Интересно, чего требуют протестующие в Ливии, если там уже:
* ВВП на душу населения — 14 192 $. * На каждого члена семьи государство выплачивает в год 1 000 $ дотаций. * Пособие по безработице — 730 $. * Зарплата медсестры — 1 000 $. * За каждого новорожденного выплачивается 7 000 $. * Новобрачным дарится 64 000 $ на покупку квартиры. * На открытие личного бизнеса единовременная материальная помощь — 20 000 $. * Крупные налоги и поборы запрещены. * Образование и медицина бесплатные. * Образование и стажировка за рубежом — за счёт государства. * Сеть магазинов для многодетных семей с символическими ценами на основные продукты питания. * За продажу продуктов с просроченным сроком годности — большие штрафы и задержание подразделениями спецполиции. * Часть аптек — с бесплатным отпуском лекарств. * За подделку лекарств — смертная казнь. * Квартирная плата — отсутствует. * Плата за электроэнергию для населения отсутствует. * Продажа и употребление спиртного запрещены — «сухой закон». * Кредиты на покупку автомобиля и квартиры — беспроцентные. * Риэлторские услуги запрещены. * Покупку автомобиля до 50% оплачивает государство, бойцам народного ополчения — 65%. * Бензин стоит дешевле воды. 1 литр бензина — 0,14 $.
Вы все еще уверены, что это восстание, а не спланированная акция западных спецслужб? Раньше для агрессии нужен был хотя бы какой-то повод, пусть даже надуманный. Оружие массового уничтожения, например. Сейчас достаточно того, что "он нам не нравится". И вот уже ООН разрешает бомбить.
Ливию ждет судьба Ирака
Ленты мировых информагентств уже две недели заполнены новостями из Ливии, но понять, что же на самом деле происходит в этой стране, достаточно сложно. Пока ясно только, что события вокруг Ливии развиваются по сценарию, который во многом напоминает случившееся восемь лет назад в Ираке.
С первого дня СМИ твердили о преступлениях "кровавого режима" против мирных демонстрантов, о бегстве Каддафи в Венесуэлу, о том, что город за городом переходят в руки протестующих, против которых применяется тяжелое вооружение и бомбардировщики. Рассказывали о переходе на сторону повстанцев сына ливийского лидера и большей части высшего руководства, цитировали их высказывания о том, что "Каддафи проиграл" и ему "остается только покончить с собой или бежать из страны".
При этом на телевизионных картинках не было ни одной воронки от бомб, а "мирные демонстранты" почему-то позировали перед камерами со стингерами или на танках. Главными ньюсмейкерами со стороны восставшего народа выступали два бывших министра юстиции. Один, Мустафа Абдель Галиль, пугал, что Каддафи не остановится ни перед чем и применит биологическое оружие. Второй, Мустафа Мухаммед Абуд аль-Джелейль, объявил себя главой переходного правительства и сразу же получил поддержку Вашингтона.
События в Ливии больше походят не на мирный протест ради демократии, а на бессмысленный и беспощадный "бунт малолеток", который очень быстро превратился в вооруженный мятеж незаконных вооруженных формирований, состоящих из представителей племен и кланов, которые составляют население страны. Центром восстания стал город Бенгази, известный тем, что там во время "карикатурного скандала" в феврале 2006 г. полиция, защищая консульство Италии, открыла огонь по толпе. Погибли 11 демонстрантов, и еще 50 были ранены.
Пятнадцатого февраля 2011 г. молодежь, отмечая пятилетнюю годовщину этих событий, собралась перед зданием суда и потребовала "наказать полицейских". Затем в ход пошли камни и палки и начался бунт, в ходе которого избивали полицейских, жгли полицейские участки и разгромили здание суда. Затем стали звучать требования отставки Каддафи, которые, если верить СМИ, были вброшены подстрекателями, приехавшими в Бенгази из Туниса и Египта.
В последующие дни ситуация повторилась. После утреней молитвы молодые люди выходили на улицы с палками и камнями, и начинались погромы. К Бенгази стали подтягиваться вооруженные формирования кланов, претендующих на передел нефтяных денег. На третий день в город для наведения порядка и переговоров с восставшими приехал сын Каддафи, занимающий пост министр обороны. У толпы не было ни лидеров, ни политических требований, зато к восставшим стали присоединяться военные и представители кланов, после чего верные власти войска попытались заблокировать Бенгази, но было уже поздно.
Попытки объяснить происходящее в Ливии социальным недовольством не выдерживают критики просто потому, что народ там давно не бедствует. Ливия является одним из лидеров арабского мира по доле ВВП на душу населения. За 40-летнее правление Каддафи численность населения выросла в шесть раз, чему в немалой степени способствуют приличные зарплаты и разнообразные льготы при очень низких ценах. Зарплата медсестры эквивалентна $1 тыс., пособие по безработице – $800, цена на хлеб не превышает $0,06, на фрукты $ 0,05 – $0,15, на сахар около $0,8. Практически каждая семья имеет два – три автомобиля. Новобрачным дают около $64 тыс. на покупку квартиры, а для бюджетников строится бесплатное жилье европейского типа. Год назад правительство взяло на себя оплату образования за границей для двух детей из каждой семьи. Медицинские учреждения – это было видно даже в репортажах последних дней – имеют современное оборудование.
Это аттракцион невиданной щедрости обеспечивается за счет углеводородных денег. Ливия владеет крупнейшими в Африке запасами нефти и еще не вполне оцененными запасами газа. По добыче нефти она занимает 17-е место в мире – 1,8 млн баррелей в день. Пустыня занимает 95% ее территории. Ни развитого в современном понимании общества, ни индустриальной инфраструктуры – за исключением нефтяной – в стране нет. Создавая государство, Каддафи имел дело с родоплеменным обществом, вожди которого ни в коей мере не разделяли идеологию джамахирии, не позволявшей им конвертировать свое традиционное влияние в реальную власть или деньги. Все богатства шли на армию, полицию и съедались "социальным государством". Накоплению недовольства способствовала и специфическая форма "прямой демократии", ограничивавшая возможности лидеров малочисленных или слабых племен.
В результате в провинции не прекращалась гражданская война, периодически принимавшая достаточно жестокие формы. Центральная власть жестоко подавляла эти вспышки и пыталось подкупать племенные элиты. Теперь этот котел взорвался, и на фоне ослабления центральной власти Ливия стала погружаться в хаос. Отсюда стотысячные толпы беженцев. Они, разумеется, боятся возможных безумств верховного правителя. Но еще больше их страшит беспредел, чинимый так называемой оппозицией. До середины февраля все они жили в государстве, которое состоялось как проект Каддафи, и без проблем мирились с его революционными идеями.
Сейчас против Кадаффи объединились все: племенные вожди с неудовлетворенными амбициями, мечтающие о халифате исламисты и озабоченный нефтью и всеобщей демократизацией Запад. Падение режима с большой вероятностью приведет к распаду страны на племена и кланы и превратит ее в добычу исламистов. А это не только поставит под сомнение проекты зарубежных компаний, занимающихся разработкой нефтяных и газовых месторождений Ливии, но и спровоцирует дальнейший рост нефтяных цен.
Альтернативный, устраивающий Запад вариант подразумевает смену лидера и создание марионеточного правительства. В минувший понедельник на эту тему вполне определенно высказался комиссар Евросоюза по энергетике Гюнтер Эттингер: "Каддафи уже не контролирует большинство нефтяных и газовых месторождений. У нас есть местные лидеры, которые взяли их под контроль. Запад обеспечит бесперебойность поставок и будет наказывать неправильных людей".
Именно для "наказания неправильных людей" спешат к побережью Ливии корабли ВМФ США и самолеты Великобритании. На фоне этих последних новостей сюжет с резолюцией СБ ООН напоминает артподготовку, проведенную США накануне вторжения в Ирак. Столь же подозрительной выглядит скорость, с которой формируется и вооружается регулярная армия повстанцев. Им, по требованию США, помогает Египет, часть оружейный складов которого находится в непосредственной близости к ливийской границе. А подготовкой общественного мнения к "неминуемой расплате", которая ждет Каддафи, занимаются мировые СМИ, которые в свое время точно так же обвиняли во всех грехах Милошевича и Хусейна. Игра, судя по всему, уже сделана: Каддафи отстранят от власти и, если он останется жив, будут судить. Это реализуют либо в ходе военного вторжения, либо изнутри – с помощью нелегальных поставок оружия повстанцам и подкупа элит.
Что касается России, ей радоваться нечему. Не так давно Москва списала Ливии долги в обмен на четырехмиллиардные оружейные контракты, которые теперь оказались под вопросом. Проблематична и судьба других проектов: строительства скоростных железных дорого силами РЖД, разработки нефтегазового месторождения Elephant, 33% акций которого "Газпром" купил у итальянской ENI за два дня до начала беспорядков. Тем не менее Москва проголосовала за резолюцию СБ ООН, а МИД РФ заявил, что Россия присоединится к санкциям против Триполи.
Москва не готова идти против своих западных партнеров, с этим все ясно. Вопросы вызывает энтузиазм некоторых экспертов и "анонимных источников в администрации президента", считающих возможным называть Каддафи "политическим трупом", не думая о том, как будет выкручиваться Кремль, если "политический труп" выдержит осаду и оживет. Или если со временем, из откровений какой-нибудь новой Карлы дель Понте, выяснится вся неприглядная подноготная операции по смене ливийского лидера.
utro.ruскачать dle 12.1 |
|
|
|
Другие новости по теме: |
|
|