Сначала несколько цитат:
"К чему вся эта нищета мирских знаний, — читаем в прологе одного из житий VII века, — какую пользу могут принести нам разъяснения грамматиков, которые скорее способны развратить нас, нежели наставить на путь истины? Чем могут помочь нам умствования философов Пифагора, Сократа, Платона и Аристотеля? Что дадут песни нечестивых поэтов — Гомера, Вергилия, Менандра — читающим их? Какую пользу, спрашиваю принесут христианской семье Саллюстий, Геродот, Ливий, историки-язычники? Могут ли Гракх, Лисий, Демосфен и Туллий соперничать своим ораторским искусством с чистым и ясным учением Христа? В чём полезны нам причудливые измышления Флакка, Солина, Варрона, Плавта, Цицерона?” (И. Н. Голенищев-Кутузов. Средневековая латинская литература Италии. -М.: Наука, 1972. - С. 136).
Тот же век. Папа римский св. Григорий — в письме одному из епископов: "Ты, кажется, учишь грамматике - я не могу повторить этого не краснея. Я печален и вздыхаю. Докажи, что ты не занимаешься вздорными светскими науками, и мы будем прославлять господа нашего" (Глухов А. Судьбы древних библиотек. – М.: Либерея, 1992.. - С. 51).
Из античного наследия до нас дошли крупицы. Дело тут и в недолговечности материалов, и в постоянных войнах, и в том, что в то время брандсбойтов ещё не изобрели. Но при этом было и целенаправленное, методичное уничтожение негодных текстов. Поскольку достоверной статистики тут не привести, предположения о том, сколько было уничтожено намеренно, высказывать не буду.
Говорят, что надо благодарить за дошедшие до нас античные книги христианских монахов. которые трудолюбиво переписывали их в библиотеках. Не спорю, переписывали. Но, во-первых, рост библиотек при монастырях связан с указом Карла Великого о том, что монастырям охотиться можно только в таких объёмах, сколько надо для обтягивания кожей книжных переплётов. Хитрый монарх был: популяция зверей продолжала стремительно сокращаться, зато в скрипториях перья заскрипели с удесятерённой скоростью.
Во-вторых, очень часто монахи соскабливали с пергамента произведения языческих авторов и записывали на очищенном месте благочестивые тексты. Так было уничтожено намного больше, чем сохранено. К счастью, первоначальную запись иногда получается восстановить. Под комментариями Августина к "Псалтыри" в 19 веке был обнаружен трактат Цицерона "О республике" (очень популярный в античности, затем исчезнувший). Таким же образом были найдены "Институции" Гая, сочинения Тита Ливия, каталог поэм Гомера и др. [Е.Л.Немировский. Мир книги. - М.: Книга, 1986. - C. 48].
Все это не показалось монахам достойным сохранения, зато они усердно переписали эротические эпизоды из римского романа "Сатирикон" (наверно, жизнь в монастырях скучна была). А что сказать по поводу такого вида монастырского творчества, как подделки, типа «Переписки Апостола Павла с Сенекой», «Константинова дара» или фрагмента Иосифа Флавия о Христе (как минимум одна из двух известных редакций – подправлена переписчиком)?
Что же Институции Гая? Чтобы все поняли, что это за документ, поясню. “Законы XII таблиц" — это первая римская кодификация права (середина V столетия до н. э.), в своей основе это запись права, сформировавшегося из обычаев (например, из привычки римлян судей-взяточников обезглавливать). В течение многих веков они считались в Риме основным источником права. Интересно, что Законы были начертаны на 12 деревянных досках и выставлены на городской площади для того, чтобы никто не мог ссылаться на незнание закона. В ходе экзамена на право перейти из юношей в мужчины требовалось показать знание этих законов наизусть. Но! Этот ценнейший источник до нас не дошёл. Законы 12 таблиц известны лишь в отрывках, которые сохранились в сочинениях римских юристов, из которых наиглавнешее — "Институции" — учебник для римских юридических школ за авторством Гая, правоведа II века н. э.
Эту книгу обнаружил немецкий историк Бартольд Георг Нибур (1776-1831, специалист по античности, иностранный почетный член Петербургской Академии Наук) в 1816 году в библиотеке Веронского собора — он опрокинул чернильницу и, стирая на рукописи пятно, обнаружил следы другого сочинения. Поверх Институций, конечно же, был записан неизмеримо менее ценный богословский текст (послания Иеронима, 8-9 век).
PS. Из целенаправленно уничтоженных церковью библиотек, помимо Александрийской (49 000 книг), следует отметить Кордовскую в Арабской Испании (280 000 томов, сожжены по приказу кардинала Хименеса) и Бану Амора в Малой Азии, (крестоносцы, в 1109 году) (Глухов А. Указ. Соч. – С. 68). О сознательном уничтожении крестоносцами мусульманских библиотек в 12 веке см. также Сусликов Ю. Александрийская библиотека // Азия и Африка. - 1996. - № 8. - С. 76
Ссылки приведены потому, что некоторые факты у определённых людей вызывают неприятие и сомнения.
antoin.livejournal.comскачать dle 12.1 Ключевые теги: антирелигиозное |