Главная > Чтиво > "Карпатия" спешит на помощь

"Карпатия" спешит на помощь


22-04-2012, 18:51. Разместил: Al13
100 лет назад произошла одна из крупнейших морских катастроф в истории – затонул, столкнувшись с айсбергом, корабль «Титаник». Катастрофа это хорошо известна и подробно описана во множестве документальных и художественных произведений, имя «Титаник» давно стало нарицательным. При этом много внимания уделяется самому «Титанику» и где-то в стороне остается корабль, пришедший на помощь –«Карпатия». Обычно вкратце упоминается, что уцелевших пассажиров подняла на борт команда «Карпатии». На мой взгляд, действия экипажа «Карпатии» заслуживают более подробного рассказа.

"Карпатия" спешит на помощь

«Карпатия» - пассажирский пароход компании «Кунард лайн», построенный в 1903 году и совершавший рейс из Нью-Йорка в Средиземное море. Вместимость – 1700 человек.
Командиром корабля был Артур Генри Рострон.

"Карпатия" спешит на помощь

Капитан Рострон

А.Г.Рострон родился в 1869 году. В 13 лет впервые вышел в море. После 10 лет службы на море перешел в компанию «Кунард лайн», где в течение 17 лет, с перерывом на службу в военно-морском флоте во время русско-японской войны, устойчиво поднимался по служебной лестнице. К моменту гибели «Титаника» он второй год был капитаном и только третий месяц командовал «Карпатией». Однако это был уже опытный и уважаемый «морской волк», известный быстротой принятия решений и умением передать свою энергию подчиненным. Коллеги по компании дали ему прозвище «Электрическая искра» ("The Electric Spark").
Он не пил, не курил, не ругался и регулярно молился.

"Карпатия" спешит на помощь

Капитан Рострон

14 апреля «Карпатия» 3 дня как вышла из Нью-Йорка и шла полупустой (735 пассажиров).в весенний круиз по Средиземному морю. Ничто не предвещало…
После полуночи, уже после окончания штатного времени связи, радист Гарольд Коттам случайно услышал сигнал бедствия , доложил дежурному офицеру и они вместе побежали к Рострону, который уже лег спать. Время 00.35.
Рострон, что характерно, сначала отдал приказ о развороте судна и только потом спросил радиста, не ошибся ли он. После чего приказал отправить радиограмму:»Мы придем так быстро, насколько это возможно.»
Одеваясь, он попутно вычислял положение судна и курс.

Максимальная штатная скорость «Карпатии» была 14 узлов. Однако, отключив все энергопотребляющие приборы и отопление, корабль разогнали до 17.5 узлов. Машинное отделение было поднято по тревоге и все три смены стали бросать уголь в топку. Паровые машины были на пределе. Вскоре уровень давления пара достиг максимума, но старший механик просто снял фуражку и молился, чтобы ничего не произошло. При этом никуда не девалась угроза тоже налететь на айсберг. Капитан сам встал за штурвал, выставив дюжину впередсмотрящих.
Во время этой гонки по распоряжению капитана:
- Подняты все корабельные стюарды для переоборудования палубных салонов: освобождению их от лишней мебели, сбору одеял и одежды, подготовке питания и горячей воды. Проведена подготовка всех возможных помещений для размещения спасенных, включая все офицерские каюты.
- Приняты все возможные меры для избежания какого-либо волнения пассажиров на самой "Карпатии": пассажиров не будили, но во всех коридорах дежурили стюарды для предотвращения возможной паники.
- Вывешены за борт спасательные шлюпки, собраны и подготовлены их экипажи, заготовлены сети, фонари, ракетницы итп. Вывешены корабельные трапы. Разблокирован и подготовлен палубный кран для подъема спасаемых.
- Подняты среди ночи все корабельные медики и оборудован расширенный медпункт для осмотра потерпевших и оказания помощи;
- Распределены вахты, зоны ответственности между помощниками капитана, подготовлено все необходимое для записи и регистрации спасенных.

В 2.45 они увидели зеленую ракету и тогда же наблюдатель увидел первый айсберг. Рострон сбавил скорость, обошел его справа и снова дал «Полный вперед!». Вскоре появился еще айсберг, затем еще. Рострон лавировал между ними, уже не сбавляя скорости. Окружающие отметили, что его губы постоянно шептали слова молитвы.
В 4.00 они остановились там, откуда приняли сигнал бедствия, уже начинало светать.
Взлетела еще ракета и они увидели первую шлюпку. Маневрировать среди льдин , подбирая шлюпки, было крайне тяжело и потребовало от Рострона всего его мастерства. В 8.30 пассажиры последней шлюпки были подняты на борт. А там уже работал конвейер:запись данных,врач,лекарство,суп,кофе,бутерброды,виски, теплая одежда,койка.
Всего поднято 705 человек. Несмотря на переохлаждения, обморожения и травмы, осложненные сильнейшим шоком, на борту умер только один человек.
В конце капитан велел младшему офицеру подсчитать льдины. Тот насчитал 25 высотой 150-200 футов и немеряно мелких.
Позднее Рострон рассказывал своему другу Барру:»Когда рассвело и я увидел, через какой лед я продирался ночью, меня затрясло и я подумал, что Его рука была на штурвале рядом с моей.»
На путь в Европу не хватало продуктов и капитан повернул в Нью-Йорк, куда и прибыл благополучно.

Современники оценили действия Рострона по достоинству. Уцелевшие пассажиры собрали средства и вручили капитану «чашу любви», а членам экипажа – памятные медали.

"Карпатия" спешит на помощь

Молли Браун вручает Рострону "чашу любви" от уцелевших пассажиров

Позже он был награжден золотой медалью Конгресса и крестом Почета. Его бюст был установлен в Нью-Йоркском Зале Славы – впервые такой чести был удостоен англичанин.
От компании тоже последовали денежные поощрения и повышение по службе.

Но впоследствии общественное внимание переключилось на «Титаник». До сих пор разбирают поминутно, кто что приказал, кто как понял, что могло спасти, а что нет. Выдвигаются разные версии гибели, вплоть до самых фантастических. А «Карпатию» особо и не вспоминают.
Да и что там, собственно, вспоминать? Просто экипаж очень четко и самоотверженно сделал все от него зависящее, чтобы спасти всех тех, кого на тот момент еще возможно было спасти.
Только-то и всего!

"Карпатия" спешит на помощь

Капитан Рострон со своими офицерами

risk.ruскачать dle 12.1
Вернуться назад