по заложенному разработчиками алгоритму. И не всегда результат получается удачным.

Сюжетные программы

Фотокамеры профессионального класса не имеют сюжетных режимов. Почему? Потому, что профессиональные фотографы имеют большой опыт и сами выбирают съемочные параметры. Используя значительно более гибкий контроль в профессиональных камерах, можно добиться намного лучшего результата, чем при использовании сюжетных режимов. Сюжетные режимы – это преимущество компактных камер. В небольших камерах не очень удобно устанавливать выдержку и диафрагму и т.д., нажимая на крошечные кнопки, – это занятие не для слабонервных. Гораздо проще повернуть одно колесико и установить сюжетный режим.

Случается, что при покупке камеры, ориентируются на число «сюжетов». Хотя это далеко не самое важное преимущество при выборе камеры, но, если вы хотите получить хоть какой-то контроль над процессом съемки, но опыта вам еще не хватает, большое количество сюжетных программ, бесспорно, не помешает. Но если есть желание добиться большего, получить полный контроль над съемкой, то из двух камер нужно выбрать ту, в которой есть ручные настройки.

 

Такой динамичный сюжет можно снять с помощью сюжетной программы «Спорт»

Итак, следующий шаг к «свободе творчества» – это сюжетные программы. Вне сомнения, для новичков сюжетные режимы это настоящая палочка-выручалочка. Полностью автоматический режим, как мы выяснили и как, наверное, вы уже успели убедиться на практике, часто связывает вас по рукам и ногам. А вот сюжетные программы (или сценарные режимы) дают возможность уже лучше подстроиться под сюжеты и условия освещения.

Используя их, уже вы получаете несколько больше свободы действий. Есть из чего выбрать, так как в современных камерах набор сюжетных программ довольно большой. Камера установит экспопару (диафрагма и выдержка) в соответствии с выбранным вами сюжетом. Также вам не понадобится выставлять остальные параметры съемки.

Чаще всего в камерах встроены такие сюжетные режимы как портрет, пейзаж, спорт, ночной портрет, макро.

Портретный режим – камера устанавливает максимально открытую диафрагму, чтобы уменьшить глубину резкости. При этом хорошо прорабатываются черты лица, а фон получается размытым. Главный объект съемки отделяется от фона, и главный композиционный акцент делается именно на портретируемом. Также часто устанавливаются точечная фокусировка и центрально-взвешенный замер.

 

В портретном режиме главный объект получается резким, а фон - размытым

Пейзаж – камера устанавливает малую, закрытую диафрагму, при этом достигается большая глубина резкости. Соответственно, при малой диафрагме устанавливается длинная выдержка. Неплохо камеру установить на штатив, особенно если освещение слабое. Часто фокусировка устанавливается на бесконечность, благодаря чему передний, средний и дальние планы предаются четко, хорошо проработанными, резкими. Этот режим еще можно использовать при съемке через стекло, поскольку в других режимах камера скорее всего сфокусируется именно на стекле. Режим экспозамера – матричный, по всему полю кадра.

 

В пейзажном режиме устанавливается как можно более закрытая диафрагма,
чтобы все поле получилось в резкости

Спортивный режим – камера устанавливает максимально допустимую короткую выдержку, чтобы снизить риск «смаза» движущегося объекта. Могут принудительно включиться следящий автофокус и серийная съемка. В некоторых камерах режим с подобными настройками называется «Дети» – забавное, конечно, название, но родители понимают, насколько оно близко к правде.

 

Короткая выдержка и серийная съемка в спортивном режиме
позволяют снимать динамичные сюжеты

Ночной портрет – на снимке вместе с портретом проработается и задний план (ночные фонари, рекламные огни, свет в окна и т.д.). Включается вспышка и довольно длинная выдержка, так что камеру стоит зафиксировать.

Макро – в этом режиме камера позволит вам крупным планом снять с близкого расстояния маленький объект: цветок, насекомое, монетку, марку. Автофокус переключается на фокусировку с близкого расстояния.

 

В макрорежиме камера переключается на фокусировку с малого расстояния

Перечисленных сюжетных программ вполне достаточно для большинства случаев. Во многих современных камерах встречаются такие режимы как пляж/снег/ночная съемка/фейерверк/текст и т.д. Набор зависит от модели камеры, отличаются дополнительные режимы незначительно и не так часто нужны, как четыре-пять основных. Нужны сюжетные режимы, использовать их или нет – решать вам.

Преимущества: главное – они позволяют быстро переключиться в соответствующий режим, обеспечивая неплохой результат, в большинстве случаев. Относительно режима «Авто», вы уже точнее указываете камере, как нужно снимать, в каких условиях. Это полезно, если вы не знаете, как устанавливать: диафрагму, выдержку и т.д.

Недостатки: не все так гладко, как может показаться вначале. Вы ограничиваете себя тем, что за вас выбирает камера. Алгоритмы работы сюжетных режимов далеки от совершенства, они рассчитаны на результат «в целом», «в среднем».

 

Для зимних пейзажей существуют отдельные сценарии, поскольку у таких сюжетов очень высокая яркость,
и ее нужно компенсировать

Если, например, снимая пейзаж, вы установите соответствующий режим, то получите вполне приемлемую картинку. Но камера не знает, какая глубина резкости вам необходима, или же на какой диафрагме именно ваш объектив обеспечит наиболее качественную картинку. В одном случае снимая с диафрагмой f8, вы получите отличную картинку – резкость, детализацию, в другом случае может понадобиться f11 или f16. А автоматика вам выдаст f6.3, к примеру. Не совсем то, что вы хотите получить. То есть вы не полностью контролируете процесс съемки. Там где нужно добавить/убавить резкости/чувствительности и т.д. вы просто доверяетесь автоматике, которая пользуется только своим шаблоном «поведения», рассчитанным на «среднестатистический» вариант. Поэтому существуют еще и другие режимы – так называемые творческие.

Творческие режимы

Программный режим. Обозначается буквой «Р». Это, в общем-то, автоматический режим, но в отличие от «Авто» позволяет вам вносить свои изменения во многие выбранные камерой параметры. Он позволяет менять светочувствительность ISO, баланс белого, выбрать режим и точку автофокусировки, экспозамер, экспокоррекцию, изменять пару выдержка-диафрагма, сдвигая пару в нужную сторону (программный сдвиг). Также можно управлять работой вспышки.

Преимущества: конечно, он удобнее в сравнении с полным автоматом, так как изменение параметров съемки дает вам возможность влиять на результат.

Недостатки: он неудобен тем, что вы не можете задать фиксированное значение нужного параметра – выдержки, диафрагмы. Не всегда приходится соглашаться с тем, что предлагает камера – например, когда условия освещения постоянно меняются и часто подстраивать нужную экспопару неудобно.

 

Этот снимок сделан в программном режиме с выбором
наиболее подходящей пары выдержка-диафрагма

Режимы приоритета выдержки и диафрагмы. Практически любые сюжетные режимы можно смоделировать соответствующей установкой выдержки и диафрагмы. Но обратное невозможно. Если знать, когда какую установить выдержку с диафрагмой, светочувствительность, то можно вполне обойтись без сюжетных режимов. Разработчики камеры создают их для удобства пользователей – этакая шпаргалка…

Приоритет выдержки и диафрагмы – очень удобные режимы для съемки в большинстве случаев, они позволяют точно установить необходимый параметр. Допустим, вы снимаете выставку. Экспонаты все разные, освещены по-разному. Вам нужно, чтобы они получились одинаково резкими, четкими и, разумеется, нормально проэкспонированными. Подбирать каждый раз выдержку и диафрагму неудобно или просто нет времени, особенно если снимать приходится много. На камере вы устанавливаете фиксированное значение диафрагмы, при которой глубина резкости вас устраивает, например, f6.3. Далее камера уже сама будет подбирать выдержку, ориентируясь на установленные вами значения диафрагмы и чувствительности.

Режим приоритета выдержки будет полезен, когда вы хотите «поймать» движение. Скажем, вам нужно снять спортсмена в движении. Вы устанавливаете короткую выдержку, например 1/500 с или 1/1000 с, и камера подберет соответствующую диафрагму (так как она в этом случае играет второстепенную роль). В итоге вы снимаете гарантированно без «шевеленки».

 

Приоритет диафрагмы пригодится, когда при съемке в разном освещении
нужна постоянная глубина резкости, например на выставке

Режимы приоритета выдержки и диафрагмы, как и все остальные, имеют свои преимущества и недостатки.

Преимущества: позволяют не «крутить» колесики, не «подгонять» к каждому кадру соответственно выдержку или диафрагму. Экономится время, съемка проводится более оперативно. Режимы приоритета удобны при репортажной съемке. В большинстве случаев они вместе с интегральным (матричным) замером обеспечат хороший результат, особенно на улице. В сравнении с сюжетными режимами они дают более точный и предсказуемый результат.

Недостатки: камера может ошибиться, измеряя освещенность – в результате вы получите неверную экспозицию. Также они помешают, если вы намеренно захотите передержать или недодержать снимок – все-таки экспопару камера подбирает автоматически.

Полностью ручной режим. «М» – manual. Еще более точный, вернее, самый точный контроль над процессом фотосъемки дает полностью ручной режим. В этом случае вы выставляете вручную как выдержку, так и диафрагму, а также светочувствительность, и тип экспозамера. Тем самым, добиваясь такой экспозиции, которая вас устроит.

Приоритет выдержки: требовалась короткая выдержка,
а выставить экспозицию вручную не было времени

Преимущества: это чаще всего удобно при студийной съемке со вспышками, когда вы точно устанавливаете все параметры и получаете гарантированно нужный результат. К тому же бывают сложные условия съемки, когда автоматика просто не справляется, и выдает неверный результат. Ручной режим можно предпочесть, снимая архитектуру, пейзаж. Камера отработает все как нужно – предсказуемость результата стопроцентная. Полезен ручной режим и при съемке панорам, поскольку автоматика для разных частей панорамы может просто установить разную экспозицию.

Не всегда может получиться точно с первого раза. Вы можете сделать несколько снимков, подбирая точнее параметры съемки, оценивая результат. Но на то она и цифровая фотография, чтобы смело экспериментировать, не жалея пленки, где сделать пробных 10 кадров уже роскошь. А главное, результат вы оцениваете сразу – по гистограмме, по картинке на ЖК-мониторе или на компьютере.

Недостатки: это не очень удобно при репортажной съемке, когда нужна высокая оперативность. Как показывает практика, очень часто, научившись снимать в ручных режимах, уже не хочется возвращаться к автоматическим, хотя с ними быстрее и проще. Имея большой опыт, можно всегда снимать в ручных режимах и вполне уложиться во времени, все зависит от навыков. Однако все равно автоматические и полуавтоматические режимы дают выигрыш во времени.

Не всегда время позволяет «поймать момент» даже в автоматических режимах. Для таких задач можно включить режим серийной съемки – камера сделает несколько кадров подряд, и вы отберете наиболее удачный снимок.

Снимайте больше. Чем чаще фотографируете, тем лучше. Любую теорию нужно закреплять практическими действиями. Каждая камера имеет свои сильные и слабые стороны и, изучив их на практике, вы добьетесь лучших результатов. Точно экспонировать кадр можно в любых условиях съемки. Все зависит от правильной корректировки работы автоматики камеры.

Артур Газаров, зум 

скачать dle 12.1
Вернуться назад