На Олимпийских играх происходило немало курьезов.Сложно назвать крупный спортивный турнир, обошедшийся без разного рода курьезов. Не стали исключением и Олимпийские игры в Пекине, где датские яхтсмены Варрер и Ибсен совершили поход за золотыми медалями на... чужой яхте и под чужим флагом.
НЕ УЗНАЛИ КОНКУРЕНТОВ.
Этот прецедент датируется 17 августа. Перед решающим рейсом в классе «49» у датчан сломалась мачта, и они взяли на прокат судно у хорватов, которые не пробились в финал. Скандинавы с хорватским флагом на парусе в итоге и пришли к финишу первыми, что, естественно, вызвало различного рода кривотолки, а финишировавший вторым испанский экипаж тут же подал протест: дескать, они не сообразили, что главные конкуренты идут под чужим флагом. Инцидент рассматривали два дня. Но вердикт в итоге приняли в пользу Варрера и Ибсена. Тут все дело в олимпийском регламенте. Там четко прописано, что «участники должны стартовать и финишировать под парусом своей страны», а «в случае поломки мачты допускается ее замена». Однако в правилах абсолютно ничего не говорится о запрете менять судно перед гонкой. А что не запрещено, то разрешено. Вот так и стали Варрер с Ибсеном чемпионами под чужим флагом. Ну а что до жалоб испанцев, то всем было понятно, что на самом деле никто их с толку не сбивал. В парусном спорте соперники отлично знают друг друга в лицо, да и не могли пиренейцы не видеть, на чьей яхте вышли на старт датчане. УГОРЬ, УШЕДШИЙ НА ДНО. Главное не победа, а участие. Этот олимпийский лозунг, провозглашенный еще в позапрошлом веке, нынче, вообще-то, неактуален. Но многие спортсмены руководствуются им и по сей день. Главное для таких — попасть на Игры, как, к примеру, было и в случае с Эриком Мусамбани, пловцом из Экваториальной Гвинеи с громким прозвищем Угорь, который на Олимпиаде-2000 в Сиднее привлек к себе не меньше внимания, нежели иные чемпионы. Этот парень решил принять участие в соревнованиях на дистанции 100 м вольным стилем. Вот только, как выяснилось позже, плавать он научился... лишь за полгода до начала Игр и никогда не соревновался в 50-метровом бассейне. Тем не менее ему удалось пройти первый отборочный раунд. Дело в том, что в нем участвовали еще два таких же пловца из ну очень экзотических стран. Не дожидаясь сигнала судьи, они сиганули в воду. А вот Эрик не шелохнулся. Ему просто не сказали, в какой момент начинается заплыв. Соперников дисквалифицировали, а гвинеец, даже не искупавшись, прошел во второй круг. И вот тут-то и началось самое смешное. В один конец бассейна Мусамбани худо-бедно добрался, причем в то время, когда остальные участники заплыва уже давно финишировали. А вот на обратном пути африканец, выражаясь языком бегунов, встал. Некоторое время ему хватало сил, чтобы хоть как-то держаться на воде, когда же Угорь начал тонуть, спасать его бросились даже судьи. Спортсмен, правда, кое-как все-таки сумел самостоятельно добраться до бортика, но установил абсолютный олимпийский антирекорд на стометровке.
БЕСКОНЕЧНЫЙ ФИНИШ. Нечто похожее произошло четырьмя годами раньше в олимпийской Атланте, но только в соревнованиях бегунов-марафонцев. Как известно, на Играх 42-километровые забеги проводятся в последний день. В Атланте организаторы назначили старт на 6.30, чтобы спортсмены успели финишировать до наступления полуденной жары. Прошло уже много времени после того, как на стадион прибыли все марафонцы. Точнее, почти все, потому что среди них не оказалось афганца Абула Басера Васиги. Все подумали, что он сошел с дистанции. Но когда уже стемнело и все олимпийские делегации готовились к церемонии закрытия Игр, на беговой дорожке стадиона появился измученный афганец. Организаторы были в ужасе — Васиги мог сорвать важнейшее мероприятие, поскольку зрители все внимание переключили на бегуна, встретив его овацией. В общем, работники арены быстро взяли марафонца под руки и увели в неизвестном направлении. Но, на наш взгляд, этот парень овации заслужил. Хотя бы за силу воли. А тем, кто сомневается, советуем просто попробовать преодолеть марафонскую дистанцию на своих двоих.
МАРАФОН НА КОЛЕСАХ.
И все-таки в начале прошлого века курьезов на Олимпиадах было гораздо больше. Достаточно просто перечислить дисциплины, в которых разыгрывались медали. Например, стрельба по голубям, перелет на воздушном шаре, метание гири... А организация турниров и вовсе не выдерживала никакой критики: в Сент-Луисе, в 1904-м, как гласит история, провели полуфиналы по бегу на различные дистанции, а о решающих забегах... забыли. Тогда же блеснул сообразительностью американский марафонец Фред Лорц, добрую половину пути проехавший в автомобиле друга. Лорца, который финишировал с огромным отрывом от конкурентов, тут же наградили золотой медалью (ее вручила дочь президента США Теодора Рузвельта), но еще спустя полчаса мошенника разоблачил официальный наблюдатель.
С марафонцами вообще связано немало забавных ситуаций. В 1912 году на Олимпиаде в Стокгольме «отличился» японец Шицо Канагури. На 30-м километре спортсмен почувствовал сильную жажду и, недолго думая, подбежал к стоящему у трассы дому, попросив у хозяина стакан воды. Шведский крестьянин проводил бегуна в комнату и пошел на кухню — за соком. Когда же он вернулся, то увидел гостя крепко спящим. Канагури проспал больше суток! И, естественно, завершать забег смысла не было. Но надо отдать должное упорству Шицо. Спустя 50 лет он вернулся в ту шведскую деревушку, где так неожиданно завершился его марафон, и нашел в себе силы пробежать остаток дистанции. Ему было уже далеко за 70.
МЕДВЕЖЬЯ УСЛУГА КОНАН-ДОЙЛЯ
Итальянец Дорандо Пьетри в 1908 году тоже не добрался до финиша. Но в этом случае спортсмен не дотянул каких-то несколько метров, упав на дорожку без чувств. Два сердобольных болельщика (одним из них, как утверждали свидетели, был знаменитый писатель Артур Конан-Дойль) подбежали к марафонцу и помогли ему сделать три шага на подкашивающихся ногах. Услуга оказалась медвежьей — оргкомитет аннулировал победу итальянца, поскольку он добился ее с посторонней помощью. Впрочем, без награды Пьетри не остался, английские болельщики вручили итальянцу свой приз, собрав для него 300 фунтов. Столько же в переводе на лиры ему вручили и в Италии, благодаря чему Пьетри закончил со спортом и открыл пекарню. Потом Дорандо не раз признавался, что в результате своего падения получил гораздо больше, чем золотую медаль, — собственный маленький бизнес. ПОЛЗУЩИЙ ПО ШЕСТУ. Ну а в завершение — о наиболее смекалистом, на наш взгляд, спортсмене-олимпийце. Японский шестовик Савао Фуни, отправляясь на Игры-1904, не имел ни малейшего представления о технике прыжка, но придумал, как победить, пообещав непременно вернуться домой с золотой наградой. Когда пришла его очередь прыгать, Фуни выбрал шест покрепче, а подойдя к планке, вкопал его в песок, после чего ловко забрался вверх и перевалился через перекладину. Судьи долго совещались и отменили попытку: дескать, надо же разбежаться, а потом уже прыгать. Нет проблем! Японский оригинал разбежался, а потом повторил свой трюк с шестом еще раз. Арбитры, прежде чем вынести окончательное решение, совещались несколько часов. Но в итоге зажгли перед Фуни красный свет — дисквалифицировали, что крайне возмутило незадачливого прыгуна. Он обвинил организаторов Игр в расизме, а в Японии по этому поводу даже прошли маршы протеста. Кстати, не находите параллелей между историей Фуни и ситуацией с датскими яхтсменами в Пекине. Ведь японец ничего не нарушал, а просто делал то, что было не запрещено правилами. Кто знает, прими тогда арбитры другое решение, быть может, нынче прыжки с шестом выглядели бы совсем по-другому...
Сергей КОЛЕСОВ, газета «Киевские ведомости»скачать dle 12.1 |
|
|
|
Другие новости по теме: |
|
|