- Я хочу пару слов Вам сказать за Одессу – неожиданно обращается ко мне мужчина весьма странной наружности, присаживаясь рядом на лавочку. -За нее уже все сказали до Вас. Читайте классиков! – резко возражаю я. - Что бы да, таки нет, мадам! У меня осталось за нее пара ласковых… И за нее и за классиков. Точнее - за классика. За моего любимого Александра Сергеевича – не сдается мой собеседник.
Мы сидим на скамейке на Приморском бульваре. Справа Александр Сергеевич в бронзе, слева незнакомец. Я между ними.
- Что б Вы знали, Александр Сергеевич имел честь бывать у нас. Справедливости ради, надо сказать, было это еще до меня. Но сей факт ничего не меняет! – не обращая внимание на мою пассивность, продолжает незнакомец. - Вы уже уходите, слава Богу, или остаетесь не дай Бог? - я нервничаю и стараюсь вежливо нахамить. - Вей з Мир! Вы такая красивая на лицо! Вы будите сильно жалеть, если не посмотрите, что я Вам имею сказать! Это моя личная уникальная теория. Думаю и Вам она будит интересна. Не будем тянуть кота за все подробности! Слушайте сюда! – продолжает диалог мой собеседник, абсолютно не реагируя на мою раздражительность.
Когда говорят за мою красоту, меня дважды уговаривать не надо. Я капитулирую и уже с любопытством продолжаю слушать собеседника. Речь его сквозит «одесским диалектом», вперемешку с явно академическими знаниями, логикой и очевидными выводами.
-Мадам! Одесса – это такой город! Она ни с кем долго не чикается! Враз, без шуму и пыли, во всех людях, кому выпало счастье здесь побывать, находит источник оптимизма, юмора, желания жить полной жизнью. Как говорят у нас, «делает в человеке хохму». И это не потому что место намоленное великими юмористами – оптимистами, и не потому что я имею быть одесситом. Это просто в городе такая геопозитивная зона! Еще от когда город был только создан – зона уже «работала»! Вот судите сами!
1823 год. Одессе всего 28 лет! Для города это совсем юный возраст! Спрашивается вопрос, и что ждать от него ярких впечатлений, устоев, традиций? Всего того, чем отличаются города друг от друга. И Пушкину в это время 23 года. Совсем таки еще молодой человек! Да что там, пацан по нашим меркам! Но уже « с понтом под зонтом»! Написаны кое-какие стихи, создана «Руслан и Людмила», начат «Евгений Онегин». Через свои юношеские творения он таки уже успел получить не мало проблем от власти. Поэтому она его и спровадила «с глаз долой», командировала в Одессу простым клерком в городскую управу.
И вот тут случилось чудо! Сказало свое слово одесская геопозитивная зона. Город и поэт почти ровесники! Оба имеют счастье быть амбициозными, молодыми и горячими! Они совпали в своей молодецкой удали и авантюризме! Город «выкидывает коники» и интригует поэта: - Эх! Полюбить, так королеву! Слабо? - Легко! – заговорчески подмигивая, отвечает поэт. И влюбляется, ни много ни мало, в такую фифу, я Вам скажу! Жену генерал-губернатора Воронцова! И как Вам это нравиться, не без взаимности! Понятно, что с ее мужем задружиться поэту не вышло.
Я дико извиняюсь, но Вы представляете, как при таком раскладе чувствует себя законный супруг? Мужик таки уже в серьезных годах, прошел Крымскую войну, награжден лично императором, занимает должность губернатора большой территории, отец семейства! И ему наставляет рога этот дерзкий, неуправляемый, хорошо грамотный щеголь! Ну, скажите мне на милость, разве это соперник достойному мужчине?
Только поэта это нисколько не смущает. Охваченный с головы до пят любовью, наш шутник безумствует и по-хулигански «корчит рожи» обманутому супругу, в виде эпиграммы: Полу-мирод, полу-купец, Полу-мудрец, полу-невежда, Полу-подлец, но есть надежда, Что будит полным наконец! ……………………………. -От не было меня там!!! В рот бы плюнуть этому поэту за такие манцы!!!! – на выдохе оной фразой выдает мой собеседник, а его лялечку ласково так предупредить: - Мадам! Вбейте себе в мозг! Никто с Вами тут чикаться не будит! Увидит кто еще этого шлимазла рядом с Вами – и Вам и ему хана!
Но нет…. Воронцов, человек вежливый, до поноса! Великодушно решает на время разлучить влюбленных и отсылает поэта в экспедицию «за саранчой». Это Вам, я извиняюсь, не кибитки красить! На полях губернии в тот год саранча сожрала весь урожай. И в городской управе решили создать комиссию для «объективной оценки ущерба и проследить миграцию насекомых…», как написано было в приказе по канцелярии.
Вы интересуетесь знать, как себя чувствовал наш поэт, униженный такой разлукой? Ему, восходящей звезде русской поэзии, и саранчу считать? Это ж смешно сказать, не то что подумать! Тоска и безысходность топтались по душе поэта от такой работы. А по возвращении все должны были писать отчет о проделанной работе. С радостью на лице он таки и написал!
Саранча Летела, летела И села. Сидела, сидела, Все съела, И вновь улетела! Я имею твердую уверенность, что ни в каком другом городе, ни в Питере, ни в Москве не пришел бы ему в голову такой отчет!!! Все города и Одесса – это две большие разницы. Во всем виной геопозитивная зона, с ее атмосферой самоиронии, с комедийно-гротескным отношением к жизни!
Пушкин прожил у нас в Одессе немногим более года. Это время осталось своим оптимизмом во всех его дальнейших произведениях. Замете, не я это утверждаю! Это я вычитал у серьезных пушкинистов.
На мой взгляд, дай судьба ему шанец пожить тут дольше, мы бы сейчас с Вами ухахатывались, читая его « Медного всадника» или «Повести Белкина»! Но это был бы уже не тот Александр Сергеевич, которого мы знаем и любим. А город продолжает и продолжает делать свое дело!!!! Бабель, Олеша, Ильф и Петров, Катаев, Жванецкий…..кто дальше?
- Может мы с Вами зря выкидываем время? Пойдемте, сядем и напишем свои записки одессита, пока мы еще находимся в ее зоне. – дослушав этот увлекательный рассказ, скромно предложила я и поспешила раскланяться.
© Copyright: Блондинка Рыжаяскачать dle 12.1 Ключевые теги: Ах Одесса |
|
|
|
Другие новости по теме: |
|
|