Главная > IMhO > Почему дорожает бензин
Почему дорожает бензин25-06-2009, 19:25. Разместил: Al13 |
«Сколько автомобиль бензином ни корми – всё на заправку смотрит!» Марк Меламед Сегодня мы надеемся, что будущий научно-технический прогресс значительно снизит нагрузку на окружающую среду. А вот в XIX веке учёные предупреждали человечество, что прогресс ближайшего будущего обязательнейшим образом изнасилует природу. Люди изобрели двигатель внутреннего сгорания и вывели формулу бензина. Мы пробуем внедрять альтернативные источники энергии. Говорят, что мы давно уже могли перейти на них, но разработки постоянно тормозятся извне. Кто в этом заинтересован? Все те, кто хоть как-то связан с нефтяным бизнесом. А это, поверьте, люди, наделённые максимальными возможностями влиять на развитие мирового сообщества. Потому автор почти уверен – пока мы не исчерпаем все запасы природных энергетических ресурсов, нефть будет оставаться основным источником энергии на нашей практически выдохшейся высосанной планете. Так что пока мы греем дома газом, а не энергией солнца, а в баки наших автомобилей мы заливаем не растительное масло, а бензин. В последнее время автомобилисты посыпают голову пеплом. А как иначе? Цены на топливо стали просто космическими. А наши возможности плетутся далеко позади нашей необходимости. Украину можно смело называть топливопожирающей державой: в год мы потребляем около 16 миллионов тонн нефтепродуктов, из которых по 5 миллионов тонн приходится на бензин и дизельное топливо, а ещё 6 миллионов – на мазут. В среднем ёмкость украинского рынка нефтепродуктов составляет 3 млрд долларов ежегодно в розничных ценах. В последнее время наметилась такая тенденция, которая позволяет переименовать пословицу и заявить: «Семь цен на неделе». Вечером мы могли спокойно засыпать под 5 гривен 95 копеек за литр самого популярного 95-го бензина, а утром проснуться уже от головной боли стоимостью 6,38 гривен за литр того же топлива. Автомобилисты грозят в пустоту кулаками и постоянно задаются вопросом: почему дорожает бензин? Антимонопольный комитет Украины считает, что без сговора реализаторов здесь не обошлось. Так многие консалтинговые и аналитические компании уверены в том, что объективных причин для такого резкого подорожания просто нет. Рынок в достаточной степени насыщен, а в сложившихся кризисных условиях спрос на бензин падает. Цены активно пошли в рост ещё в середине мая, и продолжается это до сих пор. Эксперты уверены, что дальнейшее удорожание топлива приведёт к подорожанию всех остальных продуктов. Антимонопольный комитет не сидит, сложа свои справедливые руки. Если есть подозрения в том, что собственники АЗС находятся в сговоре, значит нужны соответствующие реакции. В АМКУ решили провести крупномасштабное расследование деятельности всех реализаторов топлива в Украине. Под гребешок проверки попадут все: и оптовики, и те, кто торгует в розницу. Исполняющий обязанности главы комитета господин Мельниченко уверяет общественность в том, что реализатор будет освобождён от ответственности за это повышение цены лишь в том случае, если он сможет обосновать каждую копеечку, заложенную в новую стоимость бензина. Если он этого сделать не сможет, то придётся выплачивать огромные штрафы. Хотя, снова-таки, существует вероятность того, что завышенные цены будут в любом случае компенсировать все штрафные санкции. Среди подозреваемых в списках АМКУ числятся четыре компании – это такие топливные колоссы Украины, как «Континиум-Галичина», «Лукойл-Украина», концерн «Галнафтогаз» и «УТН-Восток». Следует напомнить, что в конце мая специальной экспертно-аналитической группой при Министерстве топлива и энергетики были установлены ценовые коридоры на бензин и дизельное топливо. Но операторы рынка, проигнорировав все инструкции, смело вышли за пределы этих коридоров. Так что реализаторы или вправду сговорились, или же им как-то приснился один и тот же сон, который заставил их в одно прекрасное утро в унисон поднять цены. Но у участников рынка свои аргументы на этот счёт. И всё, в принципе, выглядит вполне логично и обоснованно. Дело в том, что в стоимости бензина цена нефти составляет около 80%. А что происходит с «чёрным золотом» в последнее время? Правильно – оно дорожает. Три месяца назад баррель нефти стоил 35 долларов. Сегодня его цена колеблется в районе 60 зелёных американских рублей. Все эти затраты отразились на нефтепродуктах. Оппоненты спрашивают: «А как же снижение курса доллара?» Но ведь оно на самом деле не было достаточным для того, чтобы перекрыть рост цен на нефть. Аналитики прогнозируют к началу августа цену на нефть на уровне 85-86 долларов за баррель. Так что не исключено, что уже скоро за литр самого популярного 95-го нам придётся выкладывать больше 7 гривен. Однако все эти аргументы вдребезги разбиваются о контраргументы. Ведь в мае прошлого года цена на бензин была практически такой же, как сейчас – 6,20 гривен за литр. Но это при прошлогодней стоимости нефти 120 долларов за баррель. Так что цена на нефть здесь не является определяющим фактором. По крайней мере, подорожание бензина не должно было быть таким стремительным. К тому же, говоря о беспричинности столь резкого подорожания, мы не должны забывать, что наша страна не находится в полной зависимости от импортного топлива. Около 50% бензина мы производим у себя, а 25% перерабатываемой нефти тоже добывается из отечественных скважин. Именно поэтому использовать конъюнктуру мирового топливного рынка как решающий аргумент просто нельзя. У операторов рынка может быть ещё одна причина. А именно недополученная ранее прибыль. А тем временем удорожание топлива становится причиной удорожания услуги грузоперевозок, что в свою очередь влечёт рост цен на все продукты. Особенно это касается продуктов питания. Аналитики же уверены в том, что нашим реализаторам закон не писан. Они и дальше будут повышать расценки на бензин, даже если нефть будет падать в цене. То есть они будут реагировать исключительно на рост цены «чёрного золота». Её же падение реализаторы будут активно игнорировать. Министр топлива и энергетики Юрий Продан считает, что повышение цен является вполне экономически обоснованным и соответствует тем тенденциям, которые господствуют на мировом энергетическом рынке. Он даже сказал о том, что повышение цен на бензин в Украине происходит с некоторым опозданием. В АМКУ полагают, что именно Минтопэнерго должно взять на себя часть ответственности за ситуацию, которая сложилась на рынке нефтепродуктов. Во многом виновато правительство. Так экспертная комиссия Кабинета министров недавно рекомендовала нефтетрейдерам повысить цены. Некоторые депутаты из Партии регионов уверены, что правительство идёт на поводу у нефтетрейдеров, потому ситуация, когда литр бензина будет стоить у нас в стране 10 гривен, вовсе не выглядит фантастической. Каковы же прогнозы на ближайшее будущее? Аналитики говорят, что к концу лета бензин обязательно ещё подорожает. Это сезонное повышение цен объясняется уборочной. Затем они прогнозируют падение цены на бензин А-95 до 5 гривен 90 копеек. Но к концу года стоит ожидать очередного подорожания до 6,30 гривен. А вот если учесть, что с февраля по июнь месяц нефть подорожала на 118%, а бензин в Украине лишь на 8,5%, то может не стоить паниковать и тихонько промолчать, пока цена не стала действительно «экономически обоснованной»? Оптимисты же говорят, что машин на дорогах поубавится и дышать станет легче. Сомнительная перспектива, но хоть какой-то позитив сгладит острые углы этой горюче-смазочной истории. Алексей Грицай Вернуться назад |