Найдена самая разреженная планета Автор: Al13    18-09-2006, 12:56    Категория: Любопытно

Используя сеть небольших автоматически управляемых телескопов HAT, астрономы Смитсоновского института ( Smithsonian Institution) открыли планету, не похожую ни на одну из известных науке.

Объект, получивший обозначение HAT-P-1, вращается вокруг одной из звёзд, находящейся от нас на расстоянии 450 световых лет — в созвездии Ящерицы.

"Возможно, мы наблюдаем планету совершенно нового типа", — сказал Гаспар Бакос (Gaspar Bakos), участник проекта Hubble. Бакос также известен тем, что он спроектировал сеть HAT и стал главным автором статьи об этом открытии, подготовленной для "Астрофизического журнала" (Astrophysical Journal).

Радиус открытой планеты в 1,38 раз больше, чем у Юпитера. Однако, несмотря на такой внушительный размер, её средняя плотность составляет лишь половину юпитерианской.

"Плотность этой планеты — примерно четверть плотности воды, — сообщил Бакос. — Для других миров это как огромный шар, сделанный из пробки. Так же, как и Сатурн (известный малой плотностью), она могла бы плавать в гигантском бассейне с водой, но глубина её погружения была бы в три раза меньше".

HAT-P-1 вращается вкруг родительской звезды, входящей в двойную систему ADS 16402, которую можно наблюдать даже в бинокль. Расстояние между этими звёздами в полторы тысячи раз превышает дистанцию от Солнца до Земли. Они похожи на наше Солнце, но примерно на 900 миллионов лет моложе.

Кстати, HAT-P-1 — не единственная планета с таким необычным статусом. Первая обнаруженная планета HD 209458b, вращающаяся вокруг звезды, также оказалась крупнее, чем ожидалось по теории, — на 20% (об этом мы упоминали тут). Для HAT-P-1 превышение оказалось ещё больше — 24%.

"Из одиннадцати известных планет, пересекающих диск своей звезды, две обладают меньшей плотностью, чем предсказанная, — сказал Роберт Нойес (Robert Noyes) из Смитсоновского института, один из соавторов работы. — Мы не можем считать HD 209458b просто случайной находкой. А новое открытие убеждает в том, что в наших теориях о формировании планет чего-то не хватает".

Мембрана