По результатам обсуждений предыдущего моего поста весьма похоже, что связь между вопросом о свободе воли и основами судебной системы относится к неочевидным вещам. Поэтому я тут положу свой очень вольный перевод статьи "The Brain on Trial" нейрофизиолога David Eagleman для журнала The Atlantic как раз на эту тему. Поскольку это текст для широкой публики, там все очень просто изложено, с примерами реальных судебных случаев. Как всегда, статья слишком длинная, поэтому это скорее пересказ, с сильными с сокращениями.
Первого августа 1966 года двадцатипятилетний Чарльз Уитмен поднялся в лифте на смотровую площадку Техасского университета, где открыл стрельбу. До того момента, когда он сам был застрелен полицией, он убил 13 человек и ранил 32. Вечером предыдущего дня в своем последнем письме он написал: «Я перестал понимать себя. Предполагается, что я – обычный разумный и рассудительный человек. Однако в последнее время (не могу вспомнить, когда именно это началось) я оказался жертвой многочисленных необычных и иррациональных мыслей.»
Всем известна картина Перова "Сельский крестный ход на Пасху", написанная в 1861 году. На первый взгляд, картина изображает сущее безобразие — священник нарезался в дугу, да еще в прямо в момент богослужения, в наиболее почитаемый православными церковный праздник. Да и остальные участники процессии ведут себя не лучше.
Южнокорейский остров Чеджу в настоящий момент входит в число наиболее интересных мест для посещения туристами. Если быть предельно точным, то правильно название вулканического острова звучит, как Чеджудо.
Дело все в том, что иероглиф «до» всегда добавляется к названию острова или провинции. Кстати, изображается этот иероглиф, по-разному. Первый вариант говорит о том, что речь идет о провинции, а второй вариант – об острове. В случае с названием Чеджу, к нему можно добавить любой иероглиф: самый красивый вулканический остров имеет еще и статус провинции.
Не знаю, зачем я сюда ехал, правда. Меня только ленивый не отговаривал. Зато я точно знаю, почему бежал отсюда сломя голову и не оборачивался, страшно было споткнуться и остаться здесь еще хотя бы на миг. С самого первого дня я начал искать здесь надежду. Я учил креол, чтобы проще было понимать происходящее, я жил все это время в семье, ходил хвостом за своим местным, встречался с его друзьями, врагами и всеми, с кем была связана его жизнь. Я много общался, много спрашивал, еще больше отвечал на их вопросы. Не было ни дня, чтобы я не думал, не разглядывал, не анализировал. Не было ни дня, чтобы я не хотел сдаться, бросить все и просто испариться. Не было ни секунды, чтобы я чувствовал себя здесь легко и комфортно. Мне было сложно заставить себя начать писать этот пост. Кажется, от него до сих пор воняет, я до сих пор хочу кашлять и сморкаться, вспоминая все те ужасы, которые увидел в этой маленькой, но очень уродливой стране. Гаити - здесь не хочется жить и страшно умирать. Их будущему не грозят большие перемены, это вечное глубокое дно развития цивилизации. Я правда пытался разглядеть свет, правда. Я тщетно пытался поверить, найти здесь хотя бы искру надежды, но вместо этого нашел лишь 10 угнетающих фактов, которые, если задуматься, являются еще и явным доказательством того, что перемены не грядут. Здесь всем п***. И вот почему.
В России много местных названий, которыми мы пользуемся постоянно, но ничего о них не знаем. Москва, Тверь, Кострома, Онега – древность этих топонимов не вызывает сомнения, но связи с русскими словами нет, они нам совершенно непонятны.
Трудно найти человека из любой бывшей республики СССР, который не знал бы песню «Звенит январская вьюга» из любимой комедии «Иван Васильевич меняет профессию». Эта песня, как и сам фильм, стала настоящей классикой для населения постсоветского пространства. Благодаря итальянской панк-группе Vanilla Sky, теперь наш хит будут узнавать во всём мире. Как многие заметили, каверы — особая фишка группы, это и принесло им всемирную популярность. Но кто бы мог подумать, что русская песня так здорово будет звучать в новой интерпретации. В клипе можно увидеть улицы российских городов и кадры из выступления итальянцев.
По сети время от времени начинает гулять укороченный до трех предложений вариант этого анекдота. А я его слышал в лохматые годы еще на аудиокассете. Да-да, на пленочном магнитофоне! Так вот вопрос, никто не помнит, кто эти анекдоты читал? Там их было много и мой любимый анекдот тоже про охоту на кабанов. Как вот этот же горе-охотник устроил засаду на кабанов в гамаке, а закончилось тем, что волки на этого охотника охоту устроили. Может, кто подскажет автора, чтоб можно было по архивам порыскать? Ну а пока тот самый, аутентичный анекдот про Сірка.
Гоночные автомобили, коктейли, головокружительные сделки, - для стилистической завершённости образа эры джаза не хватало только американского миллионера, и он, конечно, появился. В 1931 г. в Чехословакию приехал "король жевательной резинки" Чиклетс с супругой. Семья Лобковиц как раз нуждалась в деньгах (на приданое для одной из представительниц рода, собиравшейся замуж за князя Лихтенштейна), и пыталась продать часть своей коллекции картин. Узнав, что Чиклетсы в Праге, Йиржи Кристиан пригласил их в родовой замок в Роуднице. Йeлинек присутствовал на встрече в качестве эксперта по искусству. Полотна не заинтересовали миллионеров, зато ими было выражено желание купить и перевезти в Америку готический замок. Согласно традиционной версии, Лобковиц в этот момент спросил Йeлинeка : " А Вы, барон, не хотели бы продать один из своих?" Находчивый Гарри невозмутимо ответил : "Могу предложить Карлштейн".
Мы ведем себя ужасно по отношению к окружающему миру. Мы набрасываемся на ресурсы с той же жадность, с которой голодный ребенок поглощает упаковку шоколадных конфет. Нехватка нефти вот-вот приведет нас к энергетическим войнам. С нашей помощью многие животные вот-вот исчезнут с лица Земли. Но есть и такие ресурсы, которые мы используем в больших объемах и при этом воспринимаем, как нечто неисчерпаемое. А между тем, их запасы постепенно истощаются. Это такие вещи, как…