В настоящее время ко второму чтению в Государственной Думе готовится проект закона о защите авторских прав, который в обозримом будущем определит оплату творческого труда, может быть, на поколения вперёд.
Российское государство всегда поддерживало своих творцов. Первый профессиональный писатель Карамзин работал, ежедневно общаясь на прогулках в «зелёном кабинете» с Александром I.
Максим Горький с одобрения руководства страны учредил издательство «Всемирная литература», которое послужило основой «века переводов», и дало работу множеству писателей, и, соответственно, обогатило российское общество.
Владимир Маяковский дал яркий пример того, что государству выгодно платить за идеологическую работу, включающую не только поверхностный «пиар», а формирующую глубинные целеустановки людей. Ведь именно благодаря разбуженному всеобщему энтузиазму масс, при весьма ограниченных тогда финансовых возможностях государства были построены и «город-сад», и тысячи заводов и комбинатов.
Постиндустриальная эпоха пришлась на сложное для страны переходное время.
И сейчас особенно необходимы творцы, которые сделают работу по организации и финансированию производства понятной и необходимой в отечественном сознании.
Профессия писателя в её традиционном понимании в настоящее время, к сожалению, на практике искореняется, поскольку эта профессия, как и всякая другая, предполагает минимальную соответствующую оплату, окупающую время проживания и средства, потраченные на создание произведений.
К примеру, за последние годы у автора этого обращения вышло четыре тома прозы в издательствах «Книжная палата», «АСТ», «Терра».
Том моей прозы «Клубничное время» без указания тиража сейчас широко продаётся в магазинах и через Интернет. За эту книгу, которую я писал десять лет и которая имеет широкий положительный отклик в СМИ, я получил гонорар 9000 (девять тысяч) рублей.
Пишу не только о себе – финансовое положение большинства моих собратьев по перу совершенно плачевное.
В список межведомственной рабочей группы по подготовке проекта закона включены семь чиновников Роспатента, четыре десятка чиновников из Российского авторского общества, Таможенного комитета, из Ассоциации декоративно-прикладных искусств и… только два писателя – Владимир Бояринов и Сергей Алиханов, ваш покорный слуга. Однако мы не услышали реальных цифр и всяческих процентов оплаты писательского труда. Все эти цифры носят примерный характер. И это понятно – список рабочей группы по определению гонораров слишком далёк от писательских проблем.
Совершенно необходимо включить в готовящееся постановление детально проработанные и мотивированные, не заниженные до абсурда минимальные ставки отплаты писательского труда, предусматривающего обоснованную оплату по жанрам – например, в проекте совершенно отсутствует оплата за труд переводчиков! – чтобы защитить писателей от издательского произвола и – совершенно ничтожных! – гонораров, которые издатели предпочитают выплачивать так называемым «чёрным налом». Понятно, что нормальный издательский договор невыгоден частным издательствам. А других – нечастных – сегодня нет. И, скорее всего, не будет.
На проблемах книгоиздания вопросы авторской оплаты не заканчиваются.
Самой прибыльной сферой общественного труда, хотя в это трудно поверить, является производство аудиовизуальной продукции – общий объём мирового производства, связанного с песенной продукцией, превышает шесть триллионов долларов. Это в пять с лишним раз превышает мировой объём торговли оружием и военными технологиями! Однако многим производителям эту цифру выгодно замалчивать.
Оплата песен за весь советский период производилась из расчёта 2% от общей зарплаты исполнителей на всех авторов исполняемого за месяц репертуара. В стране в то время было примерно 75 тысяч ресторанных коллективов, и все авторы песен стремились «попасть в кабак». Поэтому часто советские эстрадные песни писались из двух прихлопов, трёх притопов, чтобы пьяные «лабухи» могли исполнять их на своих расстроенных гитарах.
Закон «кто платит деньги, тот и заказывает музыку» привёл к тому, что за весь советский период появилось не так много популярных в мире песен, хотя такие и имели место, например, «Подмосковные вечера» или «Катюша»…
В настоящее время все FM-радиостанции заполнила разовая низкокачественная песенная продукция, которую крутят за так называемые «промоутерские». Задача таких менеджеров – раскрутить ту или иную группу или «проект», провести с ними на скорую руку несколько гастролей и, получив необлагаемую налогом наличку, немедленно сгинуть с этой группой, и чем быстрее забудутся песни, которые они исполняли, тем лучше и безопаснее. И тут же с новыми однодневными песнями начать новый «проект».
Подобное положение вещей напрямую связано с системой оплаты за песню – от 0,75 до 3% от дохода – радиостанции или концертной деятельности.
Именно такая система оплаты предусматривается и в готовящемся постановлении правительства!
Никакого «дохода», разумеется, никакой бухгалтер не показывает или минимизирует этот доход – это напрямую зависит от честности бухгалтера или хозяев групп, а авторы не получают практически ничего, кроме «чёрного нала», за разовую продажу песен исполнителям.
Горестная судьба отечественной песни мне известна отнюдь не понаслышке – за последние тридцать лет разовый тираж моих пластинок, компактов и кассет превысил 40 миллионов экземпляров. Увы, из-за порочной практики невыплаты авторских гонораров миллионером я не стал. Естественно, и налогов с меня никто не брал – не с чего.
Песни на мои слова исполняет Юрий Антонов «На высоком берегу, на крутом», «Лунная дорожка», музыку на мои слова пишет Шаинский – «По ниточке, по ниточке ходить я не желаю», Крутой – «Буду я любить тебя всегда», Олег Иванов – «Тридцать тысяч дней», Руслан Горобец – «Белая бабочка», Аркадий Укупник – «Летит звезда»… Многие мои песни ежедневно в течение последних двадцати лет звучат по сотням радиостанций и в десятках телепередач.
Я являюсь единственным поэтом – членом песенной секции Союза композиторов России, на которой мы постоянно обсуждаем пути выхода из кризиса отечественной песни.
Пол Маккартни не бегает по FM-радиостанциям, которых только в одной Калифорнии 50 тысяч, и не собирает свои авторские, как это собирается сейчас делать Макаревич. Заказывая музыку, мы тем самым предопределяем её развитие. А когда – благодаря установленной государством правильной оплате труда! – на песенном рынке восторжествуют рыночные механизмы и будут исполняться качественные отечественные песни, которые привлекут слушателей и, соответственно, рекламодателей, только тогда новая русская песня опять появится на мировом песенном олимпе!
В Межведомственной рабочей группе, готовящей правительственное постановление, всё дело свелось к несущественному вопросу, какая организация – Российское авторское общество или мелкие частные конторы – будут собирать, а затем делить между авторами авторское вознаграждение.
Хотя суть проблемы в том, чтобы за разовое исполнение платили не ничтожный процент от несуществующего в бухгалтерских отчётах дохода, а так, как это делается во всём мире – от 10 до 15 центов за разовое исполнение на радиостанции и соответствующий процент от сбора на концертах.
Кроме того, издателям в соответствии с будущим законом необходимо предусмотреть справедливую и достойную оплату авторам новой российской литературы, вместо того чтобы наживаться на поспешно переведённых западных бестселлерах, за которые, кстати, платят более честно и упорядоченно. Западных авторов наши книгоиздатели боятся – они умеют отстаивать свои права в международных судах.
Всё это будет возможно при условии, если Межведомственная рабочая группа всерьёз отнесётся к проблемам оплаты творческих работников. В противном случае русскую культуру ждёт упадок и рабская зависимость от «работодателей», которым на самом деле дают работу и заработок именно творцы культуры.
Отсутствие в нашем законодательстве чётко сформулированного права автора на вознаграждение идёт вразрез с нормами европейского законодательства. Даже в почти «своём» белорусском законодательстве почему-то всё, о чём мы написали, предусмотрено. Но ещё не в России…
Сергей АЛИХАНОВ, академик РАЕН, член Союза писателей России, член песенной секции Союза композиторов России, Литературная газетаскачать dle 12.1 |