Не следует уподобляться «иванам, родства не помнящим» и во всем признавать первенство европейских культурных традиций над нашими. По крайней мере, в том, что касается банных процедур, славяне вполне могут дать фору старому свету. Заметим, что в самых древних источниках нашего письменного культурного наследия, как правило, встречаются упоминания о приверженности наших предков этой самой эффективной гигиенической процедуре. В сохранившемся уставе Киево-Печерской Лавры 966 года монахам предписывалось производить омовение не реже одного раза в неделю, окромя предпраздничных дней и для этого монастырская братия использовала не только бани Киева, но соорудила на территории Лавры несколько собственных «мылень». Предположение о том, что особая приверженность русичей к частому омовению перенята ими у Византии вместе с религиозными верованиями, также следует воспринимать лишь определенной долей достоверности. Языческие обычаи древнеславянских племен к основным божественным стихиям относили огнь и воду, самым ярким проявлением соединения которых и являлся обряд купания в бане, а центральным праздником у древлян был, как известно, день летнего солнцестояния и по сегодняшний день именуемый Иваном Купалой.
В это время просвещенная Европа не только не воспринимала гигиенические процедуры как обязательную составляющую повседневного быта всех слоев населения, но даже высший правящий класс не утруждал себя регулярным мытьем. Достижения Римской империи, внедрившей в быт водопровод и термы, были быстро забыты ее наследниками. При дворе французского короля Карла Толстого, как и его приемника Карла Простого и сами сюзерены, и их свита могла годами не мыться, а единственным способом очистки кожи было вытирание тела мокрым полотенцем и обильное применение сильно пахнущих средств, чтобы отбить запах пота и нечистот. Такая сомнительная традиция укоренилась на века, более того, стала предметом, чуть ли не проявления сексуальности и частью скабрезных анекдотов. Историкам известно письмо Наполеона Бонапарта, написанное им своей тогда еще возлюбленной Жозефине, в котором великий полководец, возвращаясь из далекого египетского похода, призывал последнюю не мыться до его возвращения, чтобы сохранить для любовника свой природный запах. Заметим только, что речь идет уже о конце 18-го - начале 19-го века. Кстати говоря, и медицинская гигиена тоже берет свое начало с трудов российских врачей. Следовательно, популярность в нашем народе банных процедур носит весьма долговременный характер, и является составной частью национальных традиций.скачать dle 12.1 |