С каким удовольствием мы хохочем над американцами, которые страдают от ожирения, играют в бейсбол, преданно любят Микки-Мауса и трепещут перед психологами. Американцы кажутся нам глуповатыми и бездуховными. При этом мы самодовольно противопоставляем им себя – ну мы-то не такие, у нас все в порядке. И, тем не менее, вольно или невольно, осознанно или нет, по полной программе «импортируем» то, над чем потешаемся. Хотя американский образ жизни гораздо более уместен в Америке, чем у нас. И конечно, здесь он выглядит куда более курьезно, чем на родине. Вот некоторые наблюдения из нашей повседневной жизни, которые, возможно, отобьют у некоторых охоту смеяться над американцами (которые, по большому счету, вовсе не виноваты, что именно в их стране функционирует Голливуд и что Билл Гейтс – их соотечественник) и заставят «на себя оборотиться»...
* * *
Америка коварно проникает в нас через пищевод – в виде общеизвестных черной газировки, бутербродов с говяжьими котлетами – «гамбургеров» – и жареной картошки с таинственным названием из трех букв – «фри». В студенческую пору своей жизни со своим приятелем Ромкой мы сочинили достойный «ответ Чемберлену» – противопоставили «гамбургеру» – «черкасбургер» – бутерброд из украинского хлеба и сала (или тушенки), политый томатным соусом «Краснодарский». По соотношению цена-качество наш продукт не оставлял заокеанскому аналогу никаких шансов.
* * *
Кока-кола и закусочные «фаст-фуд» (еда по-быстрому) настолько прочно ассоциируются в нашем сознании с Америкой, что в некоторых крупных украинских областных центрах, где нет дипломатических представительств США, антиамериканские демонстрации и пикеты проводятся организаторами у фасадов местных «МакДональдсов».
* * *
Пресловутая кока-кола не более опасна для нашего организма, чем какой-нибудь отечественный лимонад неестественно зеленого цвета, у которого состав вкусовых добавок и красителей займет пол-учебника по химии. «МакДональдсы» нам тоже не страшны – мы их облагородили. Наши люди сделали их местами почти культурного отдыха – ходят в эти закусочные по выходным целыми семьями, с детьми – так раньше посещали детские кафе с мороженным и молочными коктейлями перед походом в кинотеатр. Правда, полезность предлагаемых в таких закусочных блюд для человеческого организма – вопрос отдельный.
* * *
Голливуд пустил прочные корни не только в наших телеящиках. Многие из нас приобрели неумную привычку в разговоре вставлять к месту и не к месту шаблонные фразы и словечки из голливудских фильмов (особенно боевиков) типа «аста ла виста, бэйби», «даже не думай об этом» и т.д. Список этих малоуместных в нашей речи выражений пополняется и обновляется – Голливуд на месте не стоит. Еще будучи человеком нецерковным, я тоже злоупотреблял «киношной» лексикой. Самой любимой была фраза, обычно завершавшая беседу, произносимая на прощанье – в боевиках ее обычно произносит главный герой за мгновение до того, как отправить какого-нибудь злодея (монстра-мутанта, робота-убийцу, советского майора) к предкам. Фраза эта: «встретимся в аду...» Сейчас как вспомню, скольким людям я назначил
там свидание – становится страшно, уже без шуток, ведь «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12:36).
* * *
Неприятно, что голливудские стандарты принимаются в качестве определяющих уже, например, и в российском кино – очень популярном у нас в силу культурной близости. Об этом пишет о. Андрей Кураев в недавно вышедшей книжке «Ответы молодым» – он говорит о целой волне российских кино- и телебоевиков, повествующих о суровых буднях бандитов, отморозков, «кротов» и т.д. Образы эдаких бравых парней, даром что злодеев и преступников (подумаешь, мелочь), красочно и романтично нарисованные режиссерами-конъюнктурщиками, легко западают в души подрастающего поколения, ищущего и определяющегося.
* * *
Еще одно проявление «ползучей» американизации, имеющее место и у нас на Украине – обилие телевизионных ток-шоу. Вспомните, лет десять назад бушевала эпидемия сериаломании – пристрастия к латиноамериканским мыльным операм, особенно поразившая старшее поколение. Где эти сериалы, кто их сейчас смотрит? Нет, сегодня мы с интересом следим за выяснением отношений какой-нибудь неблагополучной супружеской пары в передаче «Двери-Форточки». Пристрастие к подобным программам отупляет человека сильнее любых сериалов.
* * *
Что до музыки, по-моему, Америка у нас сегодня «не в фаворе». Бритни Спирс успела утомить своими перегруженными смыслом песнями («упс, хей, крэйзи, бэйби») даже непереборчивых подростков. Интерес слушателей вызывают разнообразные этнические направления в популярной музыке (популярной – вовсе не значит «попсе»). Даже мизантропический «Раммштайн» стал очень любим нашими пэтэушниками во многом за исполнение своих мрачных баллад именно на немецком, а не английском языке. К народному искусству тяготеют даже отечественные рэперы – и вовсе не форме «стеба», прикола, а искренне. Честно говоря, такая народность уже начинает надоедать, но уж лучше она, чем какой-нибудь «Децл» с дрэдами растамана и папой-олигархом...
На заре 90-х «Наутилус-помпилиус» развенчал «американскую мечту» в замечательной песне «Гудбай, Америка»: «Нам стали слишком малы твои тертые джинсы, нас так долго учили любить твои запретные плоды». Перестав быть запретными, плоды быстро набили оскомину. Однако многим из нас уже много лет так и не удается снять эти самые «тертые джинсы», которые гораздо более к лицу нашим американским собратьям.
Так не пора ли вместо того, чтобы критически ухмыляться в телевизор, взглянуть в зеркало?
Александр ПЕЧОРИН
скачать dle 12.1