Главная > IMhO > Кто сегодня настоящий хозяин Черного моря
Кто сегодня настоящий хозяин Черного моря1-03-2010, 12:26. Разместил: Al13 |
Кому и кого нужно бояться на акватории от Батуми до Варны и от Стамбула до Новороссийска? 26 февраля спецпредставитель генерального секретаря НАТО Роберт Симмонс заявил, что не особо переживает по поводу заявлений России об усилении Черноморского флота фрегатами и подводными лодками, о чем Москва сообщила после решения Румынии разместить на своей территории ракеты ПРО США. - Существует Конвенция Монтре, которая регулирует состав сил ВМС различных стран в Черном море. И член НАТО в лице Турции, контролирующей черноморские проливы, насколько известно, весьма тщательно следит за ее выполнением, – уточнил Роберт Симмонс, но добавил: – Брюссель внимательно следит за развитием ситуации в регионе. Мы знаем, что Абхазия готова разместить российскую базу на своей территории. И в этом контексте уже неоднократно высказывали свое пожелание, чтобы стороны конфликта 2008 года вернулись к тому размещению сил, которое существовало до конфликта. Это – официальная позиция НАТО, – заявил Симмонс. Абхазия не заменит Севастополь Эксперт по вопросам обороны, замдиректора Института политического и военного анализа Александр Франчихин посетовал, что будущая военная база в Абхазии, которую собирается строить Россия, никоим образом не сможет заменить нам Севастополь. И ВМС страны, похоже, действует по логике – чем больше баз, тем лучше. - Вместе с тем, осмелюсь утверждать, – заявил эксперт, – что нашего флота в Севастополе все равно скоро не будет, независимо от того, согласится Украина продлить нам аренду или нет. Вскоре мы рискуем вообще потерять ЧФ, как таковой. И увеличение количества военных баз тут уже не будет играть никакой роли. Флот исчезнет в силу дряхлости и списания всех кораблей, которые уже сейчас переслужили мыслимые и немыслимые сроки годности. А ничего нового взамен наш ВПК не производит. Мистраль - Не поэтому ли Минобороны России планирует закупать военный флот за границей, например, давно ведутся переговоры о приобретении у французов десантного корабля «Мистраль»? - Никогда «Мистраль» не сможет заменить России ее стареющего военного флота. Ну, притащим мы эту консервную банку на Черное море? И что «Мистраль» там будет делать? Десантный корабль без всего прочего – это посмешище. Приобретение «Мистраля» – это очень загадочная история. Я вижу лишь один момент во всем происходящем: Минобороны РФ пытается таким образом давить на Российский ВПК, который в принципе «оборзел», перестав делать что-либо полезное для родной армии. Я, например, нахожу такое давление очень правильным и логичным. А вот почему мы выбрали именно «Мистраль» – это понять пока невозможно. Справка: что такое ЧФ? Черноморский флот (ЧФ) – оперативно-стратегическое объединение Военно-морского флота России на Черном море. Является средством обеспечения военной безопасности России на юге. ЧФ имеет в своем составе дизельные подводные лодки, надводные корабли для действий в океанской и ближней морской зонах, морскую ракетоносную, противолодочную и истребительную авиацию, береговые войска. Задачи ЧФ: защита экономической зоны и районов производственной деятельности, пресечение незаконной производственной деятельности; обеспечение безопасности судоходства; выполнение внешнеполитических акций правительства в экономически важных районах Мирового океана (визиты, деловые заходы, совместные учения, действия в составе миротворческих сил и др.) Главная база – Севастополь. Отвечает Владимир Соловьев, контр-адмирал в отставке, 12 лет возглавлявший до того разведку ЧФ - Последнее время только ленивый не потоптался на ржавых остатках Черноморского флота. Принято считать, что к предполагаемому выводу ЧФ из Крыма в 2017 году, своим ходом сможет покинуть Севастопольскую бухту лишь одна-две российские боевые единицы. Остальные настолько стары, что потонут у причала… Это так? - Для того минимума задач, которые ставит перед ЧФ Россия, такого флота достаточно. Есть флагманский крейсер (ФК) «Москва», да и большой противолодочный корабль (БПК) «Керчь» в строю. Есть неплохие десантные корабли и морская пехота… Для Черного моря характерно, что многое здесь будет решать авиация. Задачу ее уничтожение будут решать не только корабли, но и береговая авиация. Хотя трудно не согласиться с тем, что корабли ЧФ не обновляются. Это очень печально и трагично. БПК “Керчь” - Итак, в Черноморском флоте знаковые имена – ракетный крейсер «Москва» и БПК «Керчь». Других кораблей крейсерского класса нет? - Нет. БПК «Очаков» списан. Потом идут три сторожевика. В общей сумме в Севастополе базируется до 50 единиц различных типов кораблей, катеров и судов обеспечения. Вот флагман недавно отдоковался, а доковый ремонт – продление службы. Заросла «Москва» ракушками, подчистили, поменяли многие бортовые системы, водоотливные средства. Это уже большой плюс… Но хочу сказать, что полемика «старый-молодой» корабль – в общем-то неправильная. Тонут и совсем новые корабли, примеров много. БПК “Очаков” - И все-таки, какой из них на ЧФ самый молодой? - «Москве» без малого – 30 лет. Совсем ничего по сравнению со знаменитой «Коммуной». Этому спасательному судну больше 100 лет. Строилось для оказания помощи подводным лодкам Российской империи. Он и сегодня на плаву и реально работает и даже находится в составе сил постоянной готовности, в парадах участвует. Справка: Военные суда ЧФ – списанные и подлежащие списанию ПСК «Апшерон» – искал когда-то космонавтов, приводнившихся в Черном море, сейчас задач нет – списан. Ракетный катер «Р-44» – списан и продан коммерсантам. До сих пор стоит в устье Черной речки стоит. Возможно будет переоборудован в яхту. БПК «Очаков» – об этом судне в Севастополе говорят, что дешевле списать, чем содержать, поскольку отсутствуют задачи, которые он мог бы выполнять. БПК «Стерегущий» и «Керчь» – то же самое. БПК «Стерегущий» МТВ «Генерал Рябиков» – готовится к списанию. ДПЛ Б-380 – морально устаревшая субмарина. Список далеко не полон. Причины списания Запредельный срок эксплуатации; Сокращение денежных средств на судоремонт; Отсутствие конкретных задач для выполнения, исходя из нового облика флота; Сокращение корабельного состава; Получение за счет продажи старых судов внебюджетных средств. Кто настоящий хозяин моря? - Плечом к плечу с российскими моряками живет мифическое образование под названием Военно-морские силы Украины. Как дела у хлопцев? - Про украинских коллег лучше промолчу. Секретную документацию по испытательному полигону палубной авиации в крымском городе Саки офицер ВМС Украины продавал по… 10 долларов за лист формата А-4. Сырокопченая колбаса стоит дороже. - Кто же тогда настоящий хозяин моря? - Несомненно, сегодня основной игрок на черноморском пространстве – Турция. Если брать соотношение сил, мы проигрываем туркам по основным флотским показателям в соотношении 1 к 5. Например, взять их фрегаты типа «Меко». Все они практически новые, отлично вооружены, хороши в плавании – настоящая угроза. Сначала их строили в Германии, потом по лицензии – в Турции. А еще есть шесть фрегатов французской постройки, три фрегата типа «Нокс», ниже по огневой мощи, но вполне сравнимы с российскими сторожевиками. Вообще турки содержат 14 полностью боеготовых подводных лодок. Особо серьезная сила – субмарины немецкого проекта 209, вооружены противокорабельными ракетами «Гарпун» с подводным стартом. Перед развалом СССР флотская разведка ЧФ успела сопроводить перегон первой такой лодки из Германии в Турцию. Сегодня их целое соединение, а противостоит ему с нашей стороны – лишь одна действующая российская субмарина «Алроса». Против 20 современных минных тральщиков Турции – отчаянная тройка севастопольских тральщиков 40-летней дряхлости. Почти на 50 турецких танко-десантных кораблей – семь наших… - Получается, только добрая воля Турции не дает им завоевать полное господство на Черном море? - Пока нет необходимости. Нынешняя Анкара предпочитает обеспечивать благополучие своих граждан мирным путем. Но ситуация может стремительно измениться. На днях прошла крайне тревожная информация о чистке турецкого генералитета. Арестованы десятки генералов и адмиралов, которые готовили свержение правительства и нападение на Грецию. Переворот не удался, но что будет завтра? Мне приходилось встречаться с высокопоставленными турецкими силовиками, которые прямо заявляли: «Мы поддерживаем Россию в грузино-осетинском конфликте, Россия вправе решать свои задачи на Кавказе подобным путем, но мы рассчитываем на понимание собственных акций в Эгейском море». Другими словами, территориальные претензии современных наследников Великой Порты распространяются от Греции до Крыма. А после того, как Крым стал украинским, и действие Кучук-Кайнарджийского договора о передаче этого полуострова России автоматически прекратилось, Турция все чаше вспоминает о своем историческом присутствии на берегах Тавриды. Недаром они взяли под жесткий контроль крымских татар. Справка: стоит ли бояться Турции? Во времена СССР советский ЧФ доминировал на Черном море. Сейчас ситуация поменялась – Болгария и Румыния перестали быть нашими союзниками и примкнули к НАТО. Турция в этот блок входит уже давно. Общая численность ВМФ Турции: личный состав 51 000 человек. 4 200 – офицеров, 900 – человек морская авиация и 3 000 человек – морская пехота. 70 000 – резервистов. Это вместе со Средиземным морем. На Черном море расположены две турецкие военно-морские базы Sinop и Samsun, в составе которых 14 подводных лодок, 17 сторожевых кораблей, 6 корветов, 25 быстроходных боевых катеров, 20 минных тральщиков, 49 многоцелевых десантных катеров, десантных катеров боевой техники, танкодесантных катеров. В состав морской авиации ВМС Турции входит восемь противолодочных вертолетов S-70B SeaHawk, три вертолета AB 204AS, девять противолодочных вертолетов AB 212ASW и три вертолета AB-212EW. …И румыны тож - Что представляют собой ВМС Румынии и Болгарии? - В основном это – суда 2-го ранга, полученные от СССР или построенные по советскому проекту. Нового ничего нет. Основную ударную силу в этих двух странах представляют ракетные катера. Но, например, Бухарест не ставит задачу оперативного контроля над всей черноморской акваторией. Для этого они вместе с болгарами предоставляют свои черноморские базы США. Например, Констанц и Мангалию американцы воспринимают как собственные военные порты. Зато румыны отняли у украинцев нефтяной шельф вокруг украинского острова Змеиный, и теперь очень настойчиво пытаются решить в свою пользу конфликт интересов в дельте Дуная. Военной группировки им для этого вполне достаточно. На Дунае развернуты четыре пункта базирования – Галац, Джурджу, Тулча и Сулина, речная флотилия действует совместно с сухопутными силами и авиацией. Подавляющее превосходство по сравнению с нынешними украинскими возможностями под Одессой. Единственное, что может сдержать удар – Оперативная группа российских войск Приднестровского региона. Справка: Политика США в отношении Черного моря Аналитическая группа в Пентагона еще в 1997 году сформулировала концепцию «освоения» 7 американским флотом просторов Черного моря. Специальный доклад называется «Проект для нового американского века». В нем написано: «Черное море было черной дырой в истории Европы. Сегодня этот регион представляет наибольший стратегический интерес для Соединенных Штатов и Европы. Если в настоящее время ЕС импортирует примерно 50 процентов потребляемой энергии, то к 2020 году его импорт составит более 70. Это увеличение может осуществляться только через Черное море. В этой связи необходимо взять под свой контроль Черноморский регион…» Увы, все усилия Пентагона проникнуть в черноморский регион заканчиваются провалом. В портах Украины американские корабли встречала разгневанная толпа севастопольцев. Янки никогда не рисковали спускаться на берег. Естественно, американцы давно мечтают о создании постоянной военно-морской базы на Черном море. Но противится, прежде всего, Турция – старый член НАТО. Да и свежие члены военного блока – Болгария с Румынией, пока ограничиваются просьбами об установке на своей территории элементов американской ПВО. Лишь Грузия охвачена паранойей, особенно после вторжения войск Саакашвили в Южную Осетию. Обе эти страны с радостью приняли бы ВМС США в своих портах. Два флота – двойной гонорар - Незаметно за инаугурацией Януковича прошло интервью главы МИДа из теневого Кабмина «регионалов» Леонида Кожары. Ближайший соратник нового украинского президента вдруг заявил, что «Украине будет выгодно пригласить в Севастополь два флота, чтобы платили больше». По словам пана Кожары, 98 миллионов долларов российской платы за Севастополь – смехотворная сумма… - Не знаю, кого еще он приглашает базироваться в Севастополе: Францию, англичан или США? Интерес американцев понятен. Но для чего это Януковичу? Понятно, что в Киеве хотят получить максимум денег за российское присутствие. Но когда спрашивают у севастопольцев: сколько должен платить ЧФ? Все отвечают: зачем вообще платить за свою землю? Справка: сколько стоит ЧФ? В 1997 году Россия и Украина заключили базовый договор, в котором оговаривается срок пребывания ЧФ в Севастополе – до 2017 года. Стоимость аренды базы ЧФ составляет 98 млн долларов. Кроме «живых» денег, которые Россия платит Украине, мы оплачиваем коммунальные и транспортные услуги, в результате чего, бюджет Севастополя на 60% формируется за счет российских денег. Лидер украинской Партии регионов Виктор Янукович задолго до своего избрания президентом Украины заявил: - Условия аренды Черноморского флота, которые есть сейчас, нужно значительно менять в сторону увеличения, потому что таких цен уже нет, они ушли в прошлое. Но пока цена не изменилась. Юлия Тимошенко, премьре-министр Украины: - Что касается пребывания ЧФ, то наша позиция категорична. В 2017 году заканчивается действие договора, и мы освобождаем Украину от каких-либо военных баз. И речь не идет о том, что вместо российских баз придут турецкие, татарские или болгарские базы. Такого не будет… Непотопляемого авианосца уже нет - Итак, флот старый, обновление нужно как воздух. Но справятся ли корабелы сегодняшней России с такой задачей? Или навезем сюда «Мистралей»? - Одним французским вертолетоносцем дело не решишь. Советское побережье Черного моря было единым военно-промышленным комплексом – гигантская верфь и большая лаборатория для всего ВМФ. Здесь размещались полигоны для артиллерийских, ракетных и торпедных стрельб, полигоны для работы с подводными лодками. Из-за мощнейшего насыщения морской авиацией Крым называли непотопляемым авианосцем. Когда первый корабль был принят и строилась серия, сюда приезжали экипажи с других флотов. Именно тут получали окончательное «добро» на плавание. Это теперь – история. - Любая попытка обновления ЧФ, замена самолетов морской авиации или даже намек на еще одну субмарину вызывали яростное сопротивление официального Киева. Если теперь сумеют договориться о корабельном строительстве на Украине, возможно, легче будет получить согласие, чтобы эти корабли все-таки базировались в Севастополе? - Так получилось, что относительно небольшая группа националистов, которые засели в Верховной Раде и киевских министерствах, оказываются сильнее прагматично думающего большинства. Удивительно, но их голос почему-то считается главным. Утверждаю, нигде конкретно не записано, что ЧФ должен покинуть Украину в 2017 году – это большой миф. А модернизируя свой флот, россияне будут инвестировать в украинскую экономику, что же тут плохого? Однако «не треба, москали геть». - Что впереди? - Новые российские субмарины проекта «Лада» должны были войти в строй еще в 2009-м. Одну собирались назвать «Севастополь». Ее первую ждал Черноморский флот. Увы, подводных лодок балтийского производства нет до сих пор. Вы спрашивали, справится ли российский ВПК с обновлением флота в одиночку? Жизнь дала ответ – не справляется. Александр Бушев, Сергей Ильченко Вернуться назад |