Не успели автолюбители отпраздновать отмену государственного техосмотра, как представители ГАИ шокировали водителей заявлением о том, что теперь будут проводить контроль техсостояния авто прямо на дороге. Причем МВД уже заключило соглашения на закупку мобильных станций для диагностики состояния автомобилей.
Водители сразу же заговорили о том, что лучше бы никакого закона про отмену техосмотра не было — мол, раньше наличие талона ТО служило доказательством исправности автомобиля, а теперь машины будут останавливать для диагностики на каждом углу и штрафовать за любую мелочь. «Сегодня» выяснила, действительно ли будут проверять авто на дорогах или ГАИ опять выдает желаемое за действительное.
ЗАКОННЫЙ ВОПРОС
Попытки проверять техсостояние автомобилей в период между техническими осмотрами производились еще в 2008 году. Тогда МВД выпустило приказ №534, регламентирующий такую процедуру. Однако весной 2009-го его отменили как незаконный. Но и до отмены 534-го приказа автомобилисты легко оспаривали штрафы, которые выписывали после техосмотра не на СТО. Дело в том, что ст. 35 ЗУ «О дорожном движении» и тогда, и в данный момент предусматривает единственный случай проверки техсостояния: государственный технический осмотр. Следовательно, любые требования должностных лиц, не прописанные в законодательстве, можно не выполнять. А остановка автомобиля именно с целью проведения техосмотра на дороге является, по мнению руководителя общественного проекта «Дорожный контроль» юриста Ростислава Шапошникова (он выиграл уже несколько десятков дел против ГАИ), незаконной. Эксперт обращает внимание на то, что такие действия инспекторов являются превышением власти и служебных полномочий — ответственность за это предусмотрена в ст. 365 УК Украины. То есть нужно сразу же жаловаться в прокуратуру.
В принятых изменениях в законодательство (вступят в силу в средине августа) четко прописано, что частные легковые автомобили вообще не подлежат обязательному техническому контролю. То есть проводить техническую проверку представители ГАИ могут, но только в том случае, если водитель или владелец такого автомобиля сам этого желает. Один из ключевых моментов — взимание платы за такую диагностику. Если ГАИ после закупки автомобилей, оснащенных диагностическим оборудованием, будет останавливать авто участников дорожного движения и направлять на платную проверку, то это будет нарушением ст. 17 ЗУ «О защите прав потребителей» (запрещает принуждение к приобретению ненужных товаров и услуг) и ст. 9 ЗУ «О защите от недобросовестной конкуренции» (запрещает принудительный ассортимент услуг). Получается, что техническая проверка на дорогах, даже если ее будут проводить, должна быть только бесплатной. Но и в этом случае нарушается антимонопольное законодательство — поскольку на частных СТО такие услуги предоставляются за деньги, а ГАИ оказывает их бесплатно, это является недобросовестной конкуренцией.
КАК ПРОВЕРЯЮТ АВТО ЗА РУБЕЖОМ
Каждый раз при изменении автомобильного законодательства власть имущие ссылаются за опыт стран ЕС и США. В отношении техосмотра на дорогах часто приводят опыт Германии, мол, там же его проводят и в случае несоответствия автомобиля немецким нормам и стандартам, машину забирают, а водителя штрафуют.
ЕВРОПА. Мой звонок к немецким коллегам-автожурналистам с вопросом о техосмотре на дороге поставил их в тупик. Что-то такое они слышали, но ни разу никого из них для проведения техосмотра не останавливали. Хорошо подумав, немецкий автожурналист Герхард Мигель вспомнил, что технический контроль на дорогах у них проводится службой BAG с помощью оснащенных диагностическим оборудованием микроавтобусов. Но BAG не имеет к полиции никакого отношения и проверяет исключительно грузовики и автобусы. А полиция вопросов техосмотра никак вообще не касается — его проводят только частные СТО. Однако полицейский может оштрафовать в том случае, если обнаружит видимые неисправности автомобиля (например, треснувшее стекло). Но о полноценном техосмотре с использованием диагностического оборудования речи не идет. Аналогично работают и их коллеги в других странах Западной Европы. А как за океаном?
США. Здесь охраной дорог занимается и дорожная полиция, и полиция штата, и служба шерифа. Но делают основной упор на том, что преследуют и арестовывают преступников. Контроль же за соблюдением ДТП и выписывание штрафов возлагается в основном на дорожные камеры с автоматизированными системами. А вот техосмотра в 13-ти штатах вообще нет; в других проверяют лишь выхлопные газы, и только в 3 штатах проводят полноценную проверку. Но, как и в Европе, за видимые невооруженным взглядом несоответствия авто отправят на штрафплощадку.
НОУ-ХАУ? Судя по опыту других стран, идея проводить техосмотр на дороге для легковушек — изобретение украинской Госавтоинспекции, аналогов которому нет. Но даже если примут множество подзаконных актов и легализуют такую возможность — есть ли в ней смысл? Ведь, по официальной украинской статистике, доля ДТП, которые произошли из-за технической неисправности, составляет всего 0,3%. Рискнем предположить, что новый контроль хотят ввести лишь для наполнения карманов гаишников.
К КАКИМ НЕИСПРАВНОСТЯМ ОБЯЗАН ПРИДРАТЬСЯ ИНСПЕКТОР ГАИ
И в действующем законодательстве, и в том, которое должно вступить в силу в августе, требования к техсостоянию авто одинаковы — прописаны в п. 3.14 ПДД. При этом существует перечень неисправностей (п. 31.6 ПДД), при которых водитель не имеет права ехать дальше своим ходом (только на буксире либо на эвакуаторе). Так, водители не имеют права продолжать движение, если у них: во-первых, тормозная система или рулевое управление не дают возможности остановить авто или осуществить маневр во время езды с минимальной скоростью, во-вторых, в темное время суток или в условиях недостаточной видимости не горят лампы фар или задних габаритных огней, в-третьих, если во время дождя или снегопада не включены стеклоочистители со стороны руля. Правда, сомневаемся, что человек в здравом уме поедет с неисправным рулем либо тормозами.
Сотрудник ГАИ имеет право выявить дефекты авто по внешним признакам. Их немного: если на автомобиле не работает левая фара в режиме ближнего света, лобовое стекло покрыто трещинами, нет зеркала заднего вида, из выхлопной трубы идет черный дым либо отсутствуют предусмотренные кузовные детали. В таких случаях инспектор обязан остановить машину и составить протокол.
Когда авто не соответствует правилам*
**1. Неисправны тормоза Тормозной пусть с 40 км в час превышает 14,7 м Изменена конструкция тормозной системы Течет гидропривод Не работает ручник
2. Проблемы с рулевым управлением Люфт руля превышает 10 градусов Изменения в конструкцию (в том числе — «неродные» детали) Неисправен гидроусилитель
3. Световые приборы Нарушена регулировка света фар На фары/фонари нанесена тонировка Не работают габаритные огни, аварийка Не горит лампа левой фары в режиме ближнего света Количество, тип, цвет, размещение и режим работы не соответствуют конструкции
4. Не работают стеклоочистители и стеклоомыватели
5. Колеса и шины Рисунок протектора меньше 1,6 мм Шины имеют повреждения (порезы, разрывы, оголенный корд) и/или не соответствуют по размеру На одну ось установлены разные шины (по типу, размеру, рисунку протектора, свойствам)
6. Двигатель Подтекает топливо Заметный дым из выхлопной трубы Содержание вредных веществ в выхлопных газах превышает нормы
7. Корпус Отсутствует бампер Отсутствуют зеркала заднего вида Тонировка не соответствует нормам (ГОСТ 5727-88)
8. Салон Не работает стеклообдув Не работает спидометр Не работает звуковой сигнал Нет аптечки, знака аварийной остановки, огнетушителя Нет ремней безопасности (либо они неисправны), подголовников Не работают механизм регулировки водительского сиденья и стеклоподъемники Стекло загромождено посторонними предметами, ухудшающими обзор
* В соответствии с нынешней редакцией ПДД
** В случае возникновения в дороге неисправности, водитель обязан остановиться и устранить ее. Если это невозможно — двигаться как можно более коротким путем к месту стоянки либо ремонта с включенной аварийкой.
Источник данных: Правила дорожного движения Украины
ШТРАФЫ ЗА ПОЛОМКУ
Ответственность за езду на неисправном автомобиле довольно серьезная. Согласно со ст. 121 Кодекса Украины про административные правонарушения штраф, в том случае, если инспектор обнаружит серьезную техническую неисправность, составляет 340—850 грн. А за повторение такого правонарушения в течение года водителя могут лишить прав на срок от 3 до 6 месяцев либо ему грозит админарест сроком от 5 до 10 суток. Конкретное решение про наказание принимает суд, а инспектор на дороге лишь составляет протокол.
Однако инспектор имеет полное право запретить дальнейшую эксплуатацию таких транспортных средств, в том числе и методом доставки машины на штрафплощадку. Но лишь в крайнем случае.
Дело в том, что водитель вовсе не обязан сам везти машину на штрафплощадку либо передавать инспектору ключи — для этого должны использовать только эвакуатор. И то лишь в том случае, если автомобиль создает серьезные помехи для дорожного движения. Повторяется это условие и п. 2 постановления Кабмина №1102. А согласно со ст. 265-2 Админкодекса, временное задержание транспортного средства проводится путем его блокировки, например, при помощи блокиратора на колеса.
КОМУ СТОИТ ОПАСАТЬСЯ
Несмотря на то, что непосредственно проводить техосмотр на дороге ГАИ не имеет права, функция контроля за соблюдением правил дорожного движения у них есть (в том числе, остается и после грядущих изменений в законодательство).
А появление диагностических инструментов позволит штрафовать водителей, которые увлекаются незаконным тюнингом. Так, гаишники теперь смогут доказать, например, что фары светят сильно ярко (это слепит других водителей), задние фонари чрезмерно затонированы (эта идиотская мода приводит к тому, что ночью такие машины становятся призраками), катализатор для увеличения мощности двигателя вырезан или произведен чип-тюнинг (из-за этого автомобиль сильно загрязняет окружающую среду), а выхлопная труба слишком шумит (дикий рык раздражает окружающих).
Сейчас, если инспектор видит подобные нарушения, составить протокол и выписать штраф он не может — водитель легко через суд может доказать, что определение неисправности «на глаз» не является доказательством.
Если закупленное оборудование будут использовать именно с такой целью — водители нововведение будут приветствовать.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ГАИ ПРОВОДИТ ТО
Если ГАИ все-таки начнет производить незаконные техосмотры на дорогах, водителям нужно знать как избежать штрафа на законных основаниях. Для этого «Сегодня» на основе действующего законодательства разработала несколько советов.
ВКЛЮЧАЙТЕ АВАРИЙКУ. Хотя сотрудники ГАИ и обязаны составить протокол за управление неисправным транспортным средством, в ПДД есть оговорка, которая позволяет избежать штрафа. Так, согласно п. 31.5, если поломка случилась в пути, водитель должен принять меры к устранению проблем не месте. А если это сделать невозможно, ему позволено продолжить движение на неисправном ТС к месту ремонта или стоянки на минимальной безопасной скорости с включенной аварийной сигнализацией. То есть, увидев, что впереди находится патруль ГАИ, достаточно просто включить «аварийку». Если же этого не сделать, «съехать» на то, что она не работает, не получится: в таком случае водитель обязан закрепить на задней части машины знак аварийной остановки или мигающий красный фонарь.
ТРЕБУЙТЕ ДОКУМЕНТЫ. Если есть какие-либо претензии к автотранспорту, сотрудник ГАИ еще перед проведением диагностики обязан составить протокол, в котором указать все, к чему у него есть претензии, и написать направление на диагностику. А уже после этого проводить проверку на основании конкретных подозрений.
Гаишник обязан занести в протокол все, что показала аппаратура, — копию документа он обязан предоставить водителю.
И если приборы выявили, что автомобиль исправен, можно обращаться с жалобой в прокуратуру и за незаконную остановку, и за незаконную (без оснований) проверку. В жалобе нужно указать все неприятности, в том числе и моральные страдания, которые возникли в результате незаконной проверки. В том числе, как показывает опыт организации «Дорожный контроль», вполне реально добиться возбуждения против такого сотрудника ГАИ уголовного дела за превышение полномочий.
СПОР ЗА ГБО. Частный конфликт инспекторов и водителей — регистрация переоборудования. в частности, установка газобаллонной аппаратуры (ГБО). Предмет конфликта — сотрудники ГАИ сейчас требуют при установке ГБО менять техпаспорт, естественно, за деньги (около 800 грн.). В данный момент водители не признают такое нарушение, ссылаясь на то, что у инспектора нет доказательств переоборудования. Согласно законодательству, автомобилист не обязан открывать капот или другие части машины, а потому работник милиции не имеет права этого требовать.
Если же речь идет о проверке технического состояния, инспектора теоретически смогут выписывать штрафы за переоборудование без замены техпаспорта на основании данных приборов.
Юристы советуют давить на то, что ни в одном из законодательных актов нет требования обязательной замены документов, а для доказательства законности переоборудования достаточно возить с собой акт с СТО.
МНЕНИЕ ГАИ
Заявление пресс-службы ГАИ, намекающее на возможность возвращения техосмотра на дороги, появилось на официальном сайте Госавтоинспекции 13 июля. Но сформулировано оно очень осторожно и без какой-либо конкретики.
Так, в нем речь идет о том, что с вступлением в силу законодательства, отменяющего обязательный техосмотр для легковушек, ответственность за их исправность ложится на владельцев. А не выявленные вовремя неисправности увеличивают вероятность роста ДТП. Между тем, более 4,3 млн транспортных средств старше 10 лет — могут быть неисправны.
Также в заявлении сказано, что ст. 52 ЗУ «Про дорожное движение», Госавтоинспекция обязана производить контроль в сфере безопасности дорожного движения. А элементом безопасности является и техсостояние транспортных средств — согласно с пунктом 31 Правил дорожного движения.
По мнению ГАИ, основной формой такого контроля остается контроль за автотранспортом во время его эксплуатации. При этом, в соответствии с ЗУ «Про милицию», сотрудник милиции обязан остановить транспортные средства в случае наличия признаков, которые свидетельствуют об их неисправности.
Именно поэтому ГАИ и закупает диагностическое оборудование — для того, чтобы обвинения в неисправности автомобиля были основаны не на субъективном мнении инспектора, а на данных приборов.
Интересно, что заявление заканчивается словами о том, что оборудование закупается для «проверки технического состояния транспортных средств, которые перевозят людей и опасные грузы». Но если речь идет о грузовиках и автобусах, то зачем привели цифры о количестве старых легковушек?
Владислав Бовсуновский, СЕГОДНЯскачать dle 12.1 |