Загадка: почему так происходит, что некоторые из крупнейших консалтинговых компаний в мире по информационным технологиям делают самую плохую работу? Почему так случается, что "крутые" новые консалтинговые компании начинают с череды впечатляющих успехов, метеорного взлета, и быстро деградируют до посредственных?
Я размышлял об этом, и думал о том, как Fog Creek Software (моя компания) должна расти. И лучшие уроки, которые я смог найти, пришли из Макдоналдс. Да-да, я имею в виду эту ужасную сеть ресторанов-закусочных.
Секрет Биг Маков в том, что они не очень хороши, но каждый из них не очень хорош в точности одинаково. Если вы согласны жить с этим "не очень хорошим", то вы можете получить "биг мак" абсолютно безо всякого шанса хоть малейшего сюрприза.
Другой секрет "биг маков" состоит в том, что вы можете иметь IQ (интеллектуальный коэффициент), который колеблется между "идиот"и "баран" (используя технические термины) и все равно вы будете способны выпустить "биг мак", который будет таким же заурядным, как и все другие "биг маки"в мире. Все это потому, что настоящий секретный соус Макдональдса — это его громадное руководство, описывающее в потрясающей детализации точную процедуру, которой каждый владелец франчайза должен следовать при создании "биг мака". Если "биг мак" гамбургер жарится 37 секунд в Анкоридже, Аляска, он будет жариться 37 секунд в Сингапуре - не 36 и не 38. Что бы сделать "биг мак" вы просто должны следовать этим чертовым правилам.
Эти правила были тщательно составлены весьма разумными людьми (там в Университете Гамбургеров Макдональдса) так, чтобы "чайники" могли соблюдать их так же хорошо, как и смышленные люди. На самом деле правила включают все виды предосторожностей, как например звонки, которые звенят, если вы держите картошку в горячем масле слишком долго, которые были созданы, чтобы компенсировать более чем небольшие человеские слабости. В них есть секундомеры и точные времена на все. Есть система, которая должна гарантировать, что уборщик проверяет чистоту туалетов каждые полчаса (Подсказка: они не чистые.)
Короче, система подразумевает, что каждый наделает кучу ошибок, но гамбургеры, которые получатся в результате, будут, э-э, стабильно похожие, и вас всегда спросят, не хотите ли вы еще жареную картошку.
Просто для развлечения давайте сравним повара в Макдональдсе, который в точности следует набору правил и не знает ничего о пище, с таким гением как Обнаженный Шеф-повар, британский красавец Джеми Оливер. (Если вы сейчас решите покинуть этот вебсайт и нажать на этот линк для того, чтобы увидеть видео в стиле MTV о том, как Обнаженный Шеф-повар готовит айоли с базиликом (Прим. переводчика: айоли - густой соус из толченого чеснока, яичных белков, лимонного сока и оливкового масла, который используют с рыбой и овощами), то вот вам мое благословение. Идите на здоровье). В любом случае, сравнение Макдональдс с изысканным шеф-поваром полностью абсурдно, но пожалуйста, придержите недоверие на минуту, потому что здесь есть, чему поучиться.
Итак, Обнаженный Шеф-повар не следует никакому Руководству. Он не измеряет ничего. Когда он готовит, вы видите, как пища летает повсюду, как бы между прочим. "Мы добавим еще немного розмари, это не повредит, и хорошенько встряхнем", говорит он. "Разомнем это все. Отлично. Просто посыпем это все везде." (Да, это действительно выглядит, как будто он просто посыпает все вокруг. Извините, но если я попробую посыпать все равномерно, это не сработает.) Это занимает примерно 14 секунд и он в основном сымровизировал полное изысканное блюдо из поджаренного порезанного морского окуня с приправами, запеченного с картофелем и грибами с салсой-верде (Прим. переводчика: салса-верде: острый соус зеленого цвета). Вкусно.
Хорошо, я думаю, очевидно, что пища "Обнаженного Шеф-повара" лучше, чем то, что вы получите в Макдональдс. Даже если это звучит глупо, давайте спросим, почему. Это вовсе не глупый вопрос. Почему большая компания с несметными ресурсами, невероятным масштабом, доступом к самым лучшим "дизайнерам" пищи, которых можно найти за деньги, и бесконечным оборотом наличных, не может приготовить приличную еду?
Представьте, что Обнаженному Шеф-повару надоело заниматься "телешоу" и он откроет ресторан. Конечно, он блестящий шеф-повар, еда будет бесподобна, так что место будет переполнено клиентами и будет шокирующе прибыльным.
Когда у вас есть шокирующе прибыльный ресторан, вы быстро осознаете, что даже если он заполнен каждый вечер, и даже если вы берете $19 за закуску и $3.95 за кока-колу, ваши прибыли скоро упрутся в естественный предел, потому что один шеф-повар может приготовить ограниченное количество блюд. Тогда вы нанимаете еще одного шеф-повара, и может быть открываете еще рестораны, может быть даже в других городах.
Тут начинает проявляться проблема: то, что мы в технических областях называем проблемой масштаба. Когда вы пытаетесь скопировать свой ресторан, вы должны выбрать между тем, чтобы нанять другого классного шеф-повара вашего калибра (в этом случае этот шеф-повар, вероятно, захочет получить большую часть экстра-прибыли, которую он приносит, так что стоит ли это затевать), ил, другой вариант, вы найметеи нанять более дешевого, молодого шеф-повара, который не так хорош, но довольно скоро ваши посетители раскусят это и больше не придут в этот "клонированный" ресторан.
Обычный способ справиться с проблемой масштаба - это нанять дешевых поваров, которые ничего сами толком не знают, и дать им такие точные правила о том, как приготовить каждое блюдо, чтобы они просто "не смогли" его испортить. Просто следуйте этим правилам, и вы сделаете прекрасные изысканные блюда!
Проблема: это не работает, как задумано. Существует миллион вещей, который хороший шеф-повар делает, и которые связаны с импровизацией. Хороший повар видит потрясающие манго на фермерском рынке и импровизирует соус из манго и силантро для рыбы в этот день. Хороший повар обходит временную нехватку картофеля, создав чипсы из плодов таро (Прим. переводчика: таро - вид тропического растения). Повар-автомат, который просто следует инструкциям, может быть способен приготовить заданное блюдо, когда все работает идеально, но без настоящего таланта и мастерства он не сможет импровизировать, и именно поэтому вы никогда не увидите хикама (Прим. переводчика: хикама - толстый корень коричневого цвета, внутри белый, используемый в пищу в Латинской Америке. Сладкий и напоминающий по вкусу орех. Особенно хорош для салатов) в Макдональдсе.
Макдональдс требует особенный сорт картофеля, который они выращивают по всему свету, и который они предварительно нарезают и замораживают в огромных количествах, чтобы уберечься от нехватки. Нарезка и замораживание означают, что жаренная картошка не так хороша, как могла бы быть, зато стабильна и не требует никакого кулинарного умения. На самом деле, Макдональдс делает сотни вещей для того, чтобы быть уверенными, что продукт может быть приготовлен с постоянным качеством любым бараном, который окажется на кухне, даже если это качество "чуть-чуть" ниже.
Подводим итог вышесказанному:
1. Некоторые вещи нуждаются в таланте для того, чтобы их делать по настоящему хорошо. 2. Талант трудно размножить. 3. Один из способов, с помощью которых люди пытаются масштабировать талант, это создание талантом правил для бесталанных. 4. Качество полученного продукта очень низкое.
В чем мораль этой истории? Опасайся Методик. Они представляют собой отличный способ привести всех к жалкому, но удовлетворительному, уровню выполнения, но в то же время они раздражают более талантливых людей, которым досаждают ограничения, наложенные на них. Мне очевидно, что талантливый повар не будет счастлив, делая бургеры в Макдональдсе, именно из-за правил.
Полностьюскачать dle 12.1 |