Да, это как раз было в понедельник. Включил компьютер, пробежал глазами ленту новостей, прежде чем проверить почту. И застыл.
«Шойгу отправит на фестиваль «Нашествие» танки и БТР». То, что переживаешь сначала, это даже не удивление. Логично ведь: ничего другого русский рок не заслужил. Давно бы следовало. Потом начинаешь думать: а вдруг кровь предков-воинов диктует министру обороны реакцию на слово «Нашествие»? Нашествие – это когда пылает Киев, и в руинах Козельск, и мчат вдоль деревень, превращенных в уголь, кочевники на низкорослых лошадях. Откуда нам, хлеборобам, знать, какие возникают в головах у потомков Чингисхана картины, когда слышат они это слово, тревожное, пахнущее пожаром, боем, добычей?
Но жизнь, как это у нее принято, изящнее и проще, чем любые домыслы. Танки идут в Большое Завидово не для того, чтобы гусеницами в русское поле вдавить пьяных поклонников отечественной музыки. Просто в моде государственное мышление. О чем думает простой человек, видя большое скопище нетрезвых молодых людей? Простой человек думает, что хорошо бы это скопище как-то обойти. Человек государственный думает иначе. Человек государственный думает: раз уж они все здесь зачем-то собрались, так надо подвергнуть их военно-патриотическому воспитанию.
«Вместе мы – сила» – так официально называется акция. Большая страна плавно движется в сторону эстетики большого абсурда. Никого ведь, похоже, – ни чиновников, хотя это неудивительно, ни организаторов, ни музыкантов, – никого не смущает сама идея. А настоящий абсурд там и начинается, где его перестают ощущать.
Даже в позднесоветские времена, когда империя уже трещала по швам, но в газетах еще печатали вести с полей, когда инструкторы из райкомов еще не знали, что скоро они станут успешными предпринимателями, и пытались «налаживать контакт с неформальными молодежными движениями», столь изящный ход был невозможным. Щекастый комсорг мог, конечно, сказать речь о сложности международного положения перед выступлением какого-нибудь ВИА, и странные люди в зале с ним мирились как с неизбежным злом. Как с арендной платой за право провести концерт в районном Доме культуры. Но и только.
Новая версия старой страны требует от гражданина новой искренности. Сплясать на природе, избавиться на пару дней от необходимости принимать душ – это теперь роскошь. Нужно не потерпеть присутствие государства там, где его не может быть по определению. Нужно восхититься, проникнуться его величием. Полюбоваться на железный щит родины. Ощутить себя частью большой боевой машины, надраенной ради праздника.
«Секс, наркотики, рок-н-ролл!» – очевидно, умирающий лозунг. «Рок-н-ролл, танки и БТР!» – скандирует новая Россия.
Иван Давыдовскачать dle 12.1 |