Германия - Великобритания - Испания - США, 2006, режиссер Майкл Кэтон-Джонс
Не могу отчетливо сформулировать, чего я ожидала от "Основного инстинкта - 2", зато могу точно сказать, чем были вызваны эти ожидания.
Шарлотта Рэмплинг. Имя, заслышав которое, делают стойку ценители интеллектуального кино. Актриса, снимавшаяся у
Лукино Висконти,
Лилианы Кавани и
Франсуа Озона - причем в последнем случае снявшаяся в одной из сцен ню. Голой, попросту говоря. В свои без малого шестьдесят. Одна из самых экстравагантных и загадочных актрис. В разное время по итогам опросов вошедшая в сотню самых сексуальных кинозвезд, в полсотни самых красивых людей мира, в десятку самых элегантных женщин... Увидев это имя, я представила себе, насколько выразителен и мощен может быть дуэт двух незаурядных личностей:
Шерон Стоун и Шарлотты Рэмплинг. К тому же еще мне припомнился телефильм "Если бы стены могли говорить - 2", где Стоун была в роли лесбиянки Фрэн... А в новом "Основном инстинкте" соблазнительница Тремелл изменяет своей любви к полицейским и переключается на психиатра Майкла Гласса - а Рэмплинг играет его коллегу. Так что, когда я услышала реплику героини Рэмплинг: "Дай ей мой телефон. Я - женщина. Со мной она будет другой", эти слова, при всей банальности, заставили меня затаить дыхание в ожидании...Но увы мне. Рэмплинг и Стоун появляются в кадре одновременно всего секунд на 30 - и при этом даже не разговаривают друг с другом!
Процитированной реплике предшествовала еще одна сцена: на вечеринке психиатров (куда пробралась Тремелл) - и там как будто бы происходит диалог между ними. Но поскольку в кадре мы при этом видим либо Стоун, либо Рэмплинг, но не двоих вместе, то возникает сильнейшее подозрение, что диалог склеенный. Так, вы знаете, делают иногда, если один из занятых в сцене артистов не может присутствовать на съемках. Надевают на статиста подходящий парик и снимают его со спины, а при озвучке накладывают голос. Получается вроде бы диалог. Вроде бы - потому что создать таким способом напряженное взаимодействие, и даже иллюзию его, довольно трудно...
Я не знаю, что это могло быть - любовь, обольщение, глубокое проникновение в душу другого или блестящий интеллектуальный поединок - но диалог Рэмплинг и Стоун просто не состоялся. Грандиозный потенциал пропал втуне.
В этом фильме второстепенные роли получились интересней главных.
Дэвид Тьюлис ("Царство небесное" - госпитальер, "Гарри Поттер и узник Азбакана" - профессор Люпин) появляется в роли плохого полицейского Роя Уошберна, он несимпатичен, даже гадок временами, но тем и занятен. У Рэмлпинг и Тьюлиса живые, подвижные,
индивидуальные лица. А у главных героев - маски.
Сюжетная схема осталась той же, что и в первом "Инстинкте": коварная Тремелл соблазняет умного мужчину, вокруг мрёт народ, а кто убийца, так и останется загадкой. Сюжет держится на паре Кэтрин Тремелл - доктор Майкл Гласс (
Дэвид Моррисси). Однако несмотря на добросовестное обольщение, между ними не возникает "химии", не проскакивает искр. Мы видим долгие крупные планы Моррисси в сцене соблазнения (Тремелл дразнит своего психоаналитика, садясь верхом на стул и широко раскидывая красивые ноги). По идее, она должна быть очень напряженной, по идее, доктор держится из последних сил... Но, как сказал поэт, "на лице...угрюмом не отразилось ничего". Ни внутренней борьбы. Ни желания. Если отвлечься от предысториии, такой портрет можно было бы назвать "утро понедельника". Ну, плохое настроение у человека, вот и всё.
Там, где нужны эмоции, Моррисси не убедителен. Вспышки ярости, колебания, сомнения, страдание - это ему положено по сюжету, но по его лицу этого прочесть невозможно. Пресловутая британская сдержанность? Только в заключительной сцене, когда доктор в психушке симулирует кататонию, ему удалось на мгновение поймать какую-то тень ганнибало-лекторовской усмешки... но тут и фильм кончился.
Актера на главную роль подбирали мучительно. Несколько раз съемки откладывались из-за того, что Стоун отвергала кандидатуры партнеров.
Роберт Дауни мл. начал было работать над ролью, но ему пришлось бросить ее, п.ч. как раз в это время ему предъявили обвинения по поводу наркотиков. Попробовали
Курта Рассела - но ему было неуютно в сценах с "обнаженкой" и от него отказались.
Пирс Броснан отказался сам: роль не понравилась. В числе отвергнутых оказался и
Бенджамин Братт (Рэй Кёртис в сериале "Закон и порядок"), предложенный продюсером - Стоун сказала, что он не достаточно хороший актер. По разным причинам так и не снялись в этой роли
Вигго Мортенсен,
Аарон Экхарт,
Брюс Гринвуд и
Бенисио Дель Торо.
А к тому же, хотя это может показаться странным, и сама Шерон не была единственной претенденткой на роль Тремэлл. Когда в начале съемок начались разногласия с ней, в качестве возможных "двойников" рассматривались
Деми Мур и
Эшли Джад. Шерон Стоун в конце концов согласилась сниматься после того, как было подписано специальное соглашение "pay or play", предусматривающее, что ее работа будет оплачена полностью независимо от того, будет ли фильм снят до конца или нет. Но еще прежде она подавала в суд на продюсеров за то, что они с конца девяностых все время переносили и откладывали съемки, лишая ее возможности сниматься в другом фильме.
Надо ли говорить, что и
Майкл Кейтон-Джонс был не единственным, кого прочили в режиссеры. А в итоге он оказался крайним: именно его Шерон Стоун обвинила в провале фильма.
Пол Верхувен, снявший "Основной инстинкт" 14 лет назад, назвал другую причину:
"Любая эротика под запретом в США. Взгляните на политическую вехушку. Мы живем под правительством, которое постоянно вколачивает в сознание христианские ценности. А Христианство и секс никогда не были хорошими друзьями". Но и с ним согласились не все. Некоторые сказали, что, напротив, в Сети доступно - причем бесплатно - столько разнообразнейшей секс-кинопродукции, что просто странно отдавать 10 долларов за целомудренный "Основной инстинкт"-2... На какое-то время поиск причин, по которым фильм не оправдал надежд, стал своего рода интеллектуальной игрой критиков и любителей. В ней еще не поздно поучаствовать.
Ольга Сульчинская.
Дирижабль