Все чаще и чаще в последние время я слышу возмущения со стороны представителей духовенства и сочувствующих им людей по поводу того, что наше образование атеистично. Причем любопытно, что претензии, как я понимаю, обычно возникают в отношении научного спектра преподаваемых предметов. Например, время от времени появляются претензии к преподаванию биологии (в основном, видимо, из-за теории Дарвина). Не знаю, возникают ли они к гуманитарным предметам. Может быть, и нет, а если да, то, наверное, редко: все-таки большая часть классики, изучаемой в школе, связана с религиозными идеями. Да и история от религии неотделима. Вернемся к претензиям, направленным к научным предметам. Во-первых, у меня вопрос: каким образом образование (в плане наук) может быть "теистичным", если вопрос о существовании и деятельности Бога не решен современной наукой? О чем должен говорить учитель физики или биологии? Как я понимаю, ряд священников хотел бы, чтобы кроме научного взгляда на мир, эти учителя давали и религиозный взгляд. Хорошо. Тогда с позиций какой религии? С позиций православия? А не потеряем ли мы тогда объективность? И где тогда грань между образованием и пропагандой (не будем забывать о том, что религия идеологична по своей сути)? И, кстати, не будет ли это нарушением Конституции?
Во-вторых, на мой взгляд, многие представители духовенства, выражающие указанные выше претензии к образованию, недостаточно хорошо понимают отношение науки к сакральным вопросам. Наука, насколько я могу судить, не отрицает существование Бога. Она просто не может ничего сказать по этому поводу. Это принципиальная разница. Наука просто не говорит о том, чего не знает.
В принципе, это, наверное, можно назвать агностическим атеизмом, но агностики такого толка не отрицают Бога, а лишь говорят о том, что его невозможно познать и невозможно ответить на вопрос о его существовании. Кстати, агностический взгляд не исключает веру. Насколько мне позволяют судить скромные знания по философии, Кант был в религиозном плане агностиком, но при этом он не отрекался от веры и даже обрушился с критикой на скептицизм, который является одной из причин атеизма. Просто он разделяет вопросы, относящиеся к вере, и вопросы, относящиеся к знанию.
Кстати, у нас в школе на уроке биологии креоционистская теория сотворения человека (кажется, так называется теория о том, что человека сотворил Бог?) была упомянута. Но курс мы изучали, конечно, в рамках теории эволюции, что логично: теория эволюции оправдывает свое существование эмпирически. По поводу религиозных взглядов на сотворение человека сказать ничего нельзя. Поэтому и не говорят. И в университете, к слову, нам тоже никто и никогда не пропагандировал атеизм.
И напоследок. Можно, конечно, ввести в школах отдельный предмет, например, какое-нибудь религиоведение (но никак не ОПК!). Это действительно было бы полезно. Но вот мешать науку с религией нечего.
Комментарии к статье
melamory утверждает: "Религия и вера – это далеко не одно и тоже. Вера – это внутреннее состояние. Религия – бизнес, который строят на этом состоянии людей. По моему мнению, религия вообще не должна прививаться детям, тем более в школе. А веру могут прививать родители. Когда заходит речь об ОПК в школах, многие говорят, что оно бы подняло нравственность. Но ее можно поднять и другими способами. Какая-нибудь "Этика и психология семейной жизни", например, была бы в этом смысле гораздо полезнее".
Мария Перцель
скачать dle 12.1