Ситуация, складывающаяся вокруг Ирана, наводит на мысль об умышленной провокации Тегераном агрессии Вашингтона. Поведение официальных представителей Ирана выглядит неоправданной, рискованной и самоубийственной, если только не рассматривать вероятность существования некоего стратегического замысла.
Ситуация развивалась по сценарию Ирака образца 2003 года до тех пор, пока риторика Тегерана не перешла с защиты национальных интересов в сфере ядерных исследований в плоскость шантажа. Первой неожиданностью стало заявление духовного лидера Ирана аятолла Али Хаменеи, который пообещал поделиться иранскими ядерными технологиями с другими странами. «Ядерные разработки иранских ученых - пример одного из многочисленных достижений страны. Исламская республика готова передать этот опыт, технологии и знания», - заявил Хаменеи на встрече с президентом Судана Омаром аль-Беширом. Следует отметить, что заявление Хаменеи прозвучало именно на встрече с Президентом Судана, который имеет проблемы с Дарфуром и с точки зрения Вашингтона относится к странам группы-риска. Ведь именно на территории Судана длительное время вел деятельность Усама Бен Ладен.
Спустя пару дней, он же заявил о том, что «Иран может нанести ущерб интересам США в любой точке мира в случае удара по Исламской Республике». Хотя данное заявление последовало на заявления Вашингтона о том, что ядерный удар по Ирану не исключен, такой ход Тегерана явно был направлен на эскалацию конфликта. Наконец, израильская газета Ha'aretz опубликовала заявление руководителя армейской разведки Израиля генерал-майора Амоса Ядлина о том, что Иран купил у Северной Кореи баллистические ракеты, обладающие дальностью 2,5 тысячи километров и способные нести ядерный заряд. По его словам, часть ракет уже прибыла в Иран. По словам Ядлина, северокорейские ракеты дополнят имеющиеся у Тегерана «Шахаб-3» и «Шахаб-4» собственного производства с радиусом действия 1300 км и 2000 км соответственно. Такое заявление, очевидно, было связано с тем, что имеющиеся ракеты «Шахаб-3» могли достичь Израиля из некоторых районов Ирана. Теперь же, по словам израильского генерала, иранские ракетные силы гарантированно «накрывают» любые ближневосточные цели и даже многие страны Европы.
Конечно, позиция Израиля в данном вопросе понятна, и «
Ukraine Daily» уже рассматривала ее в материале «
Кому выгодна война в Иране?». Однако последние заявления Тегерана вместо того, чтобы пытаться заручиться поддержкой других стран, явно провоцирует США на нанесение упреждающего удара. Такая политика выглядит странной, ведь Иран при всех последних достижениях в оборонной сфере не может конкурировать с США и надеяться на более или менее адекватный ответный удар. К этому следует добавить то, что США вряд ли повторят сухопутную операцию в Иране по иракскому образцу, а принимая во внимание лучшее техническое оснащение вооруженных сил Ирана, сконцентрируются на точечных ударах с воздуха, не проводя массовых рейдов вглубь территории страны.
В связи с этим существует две версии происходящего.
Версия 1. Сговор с США. Согласно версии руководство Ирана имеет договоренности с Вашингтоном о ненападении. Целью же «ядерной игры» является провокация стремительного роста цен на нефтепродукты. Как и в 2003 году накануне появления первых слухов о превентивных ударах по Ирану экономика США находилась в предкризисном состоянии и ряд экспертов заявлял о возможности дефолта в этой стране. На фоне угрозы военных ударов по Ирану цены на нефть выросли с 57,32 долларов за баррель марки Brent в середине февраля до 74,1 доллара за баррель 27 апреля, то есть на 22,7%. Такой стремительный рост цен на энергоносители вызвал панические настроения в Европе, где рост цен привел к некоторому дисбалансу экономики. Однако нельзя отрицать, что рост цен на нефть подорвал не только экономику Европы, но и самих США. Да и сама операция в Иране после существенных недавних затрат на войну в Ираке никак не оздоровят американскую экономику, хотя, возможно, и повысят доходность некоторых крупных компаний.
Версия 2. Ликвидация Израиля. Вторая версия предполагает провоцирование превентивного удара по Ирану с целью ответного ядерного удара по Израилю. Несмотря на то, что такой сценарий повлечет за собой множество жертв с иранской стороны, конечная цель будет достигнута – государство Израиль будет ликвидирован, а значит и исчезнут региональные препятствия для создания единого исламского пространства на Ближнем Востоке. По сути, о ликвидации Израиля говорили и в Палестине, так что цель объединяет несколько арабских государств и вполне может отвечать общей концепции объединительной идеи на Ближнем Востоке. Для реализации такого сценария необходим повод, которым может стать лишь агрессия в отношении Ирана. В то же время Тегеран осознает, что в случае одновременного нанесения тактического ядерного удара по Израилю высокоточная контратака США снизит вероятность массового ядерного удара по своей территории.
Константин Зацепин, УА дейли