Франсуа де Ларошфуко, все жалуются на свою память, но никто -- на свой разум. Действительно, редко встретишь человека, который не желал бы сделать свою память "лучше, шире и глубже". Между тем мало кто представляет себе, что такое хорошая память и какие существуют способы ее улучшить.
Казус Шерешевского
В 20-х годах прошлого века к психологу Александру Лурии пришел человек с просьбой проверить его память. Оказалось, что человек этот никогда ничего не записывает, поскольку с легкостью запоминает абсолютно все, что видит или слышит. В ходе исследования выяснилось, что память репортера Ш. (так его назвал Лурия) не имеет определенных границ: он запоминал едва ли не любое количество чисел, слов и даже бессвязных слогов и мог их повторить в любой последовательности. Более того, единожды увидев, репортер Ш. не забывал эти последовательности спустя дни, месяцы и даже годы. Позже история о репортере Ш. легла в основу "Маленькой книжки о большой памяти" Лурии.
На первый взгляд репортер Ш. кажется обладателем идеальной памяти, о которой могут только мечтать обычные люди. На самом деле это не так. Осознав собственную исключительность, репортер Ш. начал карьеру профессионального мнемониста, стал устраивать публичные выступления, на которых демонстрировал свои способности. Он с первого раза запоминал большие объемы самой разной информации. Сеансы эти имели большой успех, Шерешевский (такова его настоящая фамилия) стал знаменитостью, однако память со временем стала приносить ему серьезные неприятности.
Поскольку он был не в силах забыть ничего, вскоре ряды цифр стали постоянно роиться у Шерешевского в голове, одолевали его ночами в кошмарных снах. Вероника Нуркова, доцент факультета психологии МГУ, автор книг "Общая психология. Память", "Зеркало памяти", отмечает: "Феноменальная память репортера Ш., описанного Лурией,-- это скорее пример патологической памяти, а не того, к чему нужно стремиться. Феноменальная память Шерешевского сопровождалась серьезными расстройствами мышления и личности в целом. Иметь такую суперразвитую память даже хуже, чем иметь плохую".
Как видно из примера Шерешевского, способность легко и прочно запоминать и хорошая память -- далеко не одно и то же. Так, например, если человек увидел кровавую сцену в телерепортаже и запомнил ее на всю жизнь, вряд ли его можно назвать обладателем хорошей памяти.
Врожденная цепкость памяти зависит от способностей устанавливать нейронные связи в мозге. Однако это не определяет конечный результат обучения. Поначалу дети с такой памятью приятно удивляют учителей: им достаточно один раз услышать стишок, чтобы запомнить его. Однако, легко запоминая, ребенок не задумывается над смыслом. Поэтому, если любая информация запоминается без усилия, на лету, как правило, это происходит в ущерб другим функциям -- мышлению, воображению. Если ребенок пользуется только своей хорошей памятью, в результате он начинает отставать в учебе.
Мнемонический взгляд
Границы памяти человека точно не определены. Известно, что человек запоминает не только все события, которые происходят в его жизни, но даже то, что он не замечает, например, шорохи за спиной, лица случайных прохожих, погоду. Причем запоминает неоднократно: согласно современной теории памяти, существует несколько систем кодирования информации, которые могут работать параллельно.
Однако из всей этой груды информации вспомнить удается сравнительно немногое, и хорошая память -- это способность извлечь нужную информацию в нужный момент. Поэтому развитие памяти основано на правильной ее организации.
В первые годы, пока ребенок не умеет говорить, он запоминает колоссальные объемы информации, но структурировать ее никак не может, потому что у него нет для этого главного инструмента -- языка. Поэтому возникает эффект детской амнезии -- человек не помнит почти ничего из того, что произошло с ним в первые годы жизни, поскольку эта информация позже становится бесполезна -- ее практически невозможно извлечь. Вероника Нуркова: "Психика взрослого современного человека отличается от психики ребенка или дикаря тем, что мы с помощью культурных средств умеем управлять своей психикой и, в частности, памятью. Такими культурными средствами служат письменность, фотография, интернет".
Один из первых описанных случаев использования специальных мнемотехник относится к античности. По легенде поэт Симонид Кеосский был приглашен к одному аристократу на пир, чтобы прочитать оду в честь хозяина. Аристократ оказался жаден и заплатил поэту лишь половину гонорара, сказав, что вторую половину заплатят боги, которых Симонид упоминал в оде. Когда обиженный поэт ушел, началось землетрясение, потолок зала, где шел пир, обрушился, таким образом, из всех присутствовавших там выжил один Симонид. Позже он смог опознать всех гостей, вспоминая, кто на каком месте сидел. Поэт, отличавшийся неординарной памятью, использовал так называемый метод мест и образов. Идея этого метода состоит в том, что запоминаемый материал в виде мысленных образов расставляется по хорошо известному вам маршруту, например, от автостоянки до дома. Затем, проходя мысленно по этому пути, вы вспоминаете все образы, расставленные на нем.
Для древних искусство запоминания играло решающую роль. Грамотных людей было не так много, остальным приходилось запоминать информацию, поэтому мнемотехники использовались везде -- от алфавита до архитектуры.
Например, в основе композиции христианских храмов лежит мнемотехника: храм организован так, чтобы прихожане вспоминали не только события жизни Христа, но и все заповеди и наказания за прегрешения, которые изображались на западной стене храма. Вероника Нуркова: "Русский алфавит сам по себе -- это тоже мнемотехника запоминания наставлений. Слова, соответствующие буквам, складываются в осмысленные фразы: 'я знаю буквы', 'слово это хорошо' и так далее, за буквами открывался целый текст, обучающий детей житейской мудрости. Простой стишок про охотника, который желает знать,-- это тоже мнемотехника. Удивительное свойство памяти состоит в том, что стишок этот больше и сложнее, чем простое перечисление семи цветов, тем не менее с его помощью запомнить краски удается быстрее и лучше. Таким образом, какое бы сложное ни было средство управления, оно лучше, чем неорганизованный набор информации".
Римский оратор Цицерон в книге "Об ораторе" описал накопленные к тому времени мнемонические практики. По Цицерону, есть два вида памяти: на слова (когда запоминается точная информация слово в слово) и на вещи (когда запоминается смысл). Психика человека устроена экономично: из большого объема информации она делает выжимку, оставляя небольшое количество,-- процесс подобен архивации компьютерных файлов. Таким образом, память взрослого человека тесно связана с мышлением: запоминание напрямую зависит от понимания. Психолог и педагог Лев Выготский говорил, что если для маленького ребенка мышлением служит память, то для взрослого памятью становится мышление.
Сегодня существует несколько десятков тысяч мнемотехник для запоминания самой разной информации. Однако универсальных техник, подходящих для запоминания любой информации, существенно меньше.
Один из новомодных методов -- интеллект-карты (mind maping). Эта методика соединяет древний метод образов и идею структурирования, организации материала. Смысл в том, чтобы излагать материал в виде схемы, в которой отражены основные мысли, четкие связи между ними и яркие примеры для иллюстрации. В таких картах вся информация фокусируется на центральном объекте, который представляется в виде красочного трехмерного образа. К нему плавными линиями прикрепляются основные цели, идеи, темы. Ветви подписываются ключевыми словами. Для уточнения основных идей от них ответвляются более мелкие, и так далее.
Собственно, ничего нового в этом методе нет: каждый школьник сегодня умеет рисовать блок-схемы, которые устроены по тому же принципу. Новизна состоит в том, чтобы применять такие схемы для структурирования любой информации -- от организации вечеринки до построения докторской диссертации.
Карты можно строить в уме, однако специалисты рекомендуют использовать для этого большие листы бумаги (формат не менее А3) и яркие цвета, чтобы информация лучше усваивалась. С той же целью уже разработаны многочисленные компьютерные программы для построения таких карт (средняя цена программы в интернете -- от $70 до $130).
Для запоминания иностранных слов методы "мест и образов" и "майнд-мэпинга" не подходят. Для этой цели используется метод ассоциаций, или слов-вешалок: иностранное слово связывается с похожим по звучанию русским словом, и придумывается яркая ассоциация.
Курсом на память
Многочисленные авторские методики развития памяти базируются на вышеописанных и им подобных принципах. Первые курсы развития памяти и скорочтения открылись в центре "Эйдос" на основе программы Игоря Матюгина. "Школа эйдетики", в которую трансформировался центр в 1993 году, сегодня не только проводит курсы, но и занимается подготовкой преподавателей для них. Собственно, большая часть преподавателей курсов суперпамяти и скорочтения вышли в свое время из школы "Эйдос". По словам сотрудников, в центре проходили обучение не только преподаватели из МГИМО и Академии имени Плеханова, но и сотрудники спецслужб и даже космонавты.
На фоне прочих несколько выделяется школа Самвела Гарибяна. Руководитель школы не отягощен специальным психологическим образованием, но зато обладает неординарной памятью, и его авторский курс основан на личном опыте. По его словам, он использует не только метод ассоциаций и образов, но и специальную систему жестов и даже йогических дыхательных практик. На сайте школы опубликованы многочисленные положительные отзывы знаменитостей и крупных предпринимателей, которые прошли курсы. Возможно, это сказалось на стоимости обучения: у Самвела Гарибяна она существенно выше, чем в среднем по Москве (см. таблицу).
Одно время вошли в моду методы бессознательного запоминания, обучения во сне. Идея их заключается в том, что большую часть информации мы запоминаем непроизвольно. Сознательное запоминание -- это тяжелый труд, а непроизвольное запоминание не требует никаких усилий. Отсюда возникает искушение давать человеку большие объемы информации для непроизвольного запоминания, чтобы он не мучился и не уставал. Например, во сне или в состоянии гипнотического транса.
К сожалению, такие эксперименты пока не увенчались успехом. Установлено, что человек действительно воспринимает все, что услышал в бессознательном состоянии, однако извлечь эту информацию и, главное, воспользоваться ею еще никому толком не удавалось. Вероника Нуркова: "Курсы улучшения памяти полезны в том смысле, что они дисциплинируют человека. Изучать мнемотехники проще на курсах с преподавателем, чем самостоятельно по книжке. Например, буквенно-цифровые мнемотехники -- это специальные шифры, которые помогают легко запоминать даты и события. Однако для того, чтобы ими пользоваться, их нужно выучить назубок, и вряд ли вы станете делать это сами. Однако принципиально все такие курсы ничем друг от друга не отличаются".
Еще один способ улучшения памяти, особенно популярный среди студентов в пору экзаменов,-- это всевозможные ноотропные препараты. Эти лекарства можно приобрести без рецепта в любой аптеке, они улучшают мозговое кровообращение и, как следствие, могут способствовать запоминанию. Однако, по словам специалистов, эти лекарства относятся к группе препаратов с неустановленным механизмом действия, поэтому их эффективность не гарантирована. Многие врачи уверены, что эти препараты приносят не больше пользы, чем свежий воздух и крепкий сон. Кроме того, даже самые безобидные лекарства обладают побочными действиями.
В последнее время, правда, активно разрабатываются препараты под рабочим названием mem1414 и mem1003, которые действуют более целенаправленно. Они должны стимулировать синтез белков, которые отвечают за образование нейронных связей в головном мозге и обеспечивают запоминание. Таким образом, эти препараты будут способствовать механическому заучиванию информации, однако вряд ли таблетки облегчат понимание или научат пользоваться приобретенными знаниями.
КАРЕН ШАИНЯНскачать dle 12.1 |