Предок главного пирата Карибских морей был военным инженером, а потомки Кука держали автомагазин.
В Одессе нашли родных легендарного мореплавателя Джеймса Кука, прадеда звезды советского телевидения Юрия Николаева и даже свидетельства одесских корней секс-символа планеты Джонни Деппа. Правда, Джонни пока к нашим хранителям истории не обращался, в отличие от матери Сильвестра Сталлоне — Жаклин — и многих других не менее именитых иностранцев.
Многочисленные фанаты Джонни Деппа, тщательно изучающие его родословную, и не догадываются об одесских корнях своего любимца. А вот сотрудница Одесского областного архива Марина Батурина с гордостью продемонстрировала нам одну из страниц «Списка лиц, желающих учредить отделение Русского Технического Общества в г. Одесса...», где каллиграфическим почерком выведено: «Деппъ Николай Александрович, военный инженер-подполковник». «После смерти этого Деппа в Одессе даже намеревались открыть библиотеку его имени», — говорит Батурина. Насколько наш одесский Депп близок Джонни, специалисты утверждать не берутся. «Известно, что у Джонни Деппа есть немецкие корни. А из Одессы в свое время уехало много немцев», — развивает свою теорию Марина.
С Куками же все намного прозрачнее. Потомок морехода, которого, как принято считать, съели аборигены, видный британский политический обозреватель Джон Сержант при помощи своего представителя искал родственников в Одессе буквально в этом году. За два месяца поисков одесские хранители истории выяснили, что предки Сержанта (они же — потомки Джеймса Кука) жили на ул. Карангозова — ныне Льва Толстого. Куки владели единственным в городе салоном автомобилей «Гумбер, Даймлер и братьев Денис», где можно было пройти тест-драйв, отремонтировать авто и прикупить настоящие английские шины.
А вот знаменитому Рембо Сильвестру Сталлоне не повезло. «Жаклин (мать актера) не могла вспомнить фамилии, под которой ее прабабушка жила в Одессе, потому поиски не увенчались успехом», — разводит руками Марина Батурина. По словам сотрудниц архива, к ним приходят письма с просьбой помочь найти родственников со всего мира. «Исследуют свою генеалогию состоятельные люди, для многих — это дело всей жизни, — говорит Марина. — Чаще всего ищут родню граждане Израиля, США, Германии, России, реже — Италии и Франции». Одесситы же чаще разыскивают бумаги о выделении земельных участков и подтверждающие право собственности.
ГЛАВНЫЙ ВРАГ ИСТОРИИ — ГРИБОК
Здание Одесского областного архива на углу Жуковского и Пушкинской рискует стать достоянием истории. Оно давно требует ремонта. А ведь на пяти этажах, в коробках и на стеллажах, хранятся миллионы документов. Только книжек Херсонской духовной консистории, в которых записывали даты рождения и смерти людей с 1875 по 1919 год, — более 6 тысяч. А в архиве еще множество других документов: начиная от книг раввината (исключительно о евреях), «ревизорских сказок» (перепись населения со слов ревизоров) и заканчивая газетами прошлых веков.
«В башенках здания стеллажи расставлены по кругу, там заблудиться можно», — говорит сотрудница Анна Паниван. Но хранители истории знают, где какие документы искать: «На первых двух этажах — дореволюционные архивы, а на самом верху — советские», — объясняют нам. Но главный враг истории — не лабиринты стеллажей, а грибок, который букву за буквой выедает тексты раритетов. Сотрудники специального отдела занимаются лечением документов — с помощью обойного клея и пресса они наращивают по контуру страниц новую бумагу. Но это спасает не все источники. «Текст угасает», — говорят на своем языке в архиве и демонстрируют чистые страницы, на которых некогда был текст.
Ольга Князьскачать dle 12.1 |