Эта статья была написана до думских выборов и декабрьских протестов 2011 года. В связи с этим кому-то, возможно, она покажется неактуальной, и такой читатель спросит: зачем нужно сейчас ворошить эту почти забытую историю с визитом в Россию «пояса Богородицы»? Однако недолгая память — не лучшее свойство вообще, а в политике — особенно. Поддержка РПЦ помогала власти раньше, помогла и в этот раз. И, конечно, речь идёт не о комичных проектах создания «православной партии» из мирян. Дело в том, что до сих пор РПЦ является «нравственным авторитетом» для огромного количества людей, во много раз превышающего количество прихожан. И этот свой политический капитал РПЦ в очередной раз использует для поддержки существующего режима. Игнорировать этот факт, конечно, можно. Но вспомните: сколько людей вышли на улицы Москвы и других городов с протестом против фальсификации выборов? А сколько стояло в очередях к поясу? — Сравнили? — То-то же! Автор, 24.01.2012 г.
Угодно ли вам видеть кишки св. Бонифация, которые хранятся в церкви св. Иоанна, — спросил у меня с важным видом наёмный слуга. — Нет, друг мой! — отвечал я, — хотя св. Бонифаций был добрый человек и обратил в христианство баварцев, однако же кишки его не имеют для меня никакой прелести. Н.М. Карамзин «Записки русского путешественника»
Гагарин не летал в космос. Взятия Берлина — не было. Как и самой Великой Отечественной.
Виталий Гинзбург не разрабатывал теории сверхпроводимости и сверхтекучести. Сахаров не делал водородную бомбу, Капица и Ландау не создавали Физтех.
Российские революции — все три — закончились ничем.
Сталинградская битва, «путч» 1991 года, ГУЛАГ, ликвидация неграмотности, «Аврора» у Зимнего, Брусиловский прорыв, ввод советских войск в Чехословакию, хрущёвская «оттепель», Олимпиада-80, Кровавое воскресенье — всё это было в другой, альтернативной истории. Мы — в ином измерении. С нами произошло чудо.
Вернее, это им хотелось бы, чтобы произошло это «чудо». Чтобы XX век пропал из исторической памяти напрочь, как наваждение. На несколько дней им это удалось. В Москву привезли пояс Богородицы — и кто теперь станет сомневаться в чудодейственной силе православных святынь?
Патриарх Кирилл удовлетворенно отмечал:
«“Ни одно мероприятие — ни политическое, ни спортивное — за всю историю не собрало столько людей, сколько принесение пояса Пресвятой Богородицы. Это и было шоком для людей, которые на дух не переносят веру. Ну а кто это чувство называл обскурантизмом, суеверием... сектантством, пусть это будет на совести всех этих людей. Как они могут взять на себя право судить людей, не зная, что происходит в душах человеческих?.. Тот, кто высокомерно судит, еще оскорбительно судит, высекает самого себя перед лицом своего народа. Поэтому этих людей я бы призвал к покаянию”, — подчеркнул глава Русской православной церкви»[1].
Стоит напомнить патриарху, что в сравнительно недавнем прошлом можно найти не менее массовые мероприятия. Например, похороны Сталина. Чем не аналогия? С точки зрения социальной психологии — вполне законная.
До какого состояния надо довести людей — среди которых масса честных, образованных, неглупых людей — чтобы они стояли в этой чудовищной очереди к куску какого-то артефакта византийского производства и искренне верили, что проход рядом с этой штуковиной поможет им исцелиться от бесплодия, улучшить здоровье, решить семейные проблемы — и просто чем-то поможет? 750 паломникам стало плохо, 66 человек обратились к психологам — и это только в Москве[2]. В Ставрополе[3] и Калининграде[4] в очередях умерли две женщины. Когда в Самаре в толпе началась давка, несколько человек получили травмы[5]. Мимо мёрзнущих и голодных людей во всех городах — а далеко не только в одной Москве — бегали чиновнички с vip-пропусками — ни во что не веря, но отмечаясь, поскольку у них принято отмечаться на концертах Киркорова и Башмета, на приёмах в мэрии и патриархии. И никто не возмутился — мирно стоя в этой унизительной очереди в никуда. На форумах желающие исцелиться описывали давку, очереди для випов, усталость, но при этом заключали:
«Мой муж читал, что человек зашел в монастырь на костылях прикоснулся к ларцу и вышел уже без них!!!!! Он исцеляет, очищает и дает возможность бесплодным супругам стать счастливыми родителями! Главное верить!!!!»[6]
«Леночка привет, моя подруга поехала сегодня ночью к Поясу в Самару, встали в очередь в 2 часа ночи, она попала к Поясу в 9 утра, говорит давка ужасная, народу просто необъятно, впечатлений много, дрожь во всем теле, рада и благодарит Бога, что сумела попасть. Из нашего села поехали от церкви два автобуса, почти 80 человек ».
«Эх, девочки, мы с мужем простояли 14 часов (с 9 утра). Ветрище, дождь. Ноги ватные. Я тоже стояла в слезах. Но мы выдержали»[7].
«Выдержали» эту очередь, подчеркну, беременные женщины, женщины с детьми — процент женщин среди верующих (особенно — воцерковлённых) традиционно выше. Вас не коробит от зрелища беременной женщины, стоящей часы на ветру и морозе, ради того, чтобы «приложиться»?
Что примечательно: мало кто посмел написать прямо об этом событии как о торжестве средневековых суеверий. В большинстве изданий целью критики избрали vip-пропуска (про которые представители РПЦ на самом деле заврались вконец), а описание произвели в нарочито-олитературенной слащавой форме. Разве что рассказ об экономической деятельности Ватопедского монастыря, откуда в Россию и привозили пояс Богородицы, оказался исключением из общего правила[8]. Монастырь, по подозрению греческой прокуратуры, украл у государства около 100 млн евро, архимандрит Ефрем, привозивший пояс в Россию, сразу по возвращении был задержан, отпущен под залог, но затем вновь заключен под стражу, где и пребывает по сей день[9]. В современной России социальная критика и социальные журналисты не должны затрагивать религию. Церковь ещё можно — в маленьких дозах. Религию — почти полный запрет.
Из общего хора в массовых СМИ выделился только физик и просветитель С.П. Капица:
«“Я вижу в этом катастрофическое сужение нашего духовного пространства, которое заполняется религией, феноменом давно прошедшего времени. Это страшный приговор современной культуре. Что делать в этой ситуации? Боюсь, это тема продолжительного, неприятного и очень серьезного разговора”, — прокомментировал в беседе с корреспондентом “Газеты.Ru” религиозный ажиотаж в центре Москвы Сергей Капица»[10].
Многие либеральные интеллектуалы наверняка осудят автора этих строк (и академика Капицу) за пренебрежение «чувствами верующих», но на самом деле большинство из них относятся к верующим с ханжеским высокомерием. Они не пойдут стоять в очереди к «святыне», они же просвещённые люди, они не верят в целительную силу ушей св. Мартина Идельфонского[11]. Они знают, что от бесплодия надо лечиться в клинике, и у них есть деньги на такое лечение. Но народ — пусть он толпится в этой очереди, он же «имеет право» на невежество и дикость.
Современные либералы давно забыли великое Просвещение. Их толерантная позиция теперь — терпимость к невежеству. Связи за границей, работа, а желательно и недвижимость за рубежом — хорошие условия для такого рода терпимости и отстранённо-этнографического интереса к своему народу, который в течение 20 лет всеми силами запихивают в отсталость и мракобесие, лишая шансов вырваться из него. И многие наши либералы лично ответственны за это.
И вот в «Русском журнале» один публицист утверждает:
«Пояс Богородицы продемонстрировал нам, что религия, загнанная в церковные стены и в пространство индивидуальной веры, уже давно вырвалась за эти пределы. В этом смысле действительно можно говорить о наступлении постсекулярной эпохи»[12].
Другой и вовсе умильно заключает:
«Чувство сплочения, локтя, общности, краткое преодоление индивидуализма — вот чего искали участники этого стояния, лишенного всякого прагматического результата. Конечно, это еще нельзя назвать солидарностью, пока похоже скорее на гигантский флэш-моб. Удивительным образом, очередь к Поясу Богородицы продемонстрировала новое положительное общественное настроение. Все, что сегодня относится к массовому общественному сознанию или ангажировано, или окрашено негативно. То, что мы видели в эти дни на Пречистенской набережной, и это очевидно и для верующих, и для неверующих — впервые позитивно окрашено»[13].
Это — не просто бред, это рационализация успешно проведённой идеологической операции. Воцерковлённых верующих в России по социологическим исследованиям — не больше 10%[14]. Социальный портрет типичного традиционного (воцерковлённого) православного по большому счёту остался прежним с советских времен — это женщина пенсионного или предпенсионного возраста с образованием средним или ниже среднего и с таким же доходом. Но называют себя православными — не меньше 75% процентов населения. Они не ходят в церковь, они не соблюдают посты, но они подвержены идеологическому влиянию РПЦ. Так, в 2005 году 64% опрошенных считали, что РПЦ должна иметь привилегии по сравнению с остальными конфессиями, доверял РПЦ 71% населения (выше был только рейтинг доверия В.В. Путина, и очевидно, что с падением его популярности доверие к РПЦ не снизилось), причём этот уровень доверия оставался почти неизменным с 1991 года до второй половины 2000-х. Может показаться забавным, но даже 20% называющих себя атеистами… доверяют РПЦ![15] Не менее забавен тот факт, что значительная часть называющих себя верующими может не верить в бога и в бессмертие души. Социологи знают, что самоопределение себя как православного в постсоветской России заменило «советскую» самоидентификацию, став культурным и отчасти этническим самоопределением. Но именно здесь и кроются идеологические возможности для РПЦ, которыми она успешно пользуется, усиливая с каждым годом своё присутствие в публичном пространстве. И вот, сразу после декабрьских протестов РПЦ целым рядом заявлений поддержала действующий режим[16] (разве что с косметическими оговорками), одновременно выступая с националистических позиций.
Православие, самодержавие, народность — идеология для бедных. Идеологический аппарат работает, в том числе — и в предвыборной логике. Власть использовала пояс Богородицы вместо политической программы и для отвлечения внимания, а когда эта «программа» сработала неполностью — вновь обратилась за поддержкой к главному «моральному авторитету». Мы предупреждали о создании этого идеологического аппарата ещё 10 лет назад. И все эти 10 лет мы часто слышали недоуменные вопросы наших товарищей по левому флангу — что это вы привязались к этой теме, неужто других нет? Нам повторяли, что клерикализация — маргинальная тема. Это говорят и сейчас некоторые левые товарищи: мол, главное — социальная критика, профсоюзы, наконец, выборы, а вот этот ваш антиклерикализм — это так, ерунда. Эти наши критики забыли, в какой стране они живут. В стране, которую отучают читать[17], но приучают верить в целительную силу пояса Богородицы. Или вы думаете, что эти идеологические процессы не имеют значения? — Тот, кто так думает, ничего не понимает в социальной критике. Невозможно создавать мощные независимые профсоюзы, политическую оппозицию, сильные социальные движения среди тех, кто обречённо стоит в очереди в никуда. В отличие от указанных товарищей, это хорошо понимал Маркс, утверждавший: «Критика религии — предпосылка всякой другой критики». * * *
Про пояс Богородицы говорили много. Но религиозная предвыборная подготовка началась не вчера, а, пожалуй, с первых чисел ноября.
«Если говорить о том, что случилось за эти 20 лет с точки зрения моих ощущений, как православного человека, это просто чудо. Откровенно говоря, я не мог себе представить 15-20 лет назад, что восстановление, обретение веры для огромного количества наших сограждан, пойдет такими темпами», — заявил Д. Медведев на встрече с представителями православной общественности[18].
«Сегодня благодаря нашей совместной деятельности, благодаря усилиям святейшего патриарха, церковь плодотворно сотрудничает с государственными структурами, с общественными институтами. За последние несколько лет мы смогли сделать несколько очень важных начинаний, о необходимости которых велось много споров, но которые по разным причинам не получали практического воплощения. Я очень рад, что эти государственно-церковные начинания смогли состояться в последний период», — сказал он[19].
Важные начинания? — Какие же начинания считает важными президент России? — повышение численности чиновничества по сравнению с СССР по разным подсчётам от 2,5 до 14 раз[20]? — закупку военной техники — танков, кораблей и самолетов — в других странах? — успешное добивание национальной промышленности и ускорение утечки мозгов? — рост национализма и ксенофобии? — вялотекущую войну на Северном Кавказе — арене борьбы местных кланов на фоне беспредельной коррупции и безнадёжной безработицы, и, как следствие, непрекращающегося кровопролития? — формирование коррумпированного сверху донизу режима, в котором в роли политической оппозиции — жалкие фигляры разной степени глупости и продажности? — резкое ускорение коммерциализации образования и превращения её в «сферу услуг»? Но нет, речь совсем о других начинаниях.
«Медведев уточнил, что к таким начинаниям, прежде всего, он относит введение в школьную программу основ религиозной культуры. В настоящее время этот предмет изучается в 10 тысячах школ в 21 регионе страны. Со следующего года основы религиозной культуры будут преподаваться во всех школах России»[21].
Нет, дело не в том, что президент страны откровенно расписался в наплевательском отношении к Конституции страны, к её 14 статье[22]. Дело как раз в образовании.
В образовании восторжествовало ЕГЭ, которое искренне ненавидит большинство школьников и учителей. Школа деградирует, натаскивание к ЕГЭ в течение года уничтожает сам учебный процесс, психологически из обучения — получения знаний — подросток выпадает на год-полтора. Считайте — отслужил в армии. Правда, я практически уверен, что части читателей нужно объяснить, чем образование (получение знаний) отличается от натаскивания к егэшной угадайке. Возможно, некоторым детям из регионов — вопреки общему увеличению коррупции в ходе ЕГЭ — удастся поступить в вузы. Но в подавляющем большинстве жизненные шансы людей с суррогатом образования снижаются. 7 лет назад Борис Кагарлицкий в интервью «Скепсису» сказал:
«Современное российское общество для той экономики и той социально-политической системы, которые оно сегодня имеет, слишком образованно. Мы слишком много знаем. И для предотвращения социальной катастрофы, которая неизбежно наступит в противном случае, нужно в течение примерно 10 ближайших лет разрушить систему образования и довести общество до интеллектуальной деградации. Потому что, если общество не дойдет до массовой интеллектуальной деградации, оно просто может не позволить делать то, что с ним делают»[23].
Завоз пояса Богородицы — демонстрация факта, что власть успешно решает эту проблему слишком образованного населения. Очередь в ХХС — тому свидетельство. И если кто-то до сих пор не видит связи продолжающейся социально-экономической деградации страны с настойчивым стремлением власти внедрить религию в как можно более раннем возрасте — то остаётся только удивляться такой поразительной наивности.
Масса вчерашних школьников не знают очевидных вещей. Мало кто может назвать больше одного полководца Великой Отечественной, многие — и с каждым годом всё больше — не знают, когда эта война началась, путают Смутное время с татаро-монгольским игом, а Сталина с Николаем II. А уж объяснить, почему началась революция, или высказать хоть какую-то точку зрения на причины заключения пакта «Молотова-Риббентропа»… И здесь я не допустил ни одного преувеличения — всё исключительно из экзаменационной практики последних 5 лет. Незнание истории порождает непонимание настоящего — но разве дело только в истории! Уровень культуры падает на глазах после ускорения образовательной реформы во второй половине последнего десятилетия. Те, кто это отрицают, либо слепы, либо куплены. В последнее время модно списывать происходящее на «нечитающее поколение интернета». — Враньё. Если детей учить читать, заниматься спортом, рисовать и танцевать — интернет никак не помешает им развиваться. Конечно, новые технологии и изменения в информационной среде увеличивают требования к профессионализму учителей.
Но учителя тратят чудовищное количество времени, заполняя идиотские бумажки, подсчитывая рейтинговые баллы, чтобы не потерять и так невеликую зарплату. В каждой школе, в каждом вузе множится число клерков-бюрократиков, которые занимаются только перекладыванием этих бумажек, но получают куда большие зарплаты, чем учителя и преподаватели. Некоторые учителя уже готовы уходить из школы, потому что работа в такой школе кажется им изменой профессии[24], а на их место приходят удобные начальству карьеристы. Я не хочу сейчас обсуждать — насколько правы такие учителя. Я вообще говорю про чудо: про «начинание» религиозного образования в школах.
Этим заявлением г. Медведева чудеса не исчерпываются. Заслуженно высмеянная всеми не целиком контролируемыми государством СМИ (т.е. — за пределами телеящика) «инновация» — это бадминтон, в который незадолго до выборов сыграли Медведев с Путиным.
«Министерство образования и науки РФ утвердит образовательный стандарт по бадминтону для школ в декабре 2011 года, массовое введение данного вида спорта в качестве третьего урока физкультуры произойдет в новом учебном году, сообщил в среду президент Национальной федерации бадминтона России (НФБР) Сергей Шахрай.
Соглашение о развитии бадминтона в школе министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко и президент НФБР подписали в июле 2011 года.
“В декабре Министерством образования будет утвержден образовательный стандарт по бадминтону для средних школ. Мы (НФБР) также разрабатываем стандарт по бадминтону в спортивных школах, где ученики специализируются на данном виде спорта. Его будет утверждать Министерство спорта”, — сказал он.
По мнению Шахрая, если бадминтон — самый дешевый, самый доступный, наименее травматичный вид спорта — придет в школы, то в России в скором времени появятся новые чемпионы Европы и мира. Кроме того, этот вид спорта позволит воспитать здоровое поколение.
“Бадминтон — это один из методов спасения наших мальчишек от тех факторов, о которых принято говорить: наркомании, алкоголизма и так далее”, — добавил он»[25].
Итак, от наркомании и алкоголизма нас спасёт бадминтон! Не повышение уровня образования, не ликвидация коррумпированной мили…полиции, не запуск промышленности в депрессивных регионах и не возвращение кружков и секций, на месте которых сейчас ночные клубы, бары и автостоянки с борделями. Нет. От этого нас должен спасти бадминтон. И пояс Богородицы.
В то же самое время в Москве обсуждается устав психологических служб, в соответствии с которым лечение дефектологических отклонений в раннем детском возрасте будет выведено за пределы сферы компетенции психологических центров. Они по новым правилам будут только диагностировать. А лечить — а лечить пожалуйте за деньги. По всей стране детских садов не хватает, в них — огромные очереди; уровень зарплат сотрудников ниже плинтуса, в результате чего в воспитатели зачастую идут жены гастарбайтеров, которые порой практически не говорят по-русски. Система подушного (нормативного) финансирования поставила под вопрос само существование учреждений дополнительного образования, психологических центров, коррекционных школ — что с ними будет, сейчас не знает никто. Зато средства выделены на бадминтон, олимпиады, чемпионаты мира по футболу (уже в январе Путин намекнул авиаперевозчикам, что хорошо бы фанатов свозить на ближайший чемпионат бесплатно. Авиакомпании намёк поняли) и на пояс Богородицы.
Игумен Ефрем — тот самый настоятель греческого Ватопедского монастыря, находящийся под следствием в связи с финансовыми махинациями в Греции — отметил,
«что после поклонения поясу Пресвятой Богородицы уже были зафиксированы несколько десятков чудесных случаев, например, некоторые паломницы сообщают о том, что получили, наконец, возможность обрести ребенка после безуспешных попыток в течение многих лет.
“После путешествия пояса Богородицы по России будет издана книга о чудесах, которые были совершены”, — сказал игумен Ефрем.
В свою очередь премьер-министр выразил надежду, что это “поможет решению демографической проблемы” в России»[26].
Путину вторит его противник — г. Зюганов. Но если Путин просто считает, что стояние беременных женщин в очередях с давкой на ветру и морозе должно способствовать решению демографической проблемы, то г. Зюганов перед выборами пошёл дальше:
«Г.А. Зюганов вновь с народом — десятками тысячами граждан, пришедшими в центр Москвы, к Храму Христа Спасителя. 25 ноября в День церковных праздников — Святителя Иоанна Милостивого и Иконы Божией Матери “Милостивая” Председатель ЦК КПРФ Геннадий Зюганов посетил и приложился к святыне Православного мира — Поясу Богородицы, пребывающем в Храме Христа Спасителя.
По милости Божией и при упорной работе коммунистов по возрождению России соборно со всем народом нашей страны можно будет отодвинуть сползание нашей Родины в пучину кризиса и беззаконий. За это молются все православные граждане страны и призывают силы небесные помочь народу завершить 20-летний цикл бессмысленных и потерянных лет. И принесение с Афона этой святыни — пояса Божией Материи — знак не случайный. Поэтому, получив благодать от этой православной реликвии, Геннадий Зюганов как лидер крупнейшей оппозиционной партии страны — партии всего народа — готов с верой и решительно завершить предвыборную кампанию КПРФ и выполнить предвыборные обещания партии, всех народно-патриотических сил перед избирателями, гражданами страны.
С помощью Богородицы — заступницы и покровительницы России — это будет сделать легче»[27].
Абсурд? — конечно, абсурд! Вся история КПРФ, все речи её лидеров и всё содержание её нынешнего сайта — это свидетельства непрекращающегося коллаборационизма и бесстыдной демагогии. Но ведь находятся до сих пор те, кто считает голосование за КПРФ протестным голосованием, не замечая той очевидности, что КПРФ — как и все существующие партии — непосредственно участвует в мошенническом балагане с целью понижения интеллектуального уровня народа, чтобы им — народом — было проще манипулировать.
Правда, Зюганову и Ко на некоторых избирательных участках в прошедшие выборы голоса не только списывали, но и приписывали[28]. Никак, молитва помогла! Интересно, что бы сказал товарищ Ленин о таком «коммунисте»? Или товарищ Маркс? Что говорил Маркс об идеологическом использовании религии, мы знаем:
«Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек; чтобы он вращался вокруг себя самого и своего действительного солнца. Религия есть лишь иллюзорное солнце, движущееся вокруг человека до тех пор, пока он не начинает двигаться вокруг себя самого.
Задача истории, следовательно, — с тех пор как исчезла правда потустороннего мира, — утвердить правду посюстороннего мира. Ближайшая задача философии, находящейся на службе истории, состоит — после того как разоблачён священный образ человеческого самоотчуждения — в том, чтобы разоблачить самоотчуждение в его несвященных образах. Критика неба превращается, таким образом, в критику земли, критика религии — в критику права, критика теологии — в критику политики»[29]. * * *
…На одном московском стратегическом ракетном заводе в постперестроечные 90-е годы «инноватор»-директор придумал, как в новые времена вписаться в рынок. И завод вписывался: делал пластмассовые бытовые весы, ящики для хранения овощей, гробы. Однажды директору пришла в голову мысль делать тренажёры, и несколько инженеров тайком в какой-то бандитской «качалке» разбирались (и успешно разобрались!) в иностранных тренажёрах, чтобы затем их воспроизводить на имеющемся оборудовании. Кто-то скажет — «конверсия»! — и будет идиотом, не понимающим азов промышленной экономики. Заставлять уникальные кадры на уникальном оборудовании делать вместо ракет ширпотребный примитив — это даже не гвозди микроскопом забивать. Завод — что от него осталось — работает до сих пор, на нём дорабатывают профессионалы, после которых уже не придёт никто…
…В МИФИ — национальном ядерном университете — летом, между почти пустых корпусов, было замечено скопление народу. Человек 20 взрослых мужиков на территории ядерного университета устраивали — во главе с батюшкой — крестный ход. Рядом с батюшкой с хоругвью шествовал проректор по безопасности — в прошлом полковник КГБ…
Таких эпизодов, уверен, каждый читатель соберёт из собственной повседневной практики немало. Не забывайте, записывайте, а ещё лучше — присылайте! Ведь через некоторое время эта эпоха чудес закончится, и тогда историкам и судьям понадобятся свидетельства. И, я уверен, школьники и студенты будущего будут с трудом верить в эти примеры абсурда и невежества, и наверняка будут находиться те, кто станут уверять в невозможности подобных примеров, в том, что в этот период Россия переживала невиданный расцвет — как сейчас талдычат прикормленные «историки» о николаевской империи.
Современники называли империю другого Николая — Николая I — «империей фасада». Фасад обвалился в результате Крымской войны, и в стране власть нехотя, под угрозой внешнего завоевания и возможных крестьянских бунтов, отменила-таки рабство.
Современная Россия — это тоже государство фасада. На фасаде красуются: Большой театр, реконструкция которого многократно превысила смету, а начало новой жизни театра ознаменовалось обрушившимися декорациями; Сколково и «чудо возрождения православия». Да, ещё будут олимпиада и чемпионат мира по футболу. А перед фасадом властная парочка играет в бадминтон.
Перед крахом Российской империи внимательный наблюдатель, историк М.К. Лемке вёл свой дневник в царской ставке. Он оставил нам выдающееся свидетельство — картину империи на грани краха. Вот часть его — описание дела о хищениях в артиллерийском ведомстве в самый разгар войны, когда русская армия испытывала «снарядный голод»:
«На что же нужны были деньги всем этим мерзавцам? Отчасти — на удовлетворение самых низменных и извращенных страстей. Оказывается, господа воры образовали кружок педерастов, нечто вроде какой-то организации, каждый член которой имел у себя эмблему, найденную при обысках, — золотой мужской член с крылышками… Да, мы идем под гору, мы катимся с нее с быстротой европейского поезда... Совершенно эпоха падения римской империи...»[30].
Читатель, присмотрись внимательнее к окружающему. То, что тебе кажется нормой, то, к чему ты уже успел привыкнуть, несёт на себе следы гниения и распада. Торжествующий абсурд разлагающейся империи фасада может продолжаться ещё очень и очень долго.
Россия теряет XX век со всеми его достижениями и трагедиями. Но если XX века не было — его события и невыученные уроки имеют шанс повториться. Каким будет это повторение, что именно из XX века будет усвоено вопреки всем чудесам — зависит от нас. Начнём же:
«Упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его действительного счастья. Требование отказа от иллюзий о своём положении есть требование отказа от такого положения, которое нуждается в иллюзиях. Критика религии есть, следовательно, в зародыше критика той юдоли плача, священным ореолом которой является религия.
Критика сбросила с цепей украшавшие их фальшивые цветы— не для того, чтобы человечество продолжало носить эти цепи в их форме, лишённой всякой радости и всякого наслаждения, а для того, чтобы оно сбросило цепи и протянуло руку за живым цветком. Критика религии освобождает человека от иллюзий, чтобы он мыслил, действовал, строил свою действительность как освободившийся от иллюзий, как ставший разумным человек...»[31]. 5 ноября – 4 декабря 2011 г. – 23 января 2012 г.
P.S. В цитатах сохранена орфография и пунктуация источников, за исключением явных опечаток.
scepsis.ru
Примечания
1. http://newsru.com/religy/01dec2011/aberglaube.html
2. http://newsru.com/religy/24nov2011/poyas.html
3. http://stav.kp.ru/online/news/1021088
4. http://kaliningrad.kp.ru/daily/25791/2774208/
5. http://www.66.ru/news/society/106803/
6. http://www.babyplan.ru/blog/post/92582/142515
7. http://www.babyblog.ru/community/post/sterility/1691083
8. http://www.forbes.ru/sobytiya-column/lyudi/76824-monastyr-kotoryi-pohoronil
9. http://newsru.com/religy/29dec2011/efraim.html
10. http://www.gazeta.ru/science/2011/11/25_a_3847734.shtml
11. «Уши св. Мартина и доселе лежат в главном соборе Толедо. День св. Мартина празднуется одиннадцатого сентября. К этому дню, пока действовал закон об отрезании ушей каторжникам собор всегда бывал обеспечен “нетленными ушами св. Мартина”. После отмены закона уши пришлось с трудом добывать в университетской анатомичке…» См. рассказ Ярослава Гашека: http://www.gashek.org.ru/razdel-sb-ebook-1241/
12. http://russ.ru/Mirovaya-povestka/Poyas-Bogorodicy-i-postsekulyarnaya-epoha
13. http://russ.ru/Mirovaya-povestka/CHudo-ob-ocheredi
14. На 2005 г. — 8,8%. В 1991 году — 3%.
15. Статистические данные взяты из исследования: Фурман Д., Каариайнен К. Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России. — М.;СПб.: Летний сад, 2007. — 400 с.
16. Например, вот заявление патриарха от 5 декабря: http://newsru.com/religy/05dec2011/wahl.html. А вот — выступление Вс.Чаплина от 23 января: http://newsru.com/religy/23jan2012/chaplin.html
17. Лещинский И. Новые люди // http://scepsis.ru/library/id_2149.html
18. http://www.patriarchia.ru/db/text/1666129.html
19. Там же.
20. http://svpressa.ru/economy/article/27995/
21. http://www.patriarchia.ru/db/text/1666129.html
22. На всякий случай напомню её текст для тех, кто давно не заглядывал в этот малополезный документ: «Статья 14. 1. Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
23. Б.Ю. Кагарлицкий «Мы слишком много знаем…» Интервью журналу «Скепсис» // Скепсис. - №3/4. — 2005. — С. 10 ( http://scepsis.ru/library/id_378.html )
24. Холодов Ю. Уходите, учителя! Уходите // http://scepsis.ru/library/id_3057.html
25. http://ria.ru/edu_news/20111102/478557487.html
26. http://ria.ru/religion/20111126/498711532.html
27. http://kprf.ru/rus_soc/99413.html
28. http://www.facebook.com/photo.php?fbid=10150449971534265&set
29. Маркс К. К критике гегелевской философии права // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 1. C. 415.
30. Лемке М.К. 250 дней в царской ставке. 1916. — Минск: Харвест, 2003. — С. 580. ( http://militera.lib.ru/db/lemke_mk/25.html )
31. Маркс К. Указ. соч. Там же.скачать dle 12.1 Ключевые теги: антирелигиозное |
|
|
|
Другие новости по теме: |
|
|