Рекорд скорости среди летательных аппаратов на сегодняшний день принадлежит космическому кораблю многоразового использования «Columbia»: 12 апреля 1981 г., он развил скорость 26715 км/ч.
Самым быстрым самолетом в мире до недавнего времени был американский ракетный лайнер фирмы «North American» Х-15А-2. Он приводился в движение двигателем, работающим на жидких кислороде и аммиаке. Впервые стартовал с авиаматки «B-52» 25 июня 1964 г. Максимальная скорость - 7297 км/ч. - была достигнута 3 октября 1967 г.
Первым в мире сверхзвуковым транспортным авиалайнером был советский Ту-144, разработанный КБ Туполева. Во время испытаний 31 декабря 1968 г. на высоте 16300 м он достиг скорости 2150 км/ч. Свой первый рейс с пассажирами на борту самолет выполнил 26 декабря 1975 г.
Самым быстрым в мире пассажирским самолетом на сегодняшний день является самолет англо-французского производства «Concord», впервые поднявшийся в воздух 2 марта 1969 г. Его максимальная скорость - 2333 км/ч.
Самым быстрым в мире боевым самолетом является российский истребитель МиГ-25. Его максимальная скорость - 3395 км/ч. Следует обратить внимание, что российские именно боевые самолеты все еще самые быстрые в мире. Но с учетом тенденций российской экономики и политики, пальме первенства в этой области, к сожалению, недолго осталось находиться в руках россиян.
Самый быстрый в мире реактивный самолет - самолет-разведчик ВВС США «Lockheed» SP-71 (первый полет 22 декабря 1964 г.). Его официальный рекорд скорости - 3529,56 км/ч - был установлен 28 июля 1976 г.
На данный момент самым быстрым самолётом в мире является гиперзвуковой самолет X-43A. Недавно аппарат установил новый рекорд скорости - 11230 км/час, тем самым превысив скорость звука в 9,6 раза. Разработчики заявляют, что он готов десятикратно превысить число маха. Для сравнения: реактивные истребители летают со скоростью звука или превышающей ее в два-три раза. Длина аппарата составляет 3,6 метра, размах крыльев - 1,5 метра. Экспериментальный двигатель scramjet (Supersonic Combustion Ramjet) является прямоточным двигателем сверхзвукового горения. В нем отсутствуют трущиеся детали, а топливом является смесь водорода и кислорода. При этом кислород забирается непосредственно из окружающей атмосферы, что позволяет значительно уменьшить массу топлива, а, следовательно, и самого аппарата. Выхлоп двигателя представляет из себя обычный водяной пар, что позиционирует аппарат как экологически безопасный. Обычно, упоминающий этот факт источники забывают рассказать, что на своих двигателях аппарат не способен взлететь самостоятельно, и для его полета используются две ступени: сначала взлетает самолет-носитель, в сотни тысяч раз тяжелее самого X-43A, а потом его разгоняет ракета отнюдь не на биотопливе. Так что экологическая дружелюбность аппарата слегка преувеличена.
За эту разработку космическое агентство NASA получило сертификат от Guinness World Records (издающей Книгу рекордов Гиннеса), который подтверждает, что X-43A является самым быстрым самолетом в мире. Целью создания аппарата является разработка новой гиперзвуковой технологии, альтернативы турбореактивным двигателям. Разработчики считают, что в перспективе гиперзвуковые самолеты любой точки земного шара смогут достигать за три-четыре часа.скачать dle 12.1 |