Главная > IMhO > Пошлины и Приморье. Частное мнение.
Пошлины и Приморье. Частное мнение.26-12-2008, 14:19. Разместил: Al13 |
Nota bene. Я обычно не пишу о политике, но тут не удержался. Написано все это было для моих московских друзей с одного из форумов о путешествиях, где развели шум и гам относительно характеристик железа на колесах, и главного вопроса нашей с вами современности - с какой стороны должен быть руль; считая, что основная проблема тех, кто вышел в эти выходные на площадь Владивостока, в том, что они просто очень любят подержанные японские иномарки конкретно с правым рулем. Стало понятно, что очевидные в Приморье вопросы совершенно неочевидны для жителей западной части России, поэтому пришлось написать много, чтобы люди смогли посмотреть на проблему в целом, вне привязки к подержанным иномаркам. Этот материал не задумывался как публицистическая статья, а тем более как научное исследование, я старался изложить как можно популярнее, в чем суть проблемы для нас, приморцев. Вопрос, кстати, не в железе, не в пошлинах и не в руле. Все упираются в правый/левый, в японка/европейка, запретить/разрешить. Всё это не важно для Приморского края сегодня. Вопрос серьезнее, вопрос в экономике региона в целом. Поскольку я работаю в научно-исследовательском институте в отделе, который среди прочего занимается перспективным планированием развития Приморского края и ДФО в целом (в основном с точки зрения развития транспортной инфраструктуры), то знаю, что когда МЭРТ заказывает работу за работой во вопросам "как привлечь население в пограничные области", "как остановить демографический спад в Дальневосточном ФО", "как развивать Приморье", "какие проекты можно и нужно реализовать для развития края" это значит, что "центр" серьезно интересуется этими вопросами и идея понятна - нашей стране нужен этот край, он передний и его надо укреплять. Время крепостных стен прошло давно, сегодня главное укрепление границ - люди, города, а также экономические и культурные границы. У наc (у России в целом), сосед тут на Дальнем Востоке очень сложный, ведь нас тут в Приморье меньше 2 миллионов, а буквально через границу живет более 100 (ста!) миллионов человек (в пограничных провинциях Цзилинь и Хейлунцзян, по последним данным около 150 миллионов только учтенных китайских граждан). Да, с Хабаровским краем и Амурской областью нас около 6 миллионов, но какое имеет это значение при таком порядке цифр, 6 и 150. Если кто ездил отсюда в Китай, то знает, что у нас к границе подходит чуть ли не грунтовка на полторы колеи, а с той стороны, на минуточку, на китайской "чукотке" (а что такое провинция Хейлунцзян для Китая? Чукотка и есть!) - великолепное бетонированное широченное шоссе, по которому отлично в четыре ряда при случае пойдут танки. Вот точно, что не для редкого автобуса с нашим челноками такое шоссе "в никуда" на самом северном краю страны построили китайцы, никакого торгового трафика на нем не было и нет. Так вот вопрос, а зачем оно? Даже думать об этом всерьез не хочется. Хотя танки все-таки в обозримом будущем не ожидаем, но подготовка к освоению явно ведется. Если Россия собирается оставлять эти территории у себя в долгосрочной перспективе, для этого есть только один выработанный историей способ - заселить их своими людьми. Ни армия, ни граница, проведенная на карте, ничто не остановит от экспансии так эффективно, как свои, патриотически настроенные граждане со свой стороны границы. Проверено временем и историей на примерах многих империй. Удержали границы только те, кто заселил территорию и царское правительство это понимало, расселяя вольное казачество вдоль границ, и советское тоже понимало - заманивали людей на край страны длинным рублем и льготами. Все это делалось с одной целью, не собрать с этих людей налог побольше, а создать условия для того, чтобы они сами, по собственному желанию, селились у границ и что бы сосед видел, что это наша земля, мы её хозяева, мы её используем и мы будем её защищать. Захватить можно много, удержать сложно. История уже несколько тысячелетий учит нас этому, а ведь если задуматься, Россия здесь, на Дальнем Востоке, всего лишь 150 лет всего, а поскольку по работе мне приходится читать разные материалы, могу сказать, что и китайцы, и даже корейцы считают этот край своим (а Японцы - Сахалин и Курилы). Пишут статьи, диссертации, собирают конференции, обсуждают. У них альтернативная история и география. У всех населенных пунктов Приморья (я думаю и Хабаровского и Амурского края) есть китайские названия и китайцы их знают именно под этими названиями, Владивосток = Хай Шен Вей. Во многих местах Китая можно увидеть наглядную агитацию, где китайская граница сдвинута куда как глубже в Восточную Сибирь, захватывая и Приморский, и Хабаровский край. Недавно наше правительство отдало Китаю еще 337 кв. километров русской земли рядом с Хабаровском, теперь можно ставить гаубицы на китайской территории и лупить прямо по центру крупнейшего в Дальневосточном федеральном округе города, настолько вплотную подошла граница. Из Москвы этого не видно, я знаю. Так вот, к машинам. Уже много где очень правильно сказали, что такое автобизнес для Приморья. Но этот бизнес ценен не только японскими подержанными автомобилями (которые мы любим, да), он является кирпичиком в очень сложной пирамидке, а возможно и краеугольным камнем в экономике современного Приморья. Автобизнес это не только продавцы "Зеленого угла" - автобарыги, как многие их называют. Это и вся инфраструктура во Владивостоке, Находке, Уссурийске, Славянке и т.д., занимающаяся перевалкой и доставкой этого груза по морю и по суше. Это транспортные и экспедиционные компании, осуществляющие доставку далее в другие регионы страны, это банки, через которые идут денежные потоки, это автомастерские, это обслуживающая людей, занятых в этом бизнесе, инфраструктура, которая их кормит, поит, предоставляет услуги, жилье. Это таможенные декларанты и брокеры, это автомагазины и так далее. Это очень-очень-очень много людей. Возможно около 100 000 - 150 000 человек (считая семьями конечно), которые впрямую зависят от автобизнеса. Но это еще не всё. Кроме того, это и судоходный бизнес (что особо близко мне), который и так еле дышит под ударами иностранных конкурентов с нашим уже давно не новым флотом (а наше правительство знай ратифицирует конвенцию за конвенцией, дополнительно усиливая нагрузку, просто удар за ударом под красивым девизом "Мы должны спасти российский флот!"). В пятницу позвонила серьезная судоходная компания (9 судов), вынуждены разорвать уже заключенный договор, причина - отсутствие денег вследствие отсутствия фрахта. Поговорили, восемь из девяти судов компании встали. Нечего возить, вообще. Порт практически встал тоже, людей увольняют. Практически нет грузов в порту - нечего возить. Сначала государство подрезало напрочь экспорт леса (заградительные экспортные пошлины на кругляк, но это правильно, всю тайгу срубили уже), практически исчезли экспортные перевозки металлолома (кризис, резкое падение спроса зарубежом), сейчас практически срезают импорт автомобилей (а перевозкой автомобилей, по моей оценке, занимались практически 50% флота, в основном средние и мелкие судоходные компании, наиболее массовые по количеству занятых в них людей). Наш флот "умрет" без грузов, а вместе с ним "умрет" и все, что связано с доходами моряков (и их семей). Да, произойдет неизбежное укрупнение судоходных компаний, кто-то уйдет, но без грузов нет судоходства, нет торговли, нет ничего в портовом городе. Мы здесь именно для того, чтобы быть портом и военной базой, форпостом России. Но нет грузов, нет порта, нет города. А вскоре нет и России на Дальнем Востоке. Дополнительно правительство недавно практически убило "челночный" бизнес с приграничными городами Китая. Это был не последний, и не первый, а второй-третий гвоздь в известную крышку, но последовательность просто убивает. Про квоты на рыболовный промысел я даже вспоминать не буду, дело уже прошлое. Так вот вопрос - зачем здесь жить теперь людям? Что делать? Чем заниматься? Мне кажется, что в автобизнесе так или иначе, было задействовано около 25-30% населения (семьи так или иначе получали доходы впрямую или от смежных отраслей), около 10-15% было занято в челночной торговле, около 40-50% были связаны с морем и эксплуатацией флота (моряки, обслуживание, ремонт и т.д.). Ситуация выглядит так, что Приморский край пора ликвидировать, как ликвидируют предприятие не имеющее смысла. Здесь нет ничего кроме моря и торговли. Причем наше море именно торговое, рыболовство это в основном Камчатка, Сахалин, Курилы. Здесь нельзя толком заниматься земледелием из-за качества земли и климата, здесь очень дорого производить что-то промышленное из-за дальнейших транспортных расходов, ложащихся в цену любого товара. Расстояния-то для доставки готовой продукции какие, ближайший крупный город от нас почти в 1000 километрах, это Хабаровск, а до центра страны вообще нереально что-то доставлять за разумные деньги (привет монополисту РЖД). Раньше, при СССР, Владивосток поддерживался государством, потому что было понятно, что переводить дальнюю заставу на самоокупаемость невозможно. Мы нужны были тут 150 лет не для производства продукции и съёма налогов, а для того, чтобы Владеть Востоком. А это требует определенного упорства и вложений со стороны государства, а также очень кропотливого внимания. Усилия российских и советских дипломатов, усилия российской и советской армии и флота сохранили этот край для современной России. А что же сейчас, уже не нужно? Я просто не могу в это поверить. Пока не могу. Нам никогда ничего не надо было от Москвы. Да мы и ничего не получали в нашей новейшей истории, только отдавали всегда. Тут все хорошо понимают, что про нас забыли уже давно, махнули рукой, ведь 10 000 километров это очень далеко, мы понимаем. Изредка, прилетая на день-два, "руководят на местах". Люди здесь научились жить сами, надеясь только на себя, зарабатывать себе на хлеб. И жизнь тут не сахар, уж поверьте. Но так сложилось, что слабые не живут у дальних границ, те кто бывал на Сахалине, Камчатке, Курилах это знают, знают людей. В Приморье, в Хабаровском крае и климат помягче, но все равно, люди те же. Мы выживем и сами, только не надо мешать. Это все о чем просит Приморье у Москвы - не мешайте нам. Нам ничего не надо. Мы прошли бы и кризис, людям, которые ходят в море, никакие кризисы на суше не страшны. Кто был в море, тот понимает о чем я. К сожалению наше правительство наносит удар за ударом, то в спину, то под дых, причем тогда, когда дыхания и так не хватает. У нас была удочка - отобрали удочку, начали торговлю - сделали экономически бессмысленной все её виды, мы возили грузы - теперь их нет. Тут уже просто нечего сказать. Это показывает все. Если России не нужен российский флот и российский флаг на Дальнем Востоке, если России не нужны русские люди, живущие у её дальних границ, то пусть Россия продолжает в том же духе. Ей немного осталось. Вытравить нас с самолетов дустом и вопрос будет решен окончательно. Извините, так много букв, но наболело. И вот вы спросите: "а вы, молодой человек, раз такой умный, что можете предложить?" Основной ответ: могу предложить не рубить с плеча и не принимать быстрых решений. К комплексным вопросам надо подходить аккуратно и продумано, методы прокрустова ложа, применяемые нашим правительством, в очередной раз показали себя не с лучшей стороны. Пора понять, что нельзя управлять страной, где от восточной до западной точки даже самолет летит 12 часов, как единым целым. Это очень удобно, единые правила везде, но перекосы получаются чудовищные. То, что приемлемо для Москвы и Московской области или европейской части страны в целом неприемлемо для Новосибирска и Якутска, Магадана, Владивостока и Петропавловска-Камчатского. Тут совсем другая жизнь, другие деньги, другие цены, другие возможности у людей. Совсем другие расстояния. Это надо иметь в виду. Не все россияне находятся в одинаковых условиях, но это не значит, что надо отнять у одних и отдать другим. Это значит, что надо учитывать фактор экономического неравенства регионов при планировании и принятии решений. Надо ли защищать нашу промышленность, наших людей, работающих на предприятиях в центре страны? Надо, безусловно. Но надо ли при этом похоронить экономику геополитически важного региона, на которой держится желание людей вообще здесь жить? Не думаю, что это правильное решение. Отток населения из Приморья и так серьезный (причем понятно, что уезжают в основном молодые, умные, активные и с деньгами), так зачем же усложнять и так сложный вопрос. Еще недавно мне казалось, что государство как раз озабочено проблемой, как сделать жизнь в Приморье более привлекательной для потенциальных мигрантов, которые могли бы усилить край, но последние действия ставят крест на всей предыдущей работе. Единственное, что приходит в голову - слово "непродуманно", есть ощущение, что потеряем больше, чем найдем, но это опять же субъективно. Казалось бы, и причем здесь подержанные иномарки с которых начинали? А уже совсем ни при чем, не из-за них жители Владивостока вышли на площадь и улицы города, а из-за того, что нам здесь жить. alan-gutnov.livejournal.com Продолжение Да, действительно нельзя угадать как наше слово отзовется. Короткая заметка, написанная как ответ на дружеский вопрос "как тебе видится ситуация оттуда?" вышла в ранг публицистической статьи. По результатам прочтения массы комментариев к этой личной заметке (часть людей, как оказалось, вообще не читают о чем речь, перед тем, как нажать на кнопку "Написать комментарий"), я бы хотел добавить несколько слов, подчеркнув несколько основных мыслей, которые я хотел донести. Первое: дело не в пошлинах и не в том, какие машины лучше. И не в том, что мы тут без них жить не можем и хотим завалить б/у японскими машинами всю Россию, похоронив российский автопром. Б/у машины не цель сама по себе, а средство выживания для многих людей здесь. Так же как и челночный бизнес, так же как и экспорт леса, связанный с вырубанием тайги. Когда угасло судоходство (по сравнению с советскими временами) и ушло рыболовство, людям не осталось ничего, как обернуться вокруг и найти способ заработка. Кто-то уехал, а оставшиеся научились жить здесь. Поверьте, никто не мечтал в школе торговать подержанными иномарками или таскать клечатые баулы с вещами через китайскую границу. И никто не собирается сейчас заниматься этим до конца своих дней. Здесь просто ничего другого нет, по крайней мере пока. За отсутствием какой-то внятной государственной политики по развитию региона гражданам пришлось заняться тем, что они смогли организовать на своем, бытовом уровне. Все это поддержало не только семьи тех, кто впрямую занят в этих видах деятельности, но и общую инфраструктуру города и края, а так же смежные отрасти (в том числе и судоходство). Еще раз повторю - не от хорошей жизни торгуют б/у иномарками и не потому, что мы всегда об этом мечтали. Второе: текущее введение пошлин не страшно для цены авто, они все равно лучше врутрироссийкой продукции и дешевле, чем новые иномарки, ввозимые автодилерами. Однако как оказалось, это повышение - капля, переполняющая чашу. Если после предыдущего поднятия пошлин и фактически запрета ввоза "конструкторов" все сказали, "ну что ж, плохо, но будем работать дальше", то сейчас мнения меняются в сторону "надо сворачивать бизнес и уезжать". Это уже аукнулось судоходным компаниям, которые ввозят последние партии, ожидая долгого простоя, так как продавцы авто не спешат в создавшихся условиях покупать новые машины. Простой судна - огромные деньги ежесуточно, в ситуации, когда другая грузовая база отсутствует, простой нескольких судов может убить крепкую компанию за пару месяцев. Судоходство очень затратный и очень рискованный бизнес. Но это - главная отрасль Приморья. Меня спрашивают в комментариях, "что, разве кроме машин нечего возить?". Есть что возить, но фрахт в трамповых перевозках (перевозки грузов между портами по необходимости, по заказу, по случаю, а не при работе на линии по расписанию) - это удача, в чем-то даже азартные игры, а постоянный ручеек фрахтовых поступлений от стабильной перевозки японских авто всегда мог поддержать компанию на плаву даже в сложные времена. Потому что эти поступления были не большими, но достаточными для выживания судоходных компаний. Даже ДВО РАН эксплуатировало научные суда для перевозок авто, потому что два работающих на этом поприще судна могли позволить выпустить одно судно в научную экспедицию, хотя бы один раз в год. Сейчас этот ручеек иссяк. Повышение пошлин в настоящий момент убивает основу сегодняшней какой-никакой финансовой стабильности в крае, за неимением каких-то внятных альтернатив. Что-то новое нельзя создать за день, пока строишь завод, надо же что-то есть нашим семья в процессе. На мой взгляд влияние подъема пошлин на экономику региона очень серьезно недооценено, особенно в услових грядущего кризиса. Третье: Приморье имеет огромный транспортный потенциал, как ворота России на Дальнем Востоке, а также как транзитная территория для товаров, идущих из северного Китая в Японию, а также из Восточной и Юго-Восточной Азии в Европу. Существует множество проектов развития приморских портов, территорий, транспорта, и все они нацелены на то, чтобы перенести основу экономики края на стабильный фундамент транспортного узла и базы торгового флота с непрочной приграничной торговли. В этих проектах может быть задействовано все население Приморья и еще останется множество рабочих мест для тех, кто захочет сюда приехать. Обработка транзитных грузопотоков позволит развиваться и российскому судоходству, и портам, и городам. Основной ресурс Приморья - это географическое положение, мы должны им воспользоваться, оно позволяет построить здесь крепкую региональную экономику, которая станет основой для укрепления наших границ (в том числе). На сегодня, к сожалению, большинство проектов "спит" на полках МЭРТа и Минтранса, возможно забытые, а возможно дожидаясь своего часа. Множество проектов обсуждается годами, не сдвигаясь ни на шаг, хотя и Китай, и приграничная Северная Корея давно готовы участвовать реальными деньгами, но к сожалению, наше правительство не готово. Так может уже пора наконец-то начать? Инфраструктура к саммиту АТЭС не может быть основой будущего роста, она обслуживающая, но ничего не производящая. Я очень надеюсь, что понимание геополитических вопросов развития приграничных регионов наконец-то сдвинет дело с мертвой точки и население Приморья сможет переключится с выживания на мелкой торговле тряпками в клечатых баулах и б/у-авто на реальный экономический процесс. Я думаю все готовы в этом участвовать. Мы готовы строить новое, но есть вещи (посильнее Фауста...) на которые нужна воля государства и серьезные вложения средств. А пока вопрос "чем жить дальше?" остается открытым. Я думаю государству надо браться за дело уже сейчас, пока в Приморье есть еще хотя бы активное население, готовое вкладывать деньги на своем уровне. Через год-два здесь не будет и половины. Четвертое: для тех, кто считает, что мы тут "истерим про машинки". Это не истерика, это попытка обратить внимание правительства на то, что не обязательно нас хоронить, чтобы спасти автопром. Можно выиграть и там, и тут, Приморье готово меняться и строить что-то новое. Поддержите нас, проявите волю и инициативу со стороны государства, дайте толчок развитию регионов. Простые граждане не могут вскладчину построить порт и договариваться с китайцами о транзите грузов на международном уровне, а тут дано делать именно это. Введите временный специальный таможенный режим, создайте законодательно особую зону, хотя бы для старта, есть же проекты. Здесь живут сильные и активные люди, способные бороться и создавать. Деньги в стране есть, никто не просит, чтобы их дали, мы просим, чтобы их эффективно вложили. Давайте стоить вместе. А там и импорт б/у машин уже никого больше не заинтересует, вопрос отпадет сам собой. Последнее: да, и про китайцев. Не надо думать, что мы тут реально завтра-послезавтра ждем танки с китайцами или они уже тихо заняли полгорода. Давление и нездоровый интерес с той стороны есть, нам (не только конкретно нам, а России в целом) надо об этом помнить. А это значит, что нам надо укреплять наши границы не только заставами с Джульбарсами (без них тоже никуда), но и экономически развитой территорией с патриотически настроенными людьми. Роль Владивостока как военного форпоста уже осталась в прошлом, не крепости сейчас нужны, а эффективно освоенные территории, позволяющие сформировать экономическую безопасность России. То шоссе, которое идет к нашей границе, на самом деле показывает, до какой степени развит "крайний север" Китая. Там действительно засеяны рисом даже придорожные склоны вплоть до наших КПП, а что у нас? Вот и получается, что приезжая сюда, те же китайцы и японцы видят, как неэффективно мы используем нашу землю и как много здесь могли бы сделать они, что естественно ведет их к внутреннему вопросу - "так зачем она вам?". Нам надо показать - зачем. Показать, что это наша земля, которой мы эффективно пользуемся, которую мы используем, на которой мы живем. Соотвественно вопрос переходит в плоскость повышения привлекательности Приморского края для жизни людей, после чего мы возвращаемся к вопросу "зачем здесь жить?". Климат не Сочи ("широта крымская, а долгота колымская"), от центра России 9 часов на самолете, дети бабушек видят хорошо если раз в два-три года. Раньше кого-то манило море романтикой и возможностями реализации, кто-то ехал за заработком на предприятия по обслуживанию флота, кто-то приезжал по распределению из ВУЗов, а потом оставался здесь жить, потому что страна знала, что сюда постоянно надо "накачивать" людей, иначе они естественным путем отсюда "утекают". Просто потому, что человек всегда ищет где лучше. Соотвественно для естественного притока нужно создать это "лучше" здесь и люди потянутся сами. В нашей стране много людей, готовых искать лучшей доли, работать и находить её. Сейчас все едут в Москву, но это не значит, что невозможно создать "точки притяжения" в других местах нашей страны. Развитие экономики Приморья, реализация крупных проектов, подъем судоходства под национальным флагом снова привлечет во Владивосток и Приморский край людей. Надо только государству начать этим целенаправленно заниматься, мы готовы его поддерживать и работать в этом направлении. К сожалению на сегодняшний день ситуация сложилась таким образом, что край теряет свою привлекательность совсем, потому как и погода у нас не сахар, и делать тут становится нечего, а скоро и работать будет негде. Об этом и пишу. alan-gutnov.livejournal.com Вернуться назад |