Поисковик Google обогатил не только оксфордский словарь новым глаголом «to google» "гуглить", но и обеспечил появление нового психологического понятия.
Эффект Google сводится к тенденции забывать информацию, которую можно легко найти с помощью поисковых систем Интернета, таких как Google. Феномен был описан и назван Бетси Спарроу из Колумбийского университета, Дженни Лю из Университета Висконсина и Даниэлем М. Вегнером из Гарварда.
Исследователи провели четыре эксперимента со студентами. В первой части респонденты должны были ответить на простые вопросы, часть из которых была связана с поиском в Интернете. Во второй части испытуемые читали заявления, связанные с простыми вопросы и должны были запоминать, что они читают. Легче запоминались те заявления, которые, как считали участники эксперимента, можно найти в Интернете. На третьем этапе они должны были запомнить некоторые информационные детали, часть которых можно найти в определенном месте, другая же часть не могла быть найдена. Испытуемые лучше помнили информацию, поиск которой по их мнению был наиболее затруднен. На заключительном этапе субъектам давалась информация и ее расположение в папках. Им было легче вспомнить названия папок, чем информацию.
Исследование показало, что доступ к интернету делает людей менее внимательными к деталям, которые по их мнению легко найти в сети. Память снижает сознание того, что информацию можно найти и умение пользоваться поисковыми инструментами. Бетси Спарроу с коллегами назвали подобный психологический момент интернет-транзактивным типом памяти. Одним из результатов подобного положения вещей является зависимость от Интернета. Потеря онлайн связи становится похожа на потерю друга. Экспериментаторы говорят: "Мы становимся бездумными и легкомысленными, мы больше не запоминаем. Мы эффективны только при запоминании, куда идти искать. В своем роде это удивительно".
Забавно, но эту проблему нельзя назвать новой. Перед появлением Интернета была доступна информация в книгах и журналах, которые можно было найти в библиотеках. В одном из древнегреческих текстах Платон, цитируя Сократа, утверждает, что память становится зависимой от письменного текста, когда этот текст доступен. "... ибо это открытие позволит развиться забывчивости в учащихся, потому что они не будут использовать собственные воспоминания, а будут доверять письменным знакам, они будут обладать не истиной, но только видимостью истины, они увидят многие вещи, но не узнают ничего, они будут считаться всеведущими и не будут ведать ничего, они будут иметь вид мудрости, но не будут мудрыми". Интернет усиливает этот эффект чрезвычайно из-за своей беспрецедентной доступности информации, как за счет быстрого поиска, так и за счет все более простого доступа, в частности, из-за использования мобильных устройств, таких как смартфоны.
Но стоит ли по этому поводу бить тревогу? Со времен Платона цивилизация шагнула далеко вперед. И пусть люди не стали гораздо мудрее древних греков, но жизнь их, без сомнения, гораздо комфортнее.скачать dle 12.1 |