Частные пункты приема металлолома - пожалуй, один из последних пережитков эпохи дикого российского капитализма девяностых. Сколько бы ни писалось и говорилось на эту тему, но сколоченные из листового железа неопрятного вида будки по-прежнему горделиво возвышаются от Калининграда до Владивостока. Любые попытки местных властей хоть как-то ограничить деятельность бойких предпринимателей наталкиваются на прорехи в российском законодательстве.
Нашествие варваров
Пионеры, на добровольно-принудительных началах собиравшие действительно бесхозный лом, канули в прошлое. А на их место пришли бомжи и граждане, официально именуемые «лицами без определенных занятий». Соответственно и сам сбор металлолома превратился в занятие, квалифицируемое в Уголовном кодексе как «кража».
Главными объектами охотников за металлом стали садоводства и железные дороги, наименее защищенные от преступных посягательств. Недаром пункты приемы металла расположены обычно либо возле стальной магистрали, либо на окраине садоводческого массива.
Дело дошло до того, что наличие дачи вдали от железнодорожной станции стало считаться благом. Ибо коммерческими маршрутками металлисты, как правило, не пользуются, предпочитая «бесплатные» электрички.
Однако в садоводствах хищение кастрюль, леек или металлической кровли наносит лишь материальный ущерб. Иное дело транспорт. По словам начальника Октябрьской железной дороги Виктора Степова не проходит дня, чтобы не было зафиксировано случая обрыва контактных проводов потомками чеховского злоумышленника. Когда в минувшую пятницу из Москвы в Петербург мчался ЭР-200, устанавливая рекорд скорости, на пути его следования дежурили 850 человек с собаками, дабы не допустить авария скоростного электропоезда с VIP-пассажирами. Впрочем, еще более жесткие меры по охране не спасли от повреждения 650 метров железнодорожного кабеля накануне саммита.
С железнодорожных путей тащат все: от медных электроперемычек и кабеля до проводов с линий электропередач и связи. Преступники не останавливаются и перед демонтажем энергооборудования, находящегося под высоким напряжением. Любая подобная кража может обернуться крушением поезда и гибелью людей.
Достается и телефонным коммуникациям. Даже из водоводов умудряются вырезать десятки метров труб. Как ни прискорбно звучит, но уже давно перестали шокировать кражи изделий из цветных металлов с кладбищенских памятников и мемориальных комплексов.
Нас не догонишь
Поймать вора-металлиста с поличным достаточно трудно. К каждой шпале или домику в садоводстве приставить по охраннику нереально. Да и кражи металла, попадающие в милицейскую статистику, составляют лишь вершину айсберга. Большинство тех же садоводов попросту не заявляют в милицию.
Как правило, у официального пункта приема лома есть несколько заготовителей, которые возглавляют временные и передвижные приемные пункты. Заготовители готовы принимать краденый металл в любое время дня и ночи – естественно, без всяких документов. Сам металл хранится на приемном пункте не более двух суток, и проследить его дальнейшую судьбу практически невозможно.
Бывает, что и сотрудники правоохранительных органов, не желая портить и без того неприглядные показатели раскрываемости, отказывают в возбуждении уголовного дела, мотивируя незначительностью нанесенного материального ущерба.
Впрочем, автор отнюдь не хочет мазать черной краской всю милицию. Ведь основная часть похитителей поймана именно благодаря бдительности нарядов патрульно-постовой службы. Бывают, что преступники оказывают при задержании отчаянное сопротивление. Несколько лет назад на станции Пери Всеволожского района во время погони за пассажиром электрички, перевозившим краденый металл, был убит старший сержант транспортной милиции.
Вся надежда на Кремль
Число продающих квартиры в Петербурге и переезжающих в Ленинградскую область спившихся деклассированных элементов будет расти и впредь. Значит, нас ожидает и дальнейшее увеличение краж. До тех пор, пока похищенный металл можно продать. И потому тотальное закрытие всех частных пунктов приема металлолома представляется единственной спасительной мерой.
7 августа Законодательное Собрание Владимирской области приняло решение обратиться в Государственную Думу с предложением ввести государственную монополию на скупку металлолома и ужесточить карательные санкции как за самое хищение металла, так и за его незаконные прием и перепродажу. Кстати, с подобной инициативой владимирцы выступают уже в третий раз.
Есть сведения, что предложение владимирских депутатов уже нашло понимание в Комитете Государственной Думы по энергетике, транспорту и связи. Кроме того, мэр Москвы Юрий Лужков пообещал поддержку со стороны Госсовета.
Надо полагать, что идея владимирских депутатов найдет понимание и в Ленинградской области. Тем более что ленинградские парламентарии по инициативе депутата Ивана Козлова уже не раз поднимали вопрос о необходимости покончить с полулегальными пунктами приема металлолома.
Хочется верить, что на этот раз у федеральной власти хватит мужества пойти наперекор металлическому лобби и принять предложение владимирских законодателей.
Владислав Гольянов
скачать dle 12.1