Главная > Разное > Груз "чёрное дерево". У истоков логистики и оптимизации грузоперевозок

Груз "чёрное дерево". У истоков логистики и оптимизации грузоперевозок


15-04-2014, 21:30. Разместил: Al13
Груз "чёрное дерево". У истоков логистики и оптимизации грузоперевозок

На этой картинке из исторического музея Нанта — план загрузки корабля La Marie Séraphique, который вез 307 рабов через Атлантику (18 век). Двести лет назад, такие суда загружалась в Европе тканями, ювелирными изделиями, спиртным, жемчугом, зеркалами для обмена на побережье Африки на «чёрное дерево» — рабов, которых потом доставляли в Америку. По разным оценкам за 400 лет работорговли около 13 миллионов человек были доставлены из Африки в колонии Нового Света.

Торговля невольниками отражалась и на судостроении: чтобы уходить от преследования работорговцам требовались самые быстроходные суда. Скорость этих судов покупалась ценой сокращения объема трюмов. В тоже время, для повышения рентабельности, количество перевозимого «груза» нельзя было не только сократить, его надо было постоянно увеличивать. Поэтому искали различные варианты «оптимизации» размещения, условия транспортировки были жуткими. В качестве помещения использовались даже тесные межпалубные пространства, где люди могли только лежать или, например, лежали не на спинах, а на боку. Мужчины и женщины содержались в разных помещениях со связанными в пары кандалами на ногах и наручниками. Как правило, около двух третей были мужчины и одна треть — женщины. Представьте себе «круиз» на несколько недель, протяжённостью около 6000 км, при скорости 5–6 узлов и температуре 30°С в тени на судне длиной 28 м и шириной 7,6 м с «грузом» до 650 рабов.

Смертность от болезней, самоубийств, бунтов была очень высокой. Известны случаи, когда после вспышки болезни среди рабов в море выбрасывали десятки, а иногда и сотни людей, спасая остальной «груз». Капитан в этом случае получал за потерянный «товар» страховую премию, которая не полагалась бы ему, если бы люди просто умерли от болезни. Иногда погоня за работорговцами приводила к преждевременной гибели всего «груза»: работорговцы предпочитали выбросить рабов вместе с цепями с непросматриваемой стороны судна за борт, а не угодить самим на каторгу.

Популярная в те времена «невольничья шанти»:

О, был ли ты, парень, на Конго–реке,
Блоу, бойз, блоу! Где жмет лихорадка людей в кулаке?
Блоу, бойз, блоу! Там янки распарывал штевнем волную
Блоу, бойз, блоу, И мачты его упирались в луну,
Блоу, бойз, блоу! Был Джозеф святой капитаном на нем,
Блоу, бойз, блоу, Все негры его почитали отцом,
Блоу, бойз, блоу! Сто «черных овечек» попались ему,
Блоу, бойз, блоу. Портов сторонился он, словно в чуму,
Блоу, бойз, блоу!


ADR4_2скачать dle 12.1
Вернуться назад