Deprecated: mb_strrpos(): Passing null to parameter #3 ($offset) of type int is deprecated in /usr/home/imho.net.ua/www/engine/modules/functions.php on line 2430
Главная > Web > Экспансия русских связистов: не так и не туда
Экспансия русских связистов: не так и не туда6-02-2006, 17:51. Разместил: Al13 |
Часто можно слышать, что российские телекоммуникационные компании активно выходят на зарубежные рынки и скупают иностранных телекомов "пачками". Реальность намного банальнее: "русские идут", но не так и не туда.
"Русские идут!" Этим возгласом министра обороны США можно было бы охарктеризовать те громкие заявления, которыми был богат 2005-й год на тему выхода российского телекоммуникационных компаний на рынки зарубежья. АФК "Система" сообщала о планах по приобретению активов в Индии. Ее дочка МТС, крупнейший российский оператор сотовой связи, заявила о подаче заявки на участие в аукционе по продаже турецким правительством акций Telsim. В ноябре холдинг "Альфа-групп" завершил сделку по приобретению прав на 13,22% акций турецкого сотового оператора Turkcell у Cukurova Group. Более горячие события развернулись на рынках сотовой связи ближнего зарубежья. Наиболее заметными из них стали покупка "Вымпелкомом" украинской УРС, спор вокруг прав на покупку киргизского "Битела", покупка "Альфа-групп" узбекских операторов "Узмаком" и Buztel, получение МТС контроля над туркменским Barash и покупка узбекского Uzdonorbita. все эти новости из дальних стран заставили околосвязистских аналитиков начать говорить и прямо, и вскользь о "зарубежной экспансии" российского телекома. Возможно ли превращение российских национальных операторов в международных гигантов, подобных Vodafone или Hutchinson (или хотя бы Telenor и Singtel)? Или это скорее громкие рекламные заявления, ни подкрепленные конкретной целевой стратегией? "Бумажные тигры" Опоздала и попытка выхода АФК "Система" на рынок Индии, в развитии которого можно найти определенные параллели с российским рынком. Это долгий период становления до момента бурного развития, региональный подход в выдаче лицензий и как следствие - наличие большого числа игроков разного масштаба. Следует заметить, что нестабильный режим законодательства, ограничительные меры по отношению к иностранным инвесторам, маленькие (по сравнению с другими азиатскими странами) темпы роста экономики в 90-е годы скорее отпугивали, чем привлекали потенциальных покупателей. Только в последние два года очередной виток роста экономики и телекоммуникационной индустрии страны вновь привлек к себе внимание потенциальных инвесторов. Первым в октябре этого года Vodafone приобрел 10% пакет в компании Bharti Tele Ventures, крупнейшего индийского оператора связи, за 1,45 млрд долларов. Это не удивительно. Hutchinson и Vodafone –лучшие представители классической британской школы, создавшей Империю и не растерявшей влияния с ее утратой. Логично, не вызвало ни у кого удивления и провальное участие Системы через ее дочку МТС в тендере на покупку турецкого оператора Telsim. Предложение не попало даже во второй тур конкурса. Впрочем и закономерная победа Vodafone, предложившей 4,55 млрд. долларов, не вызвала никакой бури восторгов, поскольку была закономерным и ожидаемым событием. Единственный успех "Альфа-групп" - приобретение оператора Telsim. Все без исключения наблюдатели расценивают его как политическую акцию с целью давления на Teliasonera в предприятии, где интересы компаний уже пересеклись в другом стратегическом приобретении холдинга – операторе "Мегафон". За громкими заявлениями пока не видно не одного результата. В чем причины? Прежде всего, это отсутствие четкой международной стратегии, понимания реалий современного мира и знания внутренних факторов (как социально-культурных, так и политико-экономических). На первом месте всегда стояло развитие внутреннего рынка и продвижение в страны СНГ, дальнему зарубежью отводилось лишь самое поверхностное внимание. В результате наши компании на рынках дальнего зарубежья уподобляются "бумажным тиграм" – амбициозным и богатым снаружи, делающим громкие впечатляющие заявления, но не достигающим результата и, при внимательном взгляде, создающим впечатление хаотичных и инерционных. Подобные действия в результате будут скорее препятствием, чем подспорьем в проникновении на международные рынки. С кого брать пример? Начиналось все с агрессивного поглощения немецкой компании Mannesman, владельца второго оператора страны D2, завершившееся в начале 2000 г. На тот момент неожиданная и ошеломляющая сделка стала самой крупной в истории поглощений. Ее размер составил 183 млрд. долларов. И закружилась карусель. Компания стала приобретать новые активы и увеличивать свою долю в операторах Европы. Пользуясь традиционным влиянием в бывших колониях (не утраченным с ее распадом, а плавно перетекшим в сотрудничество в рамках Британского Содружества) компания стала становиться все более глобальной, выходя на рынки других континентов. В последние годы, кроме прямых приобретений, компания развивает коммерческое и технологическое партнерство (в нем участвуют уже 14 операторов), настойчиво продвигая свою торговую марку. Технологические инновации компании и ее инженерный центр в Ньюберри (Великобритания), специалисты которого непосредственно участвуют в разработке стандартов 3GPP – другая составляющая ее международного успеха. Как видите, компания обладает целевой стратегией, не тратя время на разговоры о "недооценнености" активов, а смело действуя и не останавливаясь на достигнутом. Hutchinson. Еще одним примером может стать гонконгский конгломерат Hutchinson, создатель другой известной марки – Orange. Об основателе группы – гонконгском миллиардере Ли Кай Шинге - можно написать целую книгу, а его мемуары и наставления превзошли бы тиражом и популярностью подобное творение экстравагантного Ричарда Брансона. Но очевидно, своих миллиардов никогда не ошибавшемуся китайцу хватает, а смелые и масштабные действия Hutchinson, удивлявшие наблюдателей размахом, всегда приносили выгоду в долгосрочной перспективе. Создав Orange, Hutchinson не стал держаться за него, а смело вступил в проект будущего, названный многим "безрассудной авантюрой" – поражающим масштабы строительством в Европе сетей третьего поколения. Между тем, Hutchinson активно работает на рынках азиатского региона, включая и Индию. Компания не "зашорена" определенной технологией, а смело выбирает для входа на рынок любые доступные лицензии – как GSM, так и CDMA. Ярким примером грамотного использования "недооценных" активов служит опыт компании Millicom, работающей исключительно на высокорискованных (но и доходных) рынках стран третьего мира. Все упомянутые выше компании представляют разные способы выхода на разные рынки. Но конечная цель у всех одна – расширение своего присутствия в глобальном телекоммуникационном пространстве. К сердцу южных гор Победное шествие российских компаний по рынкам стран СНГ подтверждает, что использование исторически сложившихся знаний местных реалий, а также традиционных связей приводит к успешному результату. Если же молодые российские компании планируют продолжить свою экспансию на рынки дальнего зарубежья, то они прежде всего должны обратить внимание на государства, в период новейшей истории находившиеся в зоне советского влияния. Несмотря на крутой "прозападный" поворот во внешней политике Российской Федерации, последовавший за распадом СССР, былой авторитет страны полностью не утрачен. На Востоке – это бурно развивающийся Вьетнам, вечно спящий Лаос и туристическая Камбоджа. Сюда же можно отнести осуждаемую ведущими странами Мьянму за нарушения в области прав человека (Что, правда, не мешает Китаю успешно развивать с ней торговлю). Совукупный объем рынка этих стран превышает 150 млн. человек при том, что проникновение сотовой связи варьируется от 1 до 10%. В Африке – это страны юга континента (например, Ангола, Мозамбик и Зимбабве) и Северной Сахары (Алжир и Ливия). Однако политические и экономические риски на этом континенте более высоки, чем в других частях света. И успешно работать на них будут способны не просто профессионалы высокого класса, а в небольшой степени и авантюристы. Если география экспансии обширна, то следует адаптировать к ней и кадровую политику. Годы становления и развития на внутреннем рынке помогли создать большой кадровый задел в технической, маркетинговой и экономической деятельности. Но для выхода на международную арену необходимо привлечение и опытных специалистов подобного уровня, знающих культурную и политическую специфику конкретных стран. Иначе даже самый грамотно спланированный проект упрется в непреодолимые преграды и в результате приведет к краху. Хотя изначально возникшие в нем проблемы можно было бы легко обойти, зная подчас бытовые особенности местной жизни В создании и утверждении стратегии необходимым условием должно стать изначальное устранение противоречий в вопросе по развитию экспансии между со-владельцами компании. Например, постоянные противоречия между основными акционерами "Вымпелкома", ставшие достоянием гласности, будут только блокировать развитие этой компании в других странах, нанося ей не только имиджевый, но и экономический вред. Не стоит умалять и роли государства в поддержке продвижения экспансии в другие страны. Пример, когда разговор российского президента с турецким премьером внес заключительное слово в сделке "Альфы", к сожалению, является единичным примером. Безусловная поддержка в освоении новых рынков со стороны государства крайне необходима, прежде всего - в политическом лоббировании и отстаивании интересов российских компаний зарубежом. Краткий анализ показывает, что для реализации международных амбиций нет никаких существенных препятствий, Надо лишь четче определить свои цели и планомерно, шаг за шагом приступать к их реализации. Алексей Синчуков
Вернуться назад |