По грубым оценкам, 1% людей воспринимает буквы и цифры раскрашенными в разные цвета. Другие (пока неизвестно точно, каков процент) видят окрашенными звуки и слова. Некоторые одновременно испытывают тактильные ощущения. То есть, например, "К" - это ощущение бархата, "У" - стальной поверхности и т.д. Есть те, для кого цветом сопровождаются логические конструкции, поиск отношений между предметами и явлениями, математические операции. Еще один эффект - когда числа, дни недели и месяцы года по ощущениям располагаются в пространстве строго определенны образом. К примеру, январь за правым печом, апрель чуть впереди, сентябрь слева и на три шага сзади. Это все - синестезии.
Причина синестезии в том, что соседние области мозга оказываются связаны между собой сильнее чем нужно, отчего при попадании входящей информации в одну область коры автоматически активируется и соседняя. Особенно часто такая штука случается с зоной V4, которая отвечает за распознавание цвета. Поэтому больше всего синестезий связано с дополнительными цветовыми ощущениями. Синестезия передается по наследству (недавно локализовали ген в хромосоме 16). Относительно того как именно возникают "лишние связи" есть две гипотезы. Согласно первой, связей в мозге синестетика физически больше, чем у обычного взрослого человека. Дело в том, что в мозгу младенца связей избыточное количество, почти что "все связано со всем". А потом начинается процесс, который циничные нейрофизиологи называют "pruning". Pruning - это вообще-то обрезка кустов, формовка. Применительно к мозгу этот термин означает ликвидацию ненужных связей. Нужные упрочиваются, ненужные разбираются. У синестетиков этот процесс может происходить не полностью. Вторая гипотеза - что связей столько же, но нарушен баланс возбуждения/торможения. Нейроны могут влиять друг на друга двояко - увеличивать вероятность формирования импульса у соседнего нейрона или осаблять эту вероятность. Ослабление вероятности нужно для увеличения точности восприятия - подавления шума, для пригашения ненужных процессов в пользу нужных. У синестетиков соседние области коры могут недостаточно эффективно тормозить друг друга. В некоторых пределах синестетики мы все. Например, на вопрос "Какие звуки более темные - низкие или высокие?" большинство людей ответит, что низкие звуки темнее, хотя никакой причины так считать вроде бы нет. Да и сами понятия "высокий звук", "низкий звук" довольно синестетичны по сути.
Другой пример синестетического эффекта - "Буба и Кики". На картинке изображено двое существ. Одного зовут Буба, другого - Кики. попробуйте угадать, кто из них кто?
Большинство называет Бубой того, что с закругленными краями, а Кики - более угловатого. Логики в этом нет никакой. (Да и вообще это никакие не существа.)
Мозг синестетика оказывается более склонен к формированию "странных" связей. Видимо оттого среди писателей и художников синестетиков больше, чем в среднем в человеческой популяции. Это довольно естественно, мы же хотим от искусства новизны, а новизну метафор синестезия как раз производит очень эффективно. Вспомнить хотя бы синестетика-Набокова. Или еще более интересный случай - Кандинского, который видел звуки. Соответственно, он и писал абстрактные картины, используя музыку, по сути, переписывая ее в цвета. И называл картины соответственно - "импровизациями" и "фугами".
Очевидно, что целиком понять такие картины может только другой синестетик. Хотя синестезия зрителя и синестезия художника едва ли полностью совпадут, расшифровка все-таки будет проще. Можно предположить, что степень синестезии у разных людей может быть разной, от полного отсутствия самой возможности связи через слабые, плохо осознаваемые эффекты к стойкой синестезии. А степень понимания картины художника-синестетика (или метафор синестетика-поэта), наверное, будет зависеть от степени синестезии наблюдателя (читателя).
----------- P.S. Это я статьи David Eagleman читаю и думаю вокруг этого свою чепуху про абстрактное искусство.
catta.livejournal.comскачать dle 12.1 |
|
|
|
Другие новости по теме: |
|
|