Роберто Бениньи в белых семейных трусах
и муза-невеста в подвенечном платье, сочетающиеся браком под пение и аккомпанемент похожего на обезьяну в шляпе Тома Уэйтса, мучающего любимый рояль, напоминают сюрреалистическое шапито
В наш прокат выходит новое детище итальянского комика
Роберто Бениньи «Тигр и снег». Воспев оду жизни в картине «Жизнь прекрасна», Бениньи продолжает восхвалять ее несомненные прелести, проступающие с наибольшей очевидностью в самых экстремальных ситуациях. Как и в прошлом фильме, режиссер исполняет главную роль, а его персонаж разлучается со своей возлюбленной. Обстановку нацистского концлагеря сменяют декорации разгромленного бомбежками Багдада. Среди артиллерийских взрывов, всеобщей растерянности и хаоса экзистенциальный клоун вновь запускает свой иллюзион, давая понять ужимками, трюкачеством, нелепостью и беззащитностью большого ребенка, что смех сквозь слезы – самое сильное оружие.
Новый герой Бениньи – поэт, похожий скорее на клоуна, чем на поэта, Аттилио Де Джиованни (он назван так в честь поэта Аттилио Бертолуччи, отца кинорежиссеров Джузеппе и Бернардо Бертолуччи) живет в Риме, читает лекции о поэзии, пишет стихи и видит сны, в которых ему является возлюбленная муза. А однажды он встречает ее и наяву. Но прекрасное видение по имени Витториа ускользает, не желая иметь с посмешищем и растеряхой (Аттилио с реальностью не дружит: то чужой пиджак наденет, то выскочит в трусах на улицу) ничего общего.
Далее события начинают развиваться стремительно и странно. Витториа вдруг оказывается в Ираке вместе с другом Аттилио, иракским поэтом Фуадом, попадает под бомбежку и впадает в кому. Узнав об этом от Фуада, Аттилио спешит на помощь, едет под видом врача Красного Креста в Ирак. Понять, что Витториа в коме, зрителю удается не сразу. Все обстоит так, как будто она умерла (и заключение врача есть, да и мух Аттилио с усердием отгоняет от тела). Слова и поступки Бениньи выглядят как нежелание поверить в смерть, сумасшедшее упорство и бунт против реальности. Это даже (если так можно выразиться в подобной ситуации) интригует, поворачивает сюжет в нетривиальное русло. Реакция окружающих, Фуада и врача больницы, разрешение остаться с Витториа предстает как гуманный акт сочувствия горю несчастного. Аттилио пытается создать все условия для любимой: отправляется на поиски чудодейственного средства к восточным целителям, сидит у ее кровати под больничной лестницей, отгоняя мух и воров, оседлав верблюда, едет неизвестно куда за физиологическим раствором, капельницей и лекарствами.
И вдруг бессмысленная и настырная суета нелепого человечка преображает суровую действительность – Витториа открывает глаза. Но реальность вновь вторгается в мечты и мешает соединиться влюбленным. Аттилио не может явиться к возлюбленной в порванных ботинках, идет к обувщику и, завернув за угол, попадает в очередную историю. Но ему ловко удается спастись и от рук базарных торговцев, и от взрыва на заминированой пустоши, и выбраться из лагеря военнопленных. Он находит общий язык с туповатыми американскими солдатами, явно не ожидавшими встретить в таком месте итальянского Байрона. В абсурдной ситуации войны и насилия, чтобы сохранить жизнь, Бениньи только и остается делать, что постоянно восклицать: «Я итальянец!». Все это напоминает о печальной судьбе сотрудника итальянской спецслужбы Николо Калипари, который по ошибке был застрелен американскими солдатами в Ираке.
В общем, муза и провидение, а главное, верность самому себе, своим иллюзиям и идеалам помогают герою Бениньи выйти сухим из воды, спасти возлюбленную и остаться в живых самому. После оскароносной картины «Жизнь прекрасна» идея Бениньи глобально не поменялась – жизнь
по-прежнему прекрасна, наперекор страданиям, болезням и смерти. Человек ломается под влиянием жестоких обстоятельств: «не вынесла душа поэта…». Спокойный и мужественный Фуад (его играет
Жан Рено) вешается, а суетливого и болтливого клоуна Аттилио не сломить. И его ждет награда – пробуждение любимой. Роберто Бениньи считает, что ничто не свидетельствует об ужасах войны ярче, чем смерть невинных людей: «Как это происходит на каждой войне, слишком чувствительные люди часто сами губят себя. Поэты накладывали на себя руки с Пунических войн до Второй мировой. Они не могли вынести пошлости войны».
Героям удается преодолеть препятствия и выбраться из декораций жестких
ирак-ских реалий, в мягкую европейскую действительность. События опять переносятся в Рим, но не в обычный, а сказочный, как из снов Аттилио, где экзотические звери гуляют по улицам и, как снег, летит тополиный пух, а перед лобовым стеклом автомобиля возникает силуэт прекрасного тигра. «Тигр и снег» – так называется сборник стихов Аттилио. И в конце фильма зрителя ожидает еще один сюрприз: прекрасная и загадочная Витториа оказывается матерью двух дочерей Аттилио и его женой (ее и в самом деле играет жена Бениньи, актриса Николетта Браски). С какой нежностью и любовью глядит она, как на чудесного ребенка, на неменяющегося мужа, который все так же пытается влезть в чужой пиджак. Наследник Боккачо, Феллини, Пазолини и Бертолуччи, Роберто Бениньи действительно не меняется, оставаясь в неизменном амплуа трагического комика. Философический подстрочник таков: человек не меняется – сменяются лишь декорации жизни.
Эксперт
скачать dle 12.1