Главная > IMhO > Почему мы сидим без денег, а чашки покупаем в Китае
Почему мы сидим без денег, а чашки покупаем в Китае22-06-2009, 22:18. Разместил: Al13 |
Меня давно изумляют азиатские экономические феномены. Казалось бы, жила-была страна, стояла сгорбленная всю жизнь по колено в луже, выращивала рис и ела его палочками. Потом - бац! - двадцать лет прошло, и уже весь мир становится в очередь, чтобы купить у них электронику, машины, станки... Что за дела? Нет, я понимаю, Англия, Германия, Франция, Швейцария - они всегда занималась промышленностью, паровозы там, часы башенные, охотничьи карабины, музыкальная шкатулка и механическая блоха. Но Азия-то откуда? Бамбуковые луки, соломенные шляпы и рис! Первой начала Япония. Ей было проще - Япония, как расторопный школьник, с детства специализировалась на искусстве списывания. Разумеется, у Китая - больше там было не у кого. Списывала все: культуру, традиции, алфавит. И приспосабливала под свои нужды. И так овладела этим искусством, что после войны ей, проигравшей, да еще после атомных бомбардировок, не составило особого труда списать западные технологии и выстроить промышленность. Япония быстро завалила весь мир сначала низкокачественными товарами, которые ломались и разваливались, потом товарами среднего качества, потом товарами очень высокого качества, а сейчас ушла куда-то в заоблачные выси на тренерскую работу. Что там сейчас происходит - нам отсюда не очень видно, но курильские рыбаки наблюдают в бинокли сплошные небоскребы, поднимающиеся выше Фудзи. Затем рванула Корея. Не Северная, конечно, а Южная. Северная как склонилась в глубочайшем почтительном поклоне своему Ким Ир Сену, так с тех пор не отрывает лба от рисовой циновки. А в таком положении работать, сами понимаете, трудно. Зато Южная Корея повторила путь Японии: за каких-то пару десятилетий стала одной из самых развитых и высокотехнологичных стран. Остались Вьетнам и Китай. Их пока сдерживает компартия, но не такая жесткая, как в КНДР. Поэтому они пока еще сидят на циновках, но уже с телевизорами и компьютерами. Но вот Тайвань китайский уже вполне рванул, и Китай бежит следом, и каждый его следующий шаг вдвое больше, чем предыдущий. Вопрос: почему? Почему так у них, черт возьми? Ну, ведь не самые умелые. Не самые образованные. Не самые сообразительные. Не первыми самолет построили, не первыми компьютер собрали, не первыми в космос полетели. Да, сообразили изобрести порох и компас за тысячу лет до Европы, но зато и применить не догадались - еще тысячу лет воевали бамбуком, а ориентировались по звездам. Иначе бы нас здесь уже, наверное, не было. Так почему страны, с утра до вечера растившие рис, вдруг обгоняют самые передовые государства с тысячелетней историей развития машин и технологий? Ответ, мне кажется, достаточно простой. Вы видели, как растет рис? За тысячи лет копания в луже со сгорбленной спиной дико перенаселенная голодающая страна научилась одному: работать. Просто работать. Кто не работал - тот не выживал. А кто воровал - тем вообще что-нибудь отрубали. Вся жизнь далекой Азии построена на труде даже в самых мелочах. Даже едят там не ложкой, а палочками. Это хоть какая, но лишняя работа для рук. Даже во время еды! Не удивлюсь, если даже во сне они что-то еще делают дополнительно, не просыпаясь. Детей, например. С удивлением когда-то узнал, что пельмени - наши обычные пельмени - изобрели не в Сибири, а в Китае. Но когда узнал, удивлялся недолго: а где ж еще? Кто еще додумается так долго обрабатывать руками, лепить и заворачивать маленькие кусочки еды, чтобы потом их быстро слопать? Матрешку, символ России, тоже, как выясняется, придумали в Китае. Но если вдуматься, где ж еще? Кому в России пришло бы в голову кропотливо вырезать и аккуратно раскрашивать много-много матрешек, чтобы потом их наглухо спрятать одну в другую и большую часть времени любоваться только наружной? Я скорее поверю, что в России изобрели Буратино, но не матрешку. Или вот еще пример: у нас на факультете психологии бытовало такое неформальное выражение “китайский труд”, обозначавшее гигантскую бессмысленную и монотонную работу. Выражение это, как я в итоге выяснил, появилось на факультете в незапамятные времена, когда в университете учились два китайца. Тему диссертации они себе выбрали вполне скромную - психология походки. Кто что изучал, а они вот - походку. Интересно другое: как они это делали. Первый год они набирали испытуемых и снимали на киноленту, как те ходят в разных ситуациях - в хорошем настроении, в плохом, в состоянии стресса. Отсняли много километров пленки. И следующие пять лет сидели над ней, измеряя миллиметры в каждом кадре! Тщательно записывали, в каком положении на какой секунде находился каждый сустав. На факультете весь преподавательский состав был в шоке, думали, они время тянут, на грант какой-то живут. Но нет, просто такой стиль работы. Представляете себе? Пять лет по миллиметру вносить в таблицы! Затем они еще долго обрабатывали получившиеся таблицы, но достигли ли каких-то интересных результатов, нашли ли какие-то закономерности - история не сохранила. И это тоже очень интересная деталь: ведь они были готовы на такой титанический труд, не зная заранее, получат ли хоть какой-то убедительный результат и станут ли знамениты в ученом мире своей диссертацией. Поэтому уметь работать от рассвета до заката - этого мало. Надо еще работать эффективно, и при этом зарабатывать. Чему японцев, корейцев и китайцев, похоже, научил именно Запад. И теперь они делают все, а лет через пятьдесят выйдут на первое место, и развивающимися странами будем именно мы вместе с Европой и Штатами. В заключение мне бы хотелось процитировать одно письмо. Началось все с пустяка: у меня треснула любимая чашка - классическая русская дачная чашка. И я заметил, что в магазинах таких давно не найти, а все полки завалены дурацкими китайскими, на худой конец - чешскими и польскими. Я спросил в дневнике, не знает ли кто, что произошло, где такую чашку купить. И самым интересным в этой пустяковой истории стало письмо, которое мне прислала одна милая дама. После этого письма мне стало многое понятно в современной экономике: “Здравствуйте, Леонид! Дело в том, что я - тот человек, который частично виноват в том, что нет нормальных чашек. Я категорийщик, отвечаю за продажи группы товаров (в частности товары для дома) в одном крупном сетевом гипермаркете. Отвечаю - это значит, мой доход зависит от того, как чашки продаются. В этой прекрасной связи имею вам сказать следующее. На фото чашка производства Дулево. Почему их редко встретишь в продаже? Дулево вообще-то делает хороший фарфор. Хороший - читай, люди его быстро сметают с полок. Мил он нам с детства, а с нашей средней наценкой вроде как и дешево. Много раз пыталась этого его завезти к нам в сеть. Звоню, начитавшись прайс-листа на сайте, заказываю артикул такой-то в количестве несколько сот тысяч. В ответ обычно посылают. Засунув гордость в одно место, спрашиваешь: “Вы хоть какой-нибудь артикул можете сделать в количестве ста тысяч и довезти до моего склада?” - “Нет”. - “А 10 тысяч?” - “Ну, вот Михалыч выйдет из отпуска (читай - запоя), мы уточним производственный план...” - “Ладно, а договор подпишем?” - “Какой договор? Мы юрлицо меняем, сейчас не можем...” Я девка неленивая и местами (когда сильно замотивирована) даже обаятельная. Поверьте, я не раз бралась покупать у Конаково, Дулево... Подпишешь, бывало, малоинтересный договор через посредников с предоплатой, так они тебе на месяц поставку задержат. И ты в итоге голой попой пустую полку в магазине прикрываешь. Скажите, вот оно мне надо - поднимать отечественную промышленность? Поэтому покупаю в Китае. В Китае, где мне в ноги сыпятся директора фабрик с ритуальным: “Милый вы наш европейский байер, сделаем тебе хоть черта лысого!!! Купи, звезда наша, хоть что-нибудь! Изобразим все за ваши деньги!” Вот это я люблю. Поэтому все, что продается у нас сегодня, сделано в Китае. Скидываешь им ссылку на сайт Дулева - и они из белоснежной глины в три раза дешевле, в два раза быстрее ваяют тебе китайские чашки. И цветочек на них такой, да не такой. И вроде толщина та, да не та... Так что, извините, Дулева не будет до тех пор, пока кто-нибудь недобрый не заставит его закупать. Как автопром, например, у нас поддерживают. Или вот история про то, как я “поднимала” ивановских швей - это еще более долгая и сложная песня. В итоге в Турции текстиль берем. Нервы дороже. С уважением, Ольга Тумина, руководитель товарного направления” Добавить к этому письму, увы, нечего. Что самое неприятное - заказы проваливает бездарный менеджмент, а без зарплаты в итоге сидят рабочие. Которые, может, и рады были поработать, сделать сто тысяч экземпляров продукции и получить хорошие деньги. Ну, может, не с таким задором, как китайцы, но все равно поработать. Но уж кто-кто, а менеджмент у нас совершенно не имеет привычки трудиться, считая, что его задача - только получать деньги. Что мы будем делать, когда у нас в стране кончатся те финансы, на которые можно купить в Китае чашки, ложки, штаны и компьютеры, - загадка. Леонид КАГАНОВ внештатный блоггер газеты “Солидарность” Вернуться назад |