Заглянем для начала в Книгу Гиннеса. Самым высоким живым деревом (
Tallest Living Tree) в ней с июля 2004 года числится Гигант Стратосферы (
Stratosphere Giant). Это калифорнийская секвойя (
Sequoia sempervirens) ростом 112,7 метра, которую в августе 2000 года обнаружил натуралист Крис Аткинс (Chris Atkins) в национальном парке Редвуд (
Redwood National Park), что в Калифорнии.
Летом этого года Аткинс вместе с другим натуралистом-любителем Майклом Тэйлором (Michael Taylor), биологом университета Гумбольдта (
Humboldt State University) Стивом Сайллеттом (
Steve Sillett) и экологом Робертом ван Пельтом (
Robert Van Pelt) вернулся в парк красных деревьев. Четвёрка решила измерить рекордсмена и, быть может, найти более высокие секвойи.
Для измерений команда Аткинса использовала лазер на штативе, типа
такого. И вскоре собирается повторить процедуру с добавлением другого метода под названием "tape drop": кому-то придётся залезть на дерево и сбросить вниз ленту, по длине которой и определится высота.
Только путём повторных замеров можно подтвердить рекордный статус Гипериона и вытеснить Гиганта Стратосферы из Книги Гиннеса.
Но дело это небыстрое. Измерения можно будет провести только в конце сентября. Сейчас нельзя, потому что парк Редвуд защищает живущего в секвойях длинноклювого пыжика (
Brachyrhamphus marmoratus). Результаты замеров потом надо будет отправить в отдел проверки рекордов Гиннеса в Великобритании, которому также потребуется несколько недель.
В общем, пара-тройка месяцев на оформление уйдёт. Но по меркам самих чемпионов – это ерунда, ведь для того, чтобы стать "небоскрёбами", им понадобилось больше 1,5 тысяч лет! Если точнее – от 1600. Именно столько прожил в Редвуде другой гигант (Dyerville Giant), перед тем упасть в марте 1991 года с высоты 113,4 метра.
Кстати, место, где растут Гиперион с Гелиосом и Икаром, тоже представляет интерес. Долгое время считалось, что очень высокие красные деревья любят так называемые аллювиальные почвы, которые отличаются высоким плодородием и насыщенностью водой. Но недавно открытые деревья растут на склонах.
"Даже при том, что эти секвойи находятся на крутых склонах, они растут в самой прекрасной среде обитания для красных деревьев на нашей планете, — говорит Крис Аткинс. – Они получают достаточно солнца, горный хребет защищает их от ветра, рядом обилие воды и, кроме того, здесь есть туман, благодаря которому местный микроклимат умеренный и в меру сырой".
В то же время точное местоположение деревьев исследователи называть категорически отказываются — они помнят, что превосходная степень, применённая к определённым деревьям, иногда приводит к проблемам. Бывали случаи, когда из-за чрезмерного наплыва любопытных повреждались очень мелкие системы корней секвойи, и дерево гибло.
Впрочем, добраться до Гипериона очень и очень непросто. "Путь к рекордным деревьям — это не экскурсия для удовольствия", — отмечает Аткинс, сравнивая собственную экспедицию с восхождением на Эверест.
Исследователям, загруженным тяжёлым оборудованием, пришлось в буквальном смысле продираться через плотную растительность, да ещё и карабкаться по тем самым крутым склонам.
Национальный парк Редвуд вообще – живописное местечко (фото с сайта npca.org).
Но и это ещё не всё. Директор парка Редвуд Рик Нолан (Rick Nolan) говорит, что найти самые высокие деревья посетителям будет почти невозможно: "Важно понять, что если вы приедете сюда в поисках самых больших деревьев, вы их не найдёте — они поглощены остальной частью леса".
Однако если живые "небоскрёбы" смогут привлечь внимание к парку в целом, ко всей системе Редвуда, то никто не против.
Да, деревья-рекордсмены всё ещё растут, приблизительно на 25 сантиметров в год, хотя есть мнение, что скоро они расти
перестанут.
Мембрана