— Вот видите! — торжествующе сказал робот. — Я же говорю, что все не так, как должно быть. Где кратер Коперника? Где Лунная станция N17? А где мой «Дезинто»? Я хочу приняться за работу, очень хочу. — Голос его дрожал от недоумения и обиды. — Я уже много часов ищу кого-нибудь, кто сказал бы мне, где мой «Дезинто», но все разбегаются. Я уже, наверное, отстал от графика, и начальник участка совсем взбесится. Ничего себе положение!
Айзек Азимов, «Робот ЭЛ-76 попадает не туда» |
Роботы наступают. Известно, что согласно утверждённым государственным программам к 2015-му году одна треть боевых машин армии США должна быть представлена необитаемыми устройствами. Иными словами, это будут боевые роботы. Важнейшим свойством подобного робота будет мобильность и автономность. Управляемые по радио (или по проводам) танки известны с 30-х годов прошлого века, теперь таким изделием никого не удивишь. Автономно передвигающийся по незнакомой местности робот — дело другое.
Чтобы подсобрать практически реализованных технологий для создания подобных роботов, ответственная за перспективные разработки организация минобороны США — DARPA (Агентство перспективных разработок) — устраивает периодические соревнования, с призами и массовым освещением прессой. Например, проводилась серия из DARPA Grand Challenge: в рамках этих соревнований вездеходы с полностью автономным управлением должны были за установленное время прибыть из точки старта в точку финиша, преодолев разделяющие эти точки несколько сотен километров пустынного бездорожья, осложнённого рельефом. Мы писали
про это мероприятие. Прогресс там впечатляет, в полном соответствии с бурным развитием прикладных компьютерных технологий. Так, если в первый раз на Grand Challenge дистанцию вообще не смог преодолеть ни один из представленных механизмов-вездеходов, то уже второе мероприятие определило сразу нескольких успешно финишировавших роботов. Иными словами, проблема наземного роботовождения в «условиях естественного рельефа» оказалась полностью решена. Более того, решения обладают достаточной дешевизной.
Но кому нужны роботы, способные шустро ездить только по пустыне да каньёнам? Ну, то есть, они конечно нужны, но без взятия городов масштабные военные компании тоже не обходятся. Поэтому перспективные роботы должны уметь ездить по городу, а вместо пустынных соревнований DARPA в этом году проводит Urban Challenge. Задача новых соревнований — передвижение самоходных роботов от старта к финишу по настоящему городу, где есть другие транспортные средства (может, это будут другие дружественные роботы, а может — самоходные установки противника) и вообще много всякого непредсказуемого.
Задача Urban Challenge — безопасно преодолеть около ста километров в условиях города за шесть часов. Устроители обещают, что на пути робота могут встретиться дороги с разнообразным покрытием (начиная от свежеуложенного асфальта и вплоть до разбитого просёлка с ямами), разнообразные автомобили (движущиеся потоком или припаркованные в неожиданных местах), строительные конструкции, дома и здания, вносящие помехи в сигналы GPS, а также крутые спуски и не менее крутые подъёмы, столбы, канализационные люки (может, даже незакрытые), пожарные гидранты, дорожные ограждения и прочие урбанистические предметы уличного обихода. Более того, на всём пути следования робот должен соблюдать правила дорожного движения — например при проезде перекрёстков — и быть готовым к тому, что маршалы DARPA перекроют по своему усмотрению некоторые дороги.
Первый приз — два миллиона долларов США.
Мероприятие намечено на 3-е ноября этого года. Заявки на участие поданы от нескольких десятков команд, среди которых, конечно, те команды, которые участвовали в прошлом, пустынном, мероприятии 2005-го года.
Понятно, что городская задача существенно хитрее роботовождения по бездорожью в пустыне. Основное отличие в том, что предсказать развитие ситуации в городе гораздо сложнее и строить качественные «автономные» прогнозы на длительное время не получится: если в случае с трассой в пустыне окружение было более-менее статичным (хотя «неожиданности» были запланированы и там), то городской расклад предполагает действия в динамически меняющемся окружении. Конечно, команды покажут более скромные успехи. Тем не менее, вряд ли повториться ситуация позапрошлого Grand Challenge, когда задача оказалась никому не по силам: лидеры соревнований наработали большой опыт и наверняка уже перед мероприятием 2005-го года действовали «с запасом» (собственно, поэтому в 2005-м финишировали многие). Так что наиболее вероятный прогноз результатов такой: одна или даже две машины проедут городскую трассу, так сказать, с первого раза.
Верен ли прогноз, узнаем уже в ноябре.
ezhe.ruскачать dle 12.1 |