100 лет назад произошла одна из крупнейших морских катастроф в истории – затонул, столкнувшись с айсбергом, корабль «Титаник». Катастрофа это хорошо известна и подробно описана во множестве документальных и художественных произведений, имя «Титаник» давно стало нарицательным. При этом много внимания уделяется самому «Титанику» и где-то в стороне остается корабль, пришедший на помощь –«Карпатия». Обычно вкратце упоминается, что уцелевших пассажиров подняла на борт команда «Карпатии». На мой взгляд, действия экипажа «Карпатии» заслуживают более подробного рассказа.
«Карпатия» - пассажирский пароход компании «Кунард лайн», построенный в 1903 году и совершавший рейс из Нью-Йорка в Средиземное море. Вместимость – 1700 человек. Командиром корабля был Артур Генри Рострон.
Капитан Рострон А.Г.Рострон родился в 1869 году. В 13 лет впервые вышел в море. После 10 лет службы на море перешел в компанию «Кунард лайн», где в течение 17 лет, с перерывом на службу в военно-морском флоте во время русско-японской войны, устойчиво поднимался по служебной лестнице. К моменту гибели «Титаника» он второй год был капитаном и только третий месяц командовал «Карпатией». Однако это был уже опытный и уважаемый «морской волк», известный быстротой принятия решений и умением передать свою энергию подчиненным. Коллеги по компании дали ему прозвище «Электрическая искра» ("The Electric Spark"). Он не пил, не курил, не ругался и регулярно молился.
Капитан Рострон 14 апреля «Карпатия» 3 дня как вышла из Нью-Йорка и шла полупустой (735 пассажиров).в весенний круиз по Средиземному морю. Ничто не предвещало… После полуночи, уже после окончания штатного времени связи, радист Гарольд Коттам случайно услышал сигнал бедствия , доложил дежурному офицеру и они вместе побежали к Рострону, который уже лег спать. Время 00.35. Рострон, что характерно, сначала отдал приказ о развороте судна и только потом спросил радиста, не ошибся ли он. После чего приказал отправить радиограмму:»Мы придем так быстро, насколько это возможно.» Одеваясь, он попутно вычислял положение судна и курс.
Максимальная штатная скорость «Карпатии» была 14 узлов. Однако, отключив все энергопотребляющие приборы и отопление, корабль разогнали до 17.5 узлов. Машинное отделение было поднято по тревоге и все три смены стали бросать уголь в топку. Паровые машины были на пределе. Вскоре уровень давления пара достиг максимума, но старший механик просто снял фуражку и молился, чтобы ничего не произошло. При этом никуда не девалась угроза тоже налететь на айсберг. Капитан сам встал за штурвал, выставив дюжину впередсмотрящих. Во время этой гонки по распоряжению капитана: - Подняты все корабельные стюарды для переоборудования палубных салонов: освобождению их от лишней мебели, сбору одеял и одежды, подготовке питания и горячей воды. Проведена подготовка всех возможных помещений для размещения спасенных, включая все офицерские каюты. - Приняты все возможные меры для избежания какого-либо волнения пассажиров на самой "Карпатии": пассажиров не будили, но во всех коридорах дежурили стюарды для предотвращения возможной паники. - Вывешены за борт спасательные шлюпки, собраны и подготовлены их экипажи, заготовлены сети, фонари, ракетницы итп. Вывешены корабельные трапы. Разблокирован и подготовлен палубный кран для подъема спасаемых. - Подняты среди ночи все корабельные медики и оборудован расширенный медпункт для осмотра потерпевших и оказания помощи; - Распределены вахты, зоны ответственности между помощниками капитана, подготовлено все необходимое для записи и регистрации спасенных.
В 2.45 они увидели зеленую ракету и тогда же наблюдатель увидел первый айсберг. Рострон сбавил скорость, обошел его справа и снова дал «Полный вперед!». Вскоре появился еще айсберг, затем еще. Рострон лавировал между ними, уже не сбавляя скорости. Окружающие отметили, что его губы постоянно шептали слова молитвы. В 4.00 они остановились там, откуда приняли сигнал бедствия, уже начинало светать. Взлетела еще ракета и они увидели первую шлюпку. Маневрировать среди льдин , подбирая шлюпки, было крайне тяжело и потребовало от Рострона всего его мастерства. В 8.30 пассажиры последней шлюпки были подняты на борт. А там уже работал конвейер:запись данных,врач,лекарство,суп,кофе,бутерброды,виски, теплая одежда,койка. Всего поднято 705 человек. Несмотря на переохлаждения, обморожения и травмы, осложненные сильнейшим шоком, на борту умер только один человек. В конце капитан велел младшему офицеру подсчитать льдины. Тот насчитал 25 высотой 150-200 футов и немеряно мелких. Позднее Рострон рассказывал своему другу Барру:»Когда рассвело и я увидел, через какой лед я продирался ночью, меня затрясло и я подумал, что Его рука была на штурвале рядом с моей.» На путь в Европу не хватало продуктов и капитан повернул в Нью-Йорк, куда и прибыл благополучно.
Современники оценили действия Рострона по достоинству. Уцелевшие пассажиры собрали средства и вручили капитану «чашу любви», а членам экипажа – памятные медали.
Молли Браун вручает Рострону "чашу любви" от уцелевших пассажиров Позже он был награжден золотой медалью Конгресса и крестом Почета. Его бюст был установлен в Нью-Йоркском Зале Славы – впервые такой чести был удостоен англичанин. От компании тоже последовали денежные поощрения и повышение по службе.
Но впоследствии общественное внимание переключилось на «Титаник». До сих пор разбирают поминутно, кто что приказал, кто как понял, что могло спасти, а что нет. Выдвигаются разные версии гибели, вплоть до самых фантастических. А «Карпатию» особо и не вспоминают. Да и что там, собственно, вспоминать? Просто экипаж очень четко и самоотверженно сделал все от него зависящее, чтобы спасти всех тех, кого на тот момент еще возможно было спасти. Только-то и всего!
Капитан Рострон со своими офицерами risk.ruскачать dle 12.1 |