Все чаще последнее время звучат опасения за психологическое здоровье игроманов, все страшнее статьи про интернет-зависимость. Вот в Швеции с этой страшной болезнью уже в армию не берут, а в Китае разрабатывают методики по освобождению от этой напасти. И в Росии Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и госстроительству Владимир Плигин заявил, что необходимо «жесткое законодательное регулирование» содержания компьютерных игр, чтобы исключить в них пропаганду насилия детям. Что же это за напасть-то такая, что тревогу за здоровье нации бьют те же чиновники, которым, обычно, на народ плевать с высокой колокольни? Попробуем разобраться.
Сразу замечу: я не имею степеней ни по социологии, ни по психологии и все, что будет написано далее - нельзя назвать научным трудом. Всего лишь личные наблюдения, размышления и, вероятно, поверхностные выводы. Может, кто-то меня поправит, может, кто-то дополнит. Итак.
Игроманы
Вот уже десять лет, как моя деятельность связана с интернет-клубами: я в них и работал, и принимал участие в запуске новых. Поэтому настоящих игроманьяков я знаю не понаслышке. Кто же эти люди, за психологическую адекватность которых так печется "Глава комитета Госдумы" и иже с ним? Во-первых, естественно, дети. Неряшливые идиоты, которые двух фраз связать не могут, которые ходят под себя и которых родители по клубам вылавливают с милицией? Честно сказать, за десять лет и два десятка клубов я таких не видел. Одного искали с милицией, было дело. Но вот родители были, милиция была, а ребятенка не было. В основном - обычные дети. По дороге из школы зайдут в клуб, постреляют ботов контр-страйк и по домам - уроки делать. В выходные попинают мяч на улице, зайдут на пару часов в клуб, поиграть в МУ-онлайн - и снова на улицу.
Были и такие, которые в клуб ходили чуть ли не ежедневно, практически на каждые выходные - на ночь. Сейчас все работают, зарабатывают деньги, женились, обзавелись детьми. В клуб заходят раз в месяц тряхнуть стариной.
Переходим к подросткам, ибо их в клубах - большинство. Вероятно среди них мы найдем тех самых маньяков, расстреливающих на переменках одноклассников? Отнюдь. Ссоры, крики, разборки - бывают. Но где их не бывает? Может, в школе? До драк при мне дело доходило пару раз. И то достаточно вялых, после которых все мирились и отправлялись уничтожать ботов в квейке или зергов в старкрафте. Самые кровожадные идеи были высказаны поутру одним из постоянных клиентов, когда мы подходили к переполненной автобусной остановке. Он с мечтательным прищуром, глядя на колышущуюся толпу изрек: "Вот бы из БФГи туда зарядить!". Для справки: БФГ - самое мощное оружие в квейке, убивающее все в огромном пространстве. Мысли-то кровожадные, согласен, но за рукоприкладством я этого молодого человека не видел ни разу, хотя общались мы достаточно долго.
Знавал я и маньяков. Во вновь открытом клубе сразу поселились трое: они неделю выходили только домой искупаться, переодеться, набрать с собой еды и вернуться в клуб. А потом еще два года до закрытия были постоянными, практически ежедневными клиентами. Будем лечить их всем миром? Да, скорее, наоборот: один из них врач, окончивший с красным дипломом медин, ездивший на международные научные конференции с докладами. Второй - бизнесмен. Третий... Третий - работает на автозаправочной станции, но я не склонен видеть в этом тлетворное влияние компьютерных игр. Скорее, он сам по себе ни к чему не стремится.
Были еще три маньяка. Строители-разнорабочие. Они возвращались со стройки домой, купались, переодевались в цивильное и шли в клуб. До утра. Утром шли домой, переодевались и - вкалывать на стройку. Когда они спали - загадка. Насколько я знаю, разнорабочими на стройках не особо поспишь.
Т.е. детская, подростковая игромания - дело преходящее. Самые запущенные случаи проходят, когда начинается работа. При этом запущенные, как на мой субъективный взгляд - это один на сотню, максимум. Остальные - учатся, подрабатывают, занимаются спортом, встречаются с девченками (среди которых, кстати, тоже немало клиенток компьютерных клубов).
Вероятно, клиенты психиатрических больниц - взрослые люди, которые не сумели отказаться от радостного, цветного мира виртуальных игр? Знаю и таких: у них жены (у некоторых и не первые), дети (некоторые из которых закончили школы, а то и институты), а эти знай себе, играются в волд оф варкрафт, ИЛ-2 или формулу-1. Рули себе покупают за бешенные деньги, штурвалы навороченные... Но в таком случае, пожалуй, стоит прятать за решетку и тех, кто продолжает со школы коллекционировать марки, спичечные наклейки, значки. Ибо это - хобби. Люди работают, имеют бизнес, играют во взрослые игры. Но для разрядки идут не в кабак или казино, а в компьютерный клуб, или играются дома. Я в детстве с родителями играл вечерами в карты, лото, шахматы. Сейчас подарил родителям компьютер и папа играет в "героев", а мама раскладывает пасьянсы. Легкое хобби или тяжелая зависимость? В одном клубе по субботам собиралась компания взрослых мужчин лет 30-45. Каждый со своим рулем. И гонялись в Ф-1 часа по 3-4. Вы бы видели, на каких машинах они приезжали!
Один мой хороший знакомый играл в "бойцовский клуб". Серьезно играл. Кто в теме - понимает, что это значит. Кто не в теме - это самая дорогая игра в мире. По крайней мере была еще лет пять назад. Знакомый состоял в клане. И вот как-то пошла черная полоса - проблемы со здоровьем у матери, лекарства, операции, которые отнимали и время и деньги. В один из редких дней, когда он зашел в БК, одноклановец спросил: что случилось, почему тебя так долго нет? Ну, слово за слово и разговорились. На очередную операцию не хватает 5 000$. Ну, я тебя давно знаю, ты отличный парень и не будешь такими вещами выбивать деньги. Говори счет, я переведу. Да какой счет, не гони, я сам. И тут этот виртуальный одноклановец говорит: я из США, хорошо знаю русский, уважаю вас. У меня приличный бизнес - 5 000 для меня ничто. Мне будет приятно, что они кому-то помогли. У меня много историй о дружбе, выросшей из игрушек. У взрослых, серьезных людей. И даже двух-трех женитьбах. Но это уже из другой оперы.
Агрессия. Именно о ней речь во всех ужасных историях о компьютерных зомби. Где же она зарыта? В типичнейшей из статей мальчонка играет в ГТА, потом берет пистолет и палит в своих одноклассников. Тысячи детей играют в ГТА и, никого не убивая, идут с одноклассниками пинать мяч, плавать в бассейне, кататься на велосипедах, или в кино. В котором, кстати, трупов не меньше, чем в ГТА. Почему никто не трубит в ужасе о кинотеатр-зависимости? Вы видели трупы в ГТА? Я видел. На трупы это похоже гораздо меньше, чем зрелище в каком-нибудь "Рэмбо-5". У меня есть идеи на этот счет, но я к ним вернусь после
Интернет-зависимости
Тут уже сложнее. Действительно, многие, проработав день в офисе за компьютером, приходят домой, целуют жену, детей и снова усаживаются за компьютер. Какой кошмар! Но, вот незадача! Раньше уже было подобное: автослесарь или водитель возвращался из автопарка и залезал в яму под свое авто. Пилот, вернувшись из рейса, собирал модели самолетов, вырезая мельчайшие детали и расстраиваясь, если его отрывали от этого важного дела. Моряки клеили модели кораблей и подлодок. Бизнесмены не обсуждают дома дела по телефону или в компании с партнерами?
Интернет - общение неполноценное, сублимированное
Классика жанра - человек, регулярно общающийся с помощью электронной почты, аськи, ирка, скайпа теряет в интеллекте больше человека, регулярно курящего анашу. Я, опять же, на своем примере. У меня в контакт-листе аськи и в запиной книге электронного ящика люди, с которыми я когда-то был дружен, а теперь разнесен географически. Т.е., общаясь с ними виртуально, я теряю IQ? Если я с ними перестану общаться, IQ у меня стабилизируется? А если буду регулярно употреблять с соседом-дальнобойщиком, так еще, небось, и подрастет? Я виртуально общаюсь с топ-менеджерами крупных компаний, системными администраторами из Киева, Донецка и Петербурга, есть даже женщина - зубной техник! Извините за цитату из Ильфа и Петрова, но такая у меня действительно есть! Есть кмс по шахматам, преподаватель греческого языка, технологи, программисты, дизайнеры, музыканты, турагенты, администраторы клубов, ресторанов, бармены, моряки, врачи. С некоторыми в реале я общаюсь часто, с некоторыми - редко, с некоторыми - очень редко. Откуда взята идея, что куча информации, которой я не обладал бы, не будь аськи, делает меня тупее, чем анаша? Что за бред? Большую часть своих виртуальных собеседников я знаю настолько хорошо, что за построением фраз вижу даже мимику, с которой это говорилось бы при личном общении. Я что-то теряю? Наоборот: мы частенько встречаемся в одном городе, мы не так уж редко ездим друг к другу в гости в другие города. Как правило, те, кто лишен виртуального общения, в реале тоже отдаляется и годами не видит старых друзей. Неужели такое положение вещей только в моем окружении?
Один из моих "сублимированных" собеседников сказал, что не считает виртуальное общение неполноценным и привел следующие тезисы:
а) слаб личностный фактор (можно быть вонючим уродом-паралитиком, но собеседник оценит твой интеллект)
б) есть возможность отредактировать мысль перед отправкой. достигается большая продуманность.
в) есть хистори, что не дает переиначивать историю недобросовестному собеседнику.
Я добавлю лишь, что считаю интернет инструментом. В том числе и общения. Но в наш век именно общением многие зарабатывают деньги, не так ли? Интернет убивает расстояния: я мгновенно получаю ответ на свой вопрос из Киева, Москвы и Владивостока. Я мгновенно могу отправить или получить документы. Я имею мгновенный доступ к справочным, поисковым системам. Я мгновенно могу получить информацию об интересующей меня продукции, услугах, или ознакомиться с отзывами об оных. Я могу по телефону договориться о встрече, поехать в Москву и в личном общении решить те же вопросы. Сколько же времени я потеряю? Это будет полноценным общением? Почему отвертку никто не называет сублимированной рукой, а велосипед - неполноценными ногами?
В общем, мне кажется, вопросов достаточно. Как быть с ответами? Как мне кажется - очень просто, если не забывать о краеугольном камне римского права: "ищи, кому выгодно". Кому же выгодно порочить такое безобидное хобби, как компьютерные игры и такой инструмент, как интернет? Давайте начнем со сравнения. Вот малыш играется в военную стратегию: он оценивает свои и вражеские силы, создает альянсы, строит стратегию. Он думает! Проигрывает - меняет тактику. Выигрывает - использует удачные решения в других миссиях. Если игра сетевая - ребята учатся взаимодействию. Проиграли - вместе обсуждают ошибки. Берем кино - у тех же ребят задействована только одна извилина - в которую поступают попкорн и кока-кола. В тех же кровавых играх урок: ошибешься - убьют. В кино урок: мочи всех, будь круче всех. Так кто скорее возьмется за пистолет?
Вспомните, какие самые страшные преступления в истории влекли за собой тяжелейшие наказания? Не свобода ли мысли? С древнейших времен кто назывался врагом и безжалостно уничтожался? Не тот ли, кто мыслил иначе? Римляне тех, кто слабее порабощали. А некоторые народы, называя варварами, уничтожали подчистую. Вспомните историю Сиракуз - римляне уничтожили их культуру! А вам о чем-то говорит слово "Архимед"? А теперь попробуйте вспомнить хоть одного римского математика.
Так почему же современных римлян так пугает интернет? Не потому ли, что они его не могут контролировать? Не потому, что они не могут им управлять? Не потому ли, что тут есть хоть эфемерная, но свобода воли, свобода слова? Что делать, если хочется контроля, а возможностей нет? Как сделать так, чтоб рабы сами отдали кнуты плантаторам? А это еще одно римское достижение: пропаганда! К чему ведут все эти россказни про убийц-игроманов, интернет-педофилов? "Госдума собирается законодательно регулировать содержание компьютерных игр", "Генпрокуратура обяжет провайдеров следить за контентом", "Законодатели планируют бороться с порнографией в интернете руками провайдеров. В то же время участники рынка бьют тревогу: спецслужбы ищут способ и повод взять пользователей сети под контроль.", "Согласно плану провайдеры будут обязаны устанавливать фильтры, блокирующие запрещенные правительством ресурсы.", "Пользователи будут наказаны за скачивание пиратских копий. И опять - провайдеры будут обязаны следить за этим и предоставлять компетентным органам ..." Контроль, следить, предоставлять, докладывать. В Америке после 11 сентября протолкнули "Билль О Патриотизме" и организовали войнушку в Ираке. Так кому был выгоден этот теракт? Арабам, или Бушу с компанией? Никто не видит аналогий с "интернет-зависимостью" и "контролировать контент"? Пропаганда: смотрите телевизор - он добро. В интернет не ходите - там зло. Или ходите под нашим тщательным присмотром, и зло минет вас. Ищите, кому выгодно. Но помните слова одного из отцов-основателей некогда свободной Америки Бенджамена Франклина: "Страна, которая жертвует свободой ради безопасности, не заслуживает ни того, ни другого."
P.S. Активные пользователи глобальной сети могут похвастаться быстрой сообразительностью. Это утверждение недавно получило научное объяснение. Как эта статья прошла в свободный доступ? Кто из товарищей недосмотрел? Политика партии говорит интернет - обитель зла!
P.P.S. И читайте Джорджа Оруэлла. Он знал о Большом Брате.скачать dle 12.1 |