Российский оператор мобильной рекламы "Суперфон" зарегистрировал товарный знак в виде "смайлика". Теперь компания собирается требовать компенсации с тех, кто использует ее марку, в том числе с крупнейшей социальной сети России - odnoklassniki.ru.
О регистрации товарного знака в виде "смайлика" сообщил накануне президент "Суперфона" Олег Тетерин. Решение Роспатента газете переслала помощник патентного поверенного и сотрудница ООО "Иннотэк" Галина Парфенченкова.
"Смайлики" - это общепринятые наборы символов, которые изображают эмоции. К примеру, "смайлик" :-) изображает улыбку, а :-( - плохое настроение. "Смайлик", зарегистрированный "Суперфоном", имеет вид ;-). По словам Тетерина, знаки :-), ;), :) считаются схожими с зарегистрированным и также не подлежат использованию в коммерческих целях. "Решение Роспатента означает, что ни одна коммерческая организация в России не сможет использовать этот значок в рекламных целях. Физических лиц, которые используют "смайлики", например, в интернете, это не коснется", - говорит бизнесмен.
Глава "Суперфона" напомнил, что "смайлики" используются на картах оплаты "Корбины Телеком", а еще в наружной рекламе Nestle и "Макдональдса". "Также "смайлики" применяют сервисы вроде odnoklassniki.ru и ICQ для обеспечения коммуникации между пользователями", - пояснил он. "Суперфон" будет рассылать предупреждения нарушителям за использование "смайликов". "Если реакции не последует, то будем судиться и требовать выплаты компенсации, - говорит Тетерин. - Легальное использование будет возможно после покупки у нас годовой лицензии. Стоить она будет немного - несколько десятков тысяч долларов".
Партнер юридической компании Salans Виктор Наумов признает, что решение Роспатента дает исключительные права на "смайлик" "Суперфону". "В судебном порядке нарушителей прав могут обязать изъять из оборота товары с этой торговой маркой, возместить ущерб или выплатить компенсацию в размере до 5 миллионов рублей", - говорит Наумов. Однако он считает, что регистрация "смайлика" "не вполне соответствует требованиям в отношении регистрации товарных знаков", так как "этот набор символов является общепринятым, а также его регистрация в качестве товарного знака может противоречить общественным интересам".
Президент odnoklassniki.ru Никита Шерман более категоричен: "Вряд ли в России найдется дебил, который заплатит "Суперфону" за использование "смайликов". Директор по развитию широкополосного доступа в интернет "Вымпелкома" (владеет "Корбиной Телеком") Александр Малис сказал, что его компания не будет платить из принципа. "Давайте еще скобки запатентуем, а потом посчитаем, сколько раз в книгах Марининой они используются. И все - она работает на вас", - прокомментировал Малис.
Это не первая попытка получить права на "смайлики". В ноябре 2005 года немецкая компания Siemens защитила в городском суде Санкт-Петербурга право использовать "смайлики" в своих сотовых телефонах. Суд отменил предыдущее решение суда Октябрьского района, который удовлетворил иск "изобретателя смайликов" военного пенсионера Виктора Петрова.
Коммерсант
К счастью, к вечеру 11 декабря Роспатент не только прояснил ситуацию, но и развернул ее на сто восемьдесят градусов. Он зарегистрировал в качестве товарного знака лишь логотип "Суперфона", в который действительно входит смайлик. При этом, по словам представителей Роспатента, сам смайлик отдельно от логотипа товарным знаком не является и не может быть зарегистрирован в таком качестве. В Роспатенте сослались на статью 1483 Гражданского кодекса, перечисляющую причины для отказа в регистрации товарных знаков. Там, в частности, есть пункт 2 части первой, запрещающий регистрировать общепринятые символы и термины.
Похоже, многочисленных судебных разбирательств не будет. Интернет-компании, а также все организации, использующие популярную рожицу, теперь могут спать спокойно, пока кто-нибудь не попытается зарегистрировать в качестве товарного знака все буквы алфавита и не станет на день грозой всей Сети. До очередного разъяснения.
История вопроса
Новость о регистрации смайлика звучит абсурдно, если не знать, что в России не впервые пытаются получить деньги за его использование. В 2000 году гатчинский изобретатель Виктор Петров получил патент за номером 2160608 на схематичное изображение настроения членов семьи. Он предлагал нанести рисунки, похожие на смайлики, на карточки и показывать эти карточки знакомым и близким. Веселая рожица символизировала хорошее настроение, грустная - соответственно, плохое.
Военный пенсионер Петров обратился со своим изобретением к западным компаниям, а через несколько лет обнаружил в мобильном телефоне Siemens S45 15 картинок, якобы созданных на основе его смайликов. В августе 2005 года Октябрьский районный суд Петербурга признал правоту Петрова и обязал Siemens прекратить использование смайликов на территории России. Через некоторое время горсуд отменил решение районного суда. На этом, кажется, эта история и закончилась.
За рубежом смайлики имеют гораздо более богатую правовую историю. Они зарегистрированы и используются более чем в сотне стран мира в 25 категориях товаров и услуг.
Вопреки истории, рассказанной в фильме "Форрест Гамп", где главный герой на бегу создал улыбающуюся рожицу, смайлик нарисовал в 1963 году художник Харви Болл по заказу компании The State Mutual Life Assurance. Десятиминутная работа принесла ему 45 долларов. В 1999 году Болл основал корпорацию Smile и начал продавать лицензии на рожицу, направляя выручку на финансирование благотворительных проектов и организацию Всемирного дня улыбки.
Кроме того, с 1971 года английский журналист Франклин Луфрани начал зарабатывать на изображениях смайликов в Европе и Великобритании. Он предлагал и предлагает использовать смайлики в качестве универсального языка.
Ну а привычный компьютерный смайлик :-) изобрел профессор Скотт Фальман 19 сентября 1982 года. По крайней мере, так считают для определенности. Еще одним претендентом на звание изобретателя смайлика является Кевин Маккензи, чуть раньше предложивший знак -) для обозначения иронии.
Одной из самых скандальных попыток использовать смайлик в коммерческих целях стало намерение сети магазинов Wal-mart зарегистрировать в США смайлик в качестве торговой марки. Главным противником этой идеи стал все тот же Луфрани. В марте 2008 года Wal-mart проиграла судебное разбирательство и "погрустнела", то есть избавилась от смайликов.
В настоящее время существуют миллиарды, а может быть, и десятки миллиардов смайликов. Они встречаются в электронной почте, на сайтах, на значках, на календарях, а также на любой поверхности, где их только можно нарисовать. Самое хорошее - почти все они никому и ничего не стоили. Улыбка должна быть бесплатной.
;-)
lenta.ru
IMHO Если смайлик можно зарегистрировать как последовательность символов, нужно зарегистрировать, например "на". И тогда каждый, кто посылает кого-то "на", будет обязан выплачивать правообладателю компенсацию. Можно брать совсем немного денег, так, пару сотен гривен. Но какой будет прибыль!скачать dle 12.1 |
|
|
|
Другие новости по теме: |
|
|