Для разведчика алкоголь – это оружие, с помощью которого он добывает секреты. В ходе разборок, происходящих между разведчиками противостоящих сторон, им часто приходится соревноваться в неспортивной игре под названием «Кто кого перепьет». Исход поединка зависит от профессиональной подготовки соперников. Как правило, победителями в таких поединках оказывались сотрудники КГБ.
Враги считали, что они способны перепить даже орангутанга. Но и после изнурительной схватки шпионы используют спиртное. В основном как средство защиты от стрессов. Это угрожает привыканием. Наш материал о том, когда, зачем и как пьют разведчики. Что случается, когда разведчик пьянеет? Как можно избежать опьянения? Какому риску разведчик добровольно подвергает себя и какие при этом бывают последствия?
АВТОР пришел в разведку в начале 60-х годов. При себе имел диплом Иняза (два языка – немецкий и английский), удостоверение мастера спорта по теннису (входил в сборную Москвы) и свидетельство о домашнем музыкальном образовании (рояль, гитара, аккордеон). Не пил и не курил. Когда занимаешься спортом, «синьку» пить вообще нельзя. На Лубянке выяснилось, что разведка – это спорт высших достижений.
Наставление ветерана
МОИМ первым наставником в элитном подразделении внешней контрразведки был специалист по Германии. Строго предупредил: умей пить и не пьянеть, иначе из тебя получится, что называется «нихт хераус и нихт гегебен». Коллеги пояснили: настоящий разведчик должен уметь «квасить» конкретно, но не до «отключки».
Зачем? Алкоголь позволяет наладить отношения с нужными людьми и разговорить оппонента. Для этого он должен словить кайф и закосеть раньше разведчика. Тогда все тайное станет явным. О том, что процесс пошел, догадаешься, когда услышишь эквивалент нашему «Ты меня уважаешь, я тебя уважаю». Остается только запомнить все, что твой собеседник в приливе закоселой откровенности «болтанет».
«Жидкая печать»
ВО ВСЕ времена шпионы любили нестандартно выпить и при этом хорошо закусить. Поводов для этого масса: «прописки», встречи, проводы, Новый год, День Чека, дни рождений, новоселье, успехи, награды, новые чины и должности. Уже тогда была в ходу пьянка под названием «жидкая печать». Это когда разведчик ставит стол начальству или кадрам. При таких оказиях был закон – закончив возлияние, каждого соучастника мероприятия посадить в машину и обеспечить доставку домой. Не дай Бог поддавший на «коллективной пьянке» офицер по дороге домой начнет рвать хлястики у придирающихся милиционеров. Случалось и такое. Потом объясняйся, кто инициатор и кто недосмотрел. Вывод строг: тот, кто не может обеспечить собственную безопасность, не способен отвечать за госбезопасность за рубежом. Таких, в назидание, снимают с командировок. Скамейка запасных длинная – конкуренты на загранпоездку выстраивались в очередь.
Автора приглашали на такие события. В «центровых» ресторанах есть рояль. В нужный момент садишься за «Клаву» и исполняешь, чтобы прониклись моментом: «Там, где разведчик неслышно пройдет, Сталин дивизии двинет вперед». Успех – 100%. На днях встретил одного ветерана. Говорит: «…помнишь, как ты в «Арагви» спел про разведку?» А прошло без малого 50 лет. Трогательно.
Уже потом в Лондоне пили после операций, когда, взяв у агента документы, привозили их в посольство. Снять стресс – милое дело. Но делать это надо дома, под одеялом. Или у коллеги в соседней квартире. Стакан «вискаря». Это вешьч! И море по колено и горы по плечо.
Бухать разведчику опасно
К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ спиртного в целях вербовки прибегают все разведки мира. Штирлиц как-то с похмелья дал Борману русской браги и сказал, что это шотландский виски. В ответ Борман принес ему постановление об аресте и сказал, что это билет в театр.
Легендарный разведчик Рихард Зорге был искателем приключений. В архивах протоколов полиции Токио до сих пор хранятся многочисленные записи о выходках Зорге в нетрезвом состоянии. Пребывая в чужой стране, он мог глубокой ночью, вдрызг пьяный, оседлать мотоцикл и на сумасшедшей скорости мчаться на очередное свидание. Однажды после шумной вечеринки в отеле «Империал» Зорге, будучи в изрядном подпитии, сел на свой мотоцикл «цундап», нажал на газ и, не вписавшись в поворот, попал в аварию. Удар в глухую стену был очень сильным. Рихард здорово покалечился, получил сотрясение мозга, лишился зубов и с тех пор носил вставную челюсть.
Бывало и хуже. В 300-е гг. резидент ИНО НКВД в США Валентин Маркин был найден в одном из баров Нью-Йорка с проломленной головой. Следствие показало, что его убили в пьяной драке, после чего агентура, с которой он был лично связан, была Центром «законсервирована», а часть сотрудников нелегальной резидентуры отозвана из США.
Летом 1937 г. нелегальный резидент ИНО ОГПУ в Англии Теодор Малли, готовивший Кима Филби к отправке в Испанию для участия в операции по физическому устранению генерала Франко, неожиданно получил из центра указание немедленно вернуться в Москву. Причина – пристрастие Малли к спиртному. В результате теракт был отменен.
В 1963 г. в Москве в Боткинской больнице скончался член знаменитой «кембриджской пятерки» Гай Берджес. Он хотел вернуться в Англию, но не был выпущен и перед смертью злоупотреблял спиртными напитками.
В 1972 г. за пьянство из ГРУ был уволен оперативный фотограф и фототехник Международного отдела ЦК КПСС Николай Чернов. Пытался покончить с собой.
В 1982 г. сотрудник парижской резидентуры КГБ Владимир Ветров в пьяной драке нанес несколько ножевых ран своей любовнице и одну смертельную мужчине, который пытался его урезонить. Суд приговорил его к 15 годам лишения свободы. Во время нахождения в тюрьме Ветров был разоблачен как агент французской разведки и в январе 1985 г. приговорен к расстрелу.
В конце 80-х гг. сотрудники ЦРУ и ФБР вели в Вашингтоне разработку нашего разведчика. Я его хорошо знал по «Динамо». Он был мастером спорта по волейболу. Одно время входил в олимпийскую сборную. Готовился к Олимпиаде в Токио, но получил травму и не поехал. Попал в ПГУ КГБ (внешняя разведка). Оказался в США, где зарекомендовал себя «жизнелюбом». Встречался с американцами по долгу службы. Как и те, искал кандидатов на вербовку.
Интересы совпали в ресторане на Потомаке, где американцы пытались споить свою жертву. Стакан за стаканом. Кто кого перепьет. Обе стороны умели пить, но американцы оказались слабее. В результате надрались сами до того, что стали рассказывать сидящим за соседним столиком, что, мол, они из ЦРУ и ФБР и пытаются завербовать этого русского из КГБ. На их беду, слушателями этих откровений оказались сотрудники Аналитического департамента ЦРУ. Наутро те доложили руководству об этом эпизоде. Цэрэушника тут же вычислили и наказали. Сослали на задворки, в резидентуру в Джорджтауне (Гайана). Увольнять не рентабельно. Слишком дорого обошлась ЦРУ спецподготовка этого сотрудника. Нашего оперативника резидентура КГБ в Вашингтоне направила в командировку на Кубу, якобы для написания подробного отчета о работе за год. А там повязали за несанкционированный контакт с ЦРУ. Отправили в Москву. Шпионаж не доказали и уволили из органов.
Пить нужно уметь
ИЗРАИЛЬСКИЙ коллега с русскими корнями рассказал автору, что в 60-е гг. в Моссаде (внешняя разведка Израиля) была проблема. Сотрудники не знали «культуры» потребления спиртного. Агент, который мало пьет или отключается раньше времени, никому не нужен. Ввели для начинающих разведчиков специальные полуторагодичные курсы потребления спиртного. Обучали всему – простейшим навыкам дегустации, какие напитки заказывают с какими блюдами, что и чем нужно закусывать и в каких количествах, чтобы не вырубаться. Экзамен был оригинальный – устраивался банкет с немереным количеством спиртного. На банкете под пристальным вниманием командиров курсанты должны были правильно себя вести, проявляя культуру и т.д., и главное – пить достаточно спиртного, не напиваясь вдрызг. Для многих ребят это было одним из труднейших испытаний (рвота, головная боль утром и т.д.). Одного выходца из СССР поперли из разведшколы после того, как он в третий раз нарочно завалил этот экзамен, напиваясь каждый раз до абсолютно невменяемого состояния.
Не рискуйте печенью
ПОПАВ в кровь, алкоголь вызывает явление, которое ученые называют «эйфоризирующим эффектом». Однако приятное действие спиртного прекращается, когда под воздействием ферментов он перерабатывается в сильнейший яд – ацетальдегид, а затем, уже под воздействием других ферментов, в безвредный и даже иногда полезный ацетат. Однако «азиатский ген», который ученые обнаружили у двух третей россиян, программирует 10-кратную активность первой группы ферментов. То есть человек с таким геном пьянеет в 10 раз медленнее обычного, в результате – постоянное ощущение «недопития» и желание «добавить». А в крови в 10 же раз быстрее образуется яд – виновник тяжкого похмелья, а в перспективе – цирроза печени. А тогда пить боржоми будет уже поздно.
Средства от бодуна
АВТОР затратил немало усилий, выясняя национальные традиции борьбы с похмельем иностранных разведчиков. Результаты проведенного исследования могут оказаться полезными нашему читателю.
Гурман из резидентуры политической разведки Франции (ДЖСЕ) снимает похмелье с помощью жены, которая готовит ему чесночный или луковый суп. В суповую тарелку крошит побольше чеснока, заливает кипятком и кладет кусок французской булки, предварительно добавив туда сырое яйцо.
В ЦРУ разведчики старого поколения поутру выводили алкоголь, выпив чашечку содержащего полезные вещества пчелиного меда. Более поздний набор в Ленгли перешел на «таблетки КГБ». Их продает небольшая фармацевтическая фирма в Лос-Анджелесе. Уверяют, что этот препарат российского производства RU-21, который способен быстро и эффективно выводить из крови алкоголь.
В Великобритании разведчик (МИ-6) с той же целью предпочитает влить в себя традиционный стакан смеси под названием «ойстер». Это коктейль из подсолнечного масла, двух столовых ложек томатного сока, чайной ложки коньяку и яичного желтка, которые перед употреблением взбалтывают, предварительно посолив и поперчив. Заесть можно тостом. Если не помогает, тогда в ход идет знаменитая овсянка, которую заливают чем-нибудь кисломолочным. А вот способ лечения подобного подобным британский разведчик почти никогда не использует. Алкогольные напитки для «опохмела» называют «собачья шерсть» (hair of the dog).
Немецкий разведчик (БНД) в случаях тошноты предпочитает запивать йогуртом маринованную рыбу, густо сдобренную луком.
Свои традиции у представителей скандинавских разведок. В резидентуре внешней разведки Норвегии (РОТ) после пьянства возвращаются к жизни с помощью ведра холодной воды, которое выливают себе на голову. При этом важно, чтобы вода обязательно стекала по спине! Экстремально? Зато эффективно! Наутро варяг обязательно выпьет стакан густых сливок.
А вот финский разведчик надеется только на свою сухую сауну. Этот способ опохмела в Финляндии почему-то называют русским. Сауну «с бодуна» они устраивают нежаркую – 80 градусов вполне достаточно. Считается, что именно при этой температуре токсины покидают организм через кожу наиболее активно: 2–3 захода по 5–7 мин. способны полностью вывести алкоголь.
Китайский офицер Второго бюро (зарубежные операции) МГБ КНР, чтобы избежать похмелья, перед застольем проглотит несколько сырых яиц. После этого он пьет виски исключительно с зеленым чаем. Манера смешивать виски с богатым антиоксидантами зеленым чаем необычна, но в результате напиток не вызывает похмелья.
Перепивший японский разведчик сперва прибегает к водной процедуре, а после сделает дыхательную гимнастику: в течение 6 секунд медленный глубокий вдох, затем на 6 секунд задержит дыхание и в следующие 6 секунд сделает медленный выдох. Затем он примется есть бананы.
Польский разведчик поправляет здоровье, выпив пару стаканов кефира или газированного молочного напитка типа «Айран».
Сотрудник разведки Федерального управления безопасности Мексики лучшим лекарством от похмелья считает густой острый суп из телячьих ножек, требухи, зеленого перца чили, кукурузной муки и приправ. Именно эти компоненты содержат массу витаминов и глицин.
Но наиболее неординарные способы борьбы с похмельем используют разведчики ПуэртоРико и Гаити. Первые втирают лимон в подмышечную область. Вторые верят, что если в пробку от бутылки воткнуть 13 булавок с черной головкой, то такой алкогольный напиток не даст состояния похмелья.
Когда поздно пить боржоми
В ПОСЛЕДНЕЕ время выявлено многогранное воздействие на организм расторопши пятнистой. Доказано, что ее биологически активные вещества усиливают образование и выведение желчи, секреторную и двигательную функции желудочно-кишечного тракта, повышают защитные свойства печени по отношению к инфекции и различного рода отравлениям. Поэтому расторопшу в виде отвара, настойки или семян, измельченных в порошок, применяют при лечении гепатита, цирроза и алкогольных поражений печени.
Для приготовления отвара 1 ст. л. измельченных в порошок семян заливают 0,5 л горячей воды, кипятят на водяной бане до тех пор, пока количество воды не уменьшится в 2 раза, затем процеживают через два-три слоя марли. Принимают по 1 ст. л. через 1 час в течение 2–3 месяцев. Сухой порошок семян принимают по 1 ч. л. 4–5 раз в день за 20 мин. до еды.
Если условий для такого лечения нет, натрите «страдальцу» оба уха: кровь прильет к голове и оживит рассудок. Через минуту после массажа человек придет в себя и будет даже в состоянии назвать свой адрес! Правда, осторожность при этом не помешает. Пьяный герой Бахуса находится в постоянной готовности отразить атаку «врага».
Вместо заключения
РАЗВЕДЧИКУ, как и снайперу, алкоголь в больших дозах либо понемногу, но часто противопоказан. У него должны быть твердая рука и верный глаз, острый ум, тренированная память и добропорядочный имидж. Все это нужно, чтобы гарантированно применять свое секретное оружие «в случае чего».
Я не употребляю алкоголь, потому что не понимаю, в чем кайф, и пить неприятно, такая гадость! А потом еще и голова начинает болеть. Пусть это «немодно», но мне здоровье дороже.
Как перепить врага
КАК пить не пьянея? Как нейтрализовать действие алкоголя или хотя бы оттянуть его действие? Как сделать так, чтобы пить с «клиентом» на полную, «клиент» созрел, а тебе, стойкому, пофиг.
Есть несколько дедовских способов перепить врага. Шпионы же и выработали.
1. За пару часов до пьянки много-много настоящего вологодского масла.
2. Каждые полчаса глотать по 10 таблеток сорбентов (обычно угольные таблетки, продвинутые пользуют полифепам или энтеросорбент) из расчета 1 таблетка на 10 кг веса.
3. Эффективное средство от опьянения – обычный бутерброд с маслом.
4. Есть классический безрецептный аптечный алмагель А. Работает безотказно.
5. Есть таблетки против опьянения, которые называются детоксагол. Но у них сильный «демаскирующий признак» – они мочегонные. Опытный «клиент», даже «созревши», может заподозрить неладное.
7. В аптеках есть лекарство энтерос-гель, которое позволяет пить огромными дозами и не пьянеть, без побочных эффектов.
8. Есть целая группа лекарств (прежде всего амфетамины) возбуждающего действия. Суть в том, что они резко стимулируют психическую деятельность и действительно способны как бы «перебить» состояние опьянения. Правда, потом наступает тяжелая реакция организма. Рекомендовать такие препараты к применению нельзя.
9. В период холодной войны сотрудники КГБ от опьянения принимали препарат RU-21. Сами оставались трезвыми и могли до такой степени напоить своих собеседников, что те выбалтывали любые секреты. Чудо-средство прекращает выработку в организме фермента, превращающего алкоголь в ацетальдегид – ядовитое химическое вещество, которое разрушает ткани.
К сожалению, нельзя порекомендовать одно-два лекарственных растения, которые помогли бы избавить человека от пьянства. Алкоголизм – это тяжелейшее заболевание, нарушающее функции практически всех органов и систем, поэтому лечение его должно быть комплексным. В частности, необходимо провести детоксикацию организма, постараться вызвать у пьющего отвращение к спиртному, снять абстинентный синдром, убрать невротическое состояние, депрессию, нормализовать работу внутренних органов, прежде всего центральной и вегетативной нервной системы, сердца, печени, поджелудочной железы, почек, что требует длительного применения самых разных трав. Причем здесь очень важно, хочет ли человек лечиться, – тогда предлагается отработанная система фитотерапии алкоголизма.
Из инструкции ЦРУ «Как пить в России»
ПОСЛЕ прокола на Потомаке в ЦРУ было подготовлено наставление, содержащее рекомендации для тех сотрудников ЦРУ, которые вербуют коллег из КГБ. Там говорилось, что «выбалтывает секретные сведения советский разведчик чаще всего, когда мозг его отравлен алкоголем. Пьяному море по колено, а горы по плечо. Поэтому очень важно научиться пить водку и произносить тосты. При этом следует помнить, что:
1. Водка и тосты – неотъемлемая часть знаний разведчика и залог его успеха. Подчеркивалось, что на водочном фронте за большинством русских не угнаться («Умом Россию не понять, пока не выпито 0,5. А если выпито 0,5, все делом кажется нехитрым. Попытка глубже понимать уже попахивает литром»). Не пытайтесь понять Россию умом – с умом она несовместима! Пьянство – это русская болезнь непонятого одиночества. Пьяный русский практически непобедим! Он сидит глубоко… и при этом смотрит на всех свысока.
2. Русские люди не доверяют иностранцу, за исключением случая, когда он с ними решил выпить. А русские – самая здоровая нация в мире. Так пить, как в России, могут только очень здоровые люди!
3. Если русский разведчик спьяну скажет вам: «пису – пис», не лезьте в словарь. Это не матерный. Это значит – драки не будет. Дословный перевод: «миру – мир».
Рассказывали, как один отличник этого спецкурса во время практических занятий сел в лондонский двухэтажный автобус. Кондуктор ему: «Мужчина, а за проезд?!» Разведчик наливает себе из початой бутылки шотландского виски: «О! За проезд!!!»
newsland.ruскачать dle 12.1 |