Основатель сайентологии Лафайет Рональд Хаббард или, как называют его сами сайентологи, Л. Рон Хаббард, родился 13 марта 1911 года в Тилдене, штат Небраска (ум. 24 января 1986 г.). В возрасте 12 лет он познакомился с фрейдовским психоанализом, благодаря морскому офицеру Джозефу Томпсону, первому военному, прошедшему курс психоанализа под руководством Зигмунда Фрейда в Вене.
В молодости Хаббард много путешествовал по странам Азии, отсюда его интерес к индуизму, буддизму и даосизму. Он также изучал математику, инженерное дело и ядерную физику в университете Джорджа Вашингтона, хотя и не закончил его. Во время Второй мировой войны он был серьезно ранен, но излечился, как он считает, благодаря своим открытиям в сфере деятельности человеческого мозга. Позднее они стали основой его учения - дианетики.
Статья Хаббарда о дианетике появилась в майском выпуске популярного журнала Astounding Science Fiction в 1950 г. В это же время вышла его книга "Дианетика: современная наука об умственном здоровье". Учение Хаббарда нашло немало сторонников, особенно среди тех, кто не мог позволить себе дорогие сеансы психотерапии. По их просьбам он основал в конце 1950 года Фонд Хаббарда по изучению дианетики. Дальнейший рост интереса к учению привел к открытию Международной ассоциации сайентологов Хаббарда в Фениксе, штат Аризона, в 1952 году. В этом же году Хаббард отправился с публичными лекциями о сайентолологии в Великобританию. В 1954 году была создана Церковь сайентологии в Лос-Анжелесе. Новая религия начала распространяться в Австралии, Новой Зеландии, ЮАР. В 1955 году Хаббард перебрался в Вашингтон и открыл там главную Церковь сайентологии и первую Академию сайентологии.
Согласно дианетике, в человеческом уме есть два начала - аналитическое и реактивное. Аналитический ум напоминает понятие "эго" в психоанализе - это то, чем человек сознательно пользуется. Во время эмоциональной и физической боли аналитический ум отключается, и его функции берет на себя реактивный. Пока стресс продолжается реактивный ум запоминает все детали происходящего, хотя человек может не осознавать этого. Эти "записи" реактивного ума Хаббард назвал "энграмами". Благодаря бессознательной природе энграм, человек не запоминает свой травматический опыт, но энграмы остаются в его уме.
Дианетическая терапия под названием "одитинг" позволяет исследовать энграмы и освобождаться от них. Сеанс проводит "одитор", который задает вопросы и внимательно выслушивает "преклира" (человека проходящего процедуру одитинга), выявляя в его уме следы энграм. Считается, что в этом ему помогает "электропсихометр", который измеряет энергию, возникающую в уме преклира при выявлении энграмы. Целью сеансов является освобождение от всех энграм. Когда это происходит, аналитический ум освобождается от влияния реактивного с его энграмами. Человек становится "клиром", то есть, по версии сайентологов, приближается к реализации своего потенциала.
Дианетическую терапию Хаббард дополнил сайентологической теорией. Им было введено понятие "тетан", обозначающее высшее духовное бессмертное существо. В потенции каждый человек - тетан. Сайентологи верят, что человек, достигший состояния "клира" может прогрессировать и дальше по "мосту тотальной свободы", освобождаясь от ограничений материального тела и материальной вселенной. В этом случае он становится "действующим тетаном" и обретает бессмертие. Таким образом сайентология - это религия, которая обещает привести человека к состоянию трансцендентного совершенства.
По оценкам самих сайентологов, их число составляет около 8 миллионов человек. Возможно, эта цифра несколько завышена, но если учитывать всех тех, кто так или иначе вступал в контакт с дианетикой или сайентологией на протяжении 50 лет их существования, она наверняка исчисляется миллионами.
Становление сайентологии сопровождалось многочисленными конфликтами с властями. Причина их в том, что двойственная природа сайентологии (с одной стороны - это "терапия", которая стоит денег, с другой - религия) мешал властям определить налоговый статус организации. В США, Австралии и ряде других стран это закончилось признанием религиозной природы сайентологии и предоставлением ей налоговых льгот, в других (Германия, Бельгия, Франция), напротив - непризнанием. В России этот вопрос до сих пор окончательно не решен.скачать dle 12.1 |