Московские автовладельцы все больше и больше времени проводят в пробках. Корреспондент «Профиля» выяснил, что большинство из них тратят эти минуты и часы в общем-то бездарно. А могли бы — иначе!
Счастливо избавлен от проблем с пробками руководитель Центра организации дорожного движения Москвы Сергей Попов. В его канцелярии нам уверенно сказали, что Попов приезжает на работу в здание мэрии на Новом Арбате к 8 утра и покидает его после 8 вечера. Другим, чтобы не стоять в пробках, советует делать так же.
Однако не все столь удачливы, как господин Попов.
«Пробочной» статистикой ведают люди из НИИ Генплана Москвы. В отделе транспорта этого института пришли к следующим выводам: почти четверть (24%) водителей проводят в московских автомобильных пробках ежедневно до 45 минут. От 40 минут до часа — 17,9% автомобилистов. А динамика такова — по данным на ноябрь 2004 года, в пробках жители столицы проводили лишь полчаса в день.
С приближением Нового года, правда, вся эта статистика окажется блефом. Судя по прошлой зиме, движения в центре Москвы не будет вовсе. У москвичей появится уйма свободного времени. Но за рулем. Как же они им распорядятся?
Нос.
Исследование «Профиля» показывает, что индустрия «пробочного» досуга пока находится на унылом пещерном уровне. Третьим по распространенности занятием за рулем после курения и разговора по мобильному телефону является ковыряние в носу. Причем никто из опрошенных нами не сказал, что сам ковыряет в носу. Однако все «рассматривают окружающих и подсчитывают ковыряющих в носу». Занятие это приписывают исключительно мужчинам.
— Если оглянуться в плотной пробке — можно увидеть троих-четверых мужчин, тщательно изучающих свой нос, — говорит «Профилю» микробиолог, фанатик машин Наталья Колготина. — Если распределить зоны по интенсивности ковыряния — МКАД будет на первом месте. В пробках центральных — на Тверском бульваре, напротив здания МИДа — ковырять в носу начинают заметно меньше. На Лубянке и набережной у Кремля вообще перестают ковырять в носу.
Микробиолог связывает это с ложными, по ее мнению, постулатами конспирации. По ее мнению, мужчины уверены, что на МКАД и в отдаленных районах ковыряющий в носу водитель не так заметен. В центре же он неорганичен.
— Возможно, — уточняет Наталья, — у стен Кремля или здания МИДа мужчина чувствует некоторую ответственность и не позволяет себе слабостей.
«Гомолэндия»
Сотовые компании пытаются разбавить угрюмое времяпрепровождение в пробках, продвигая новые игры для мобильных телефонов. Так, для NIKITA Mobile неизбежные автомобильные пробки — это не зло, а рекламный ход и бизнес-пространство. «Вам будет чем заняться в пробке» — гласит их рекламный слоган. И вот чем предлагают заняться.
«Горячие девушки ждут вашего веника!» (мобильная игра для пробок «Красотки в бане»). Суть в следующем: вы паритесь в бане с женщинами. Но чтобы они раздевались, нужно проявить невероятное умение банщика и ловкость рук. Чем лучше вы орудуете веником, тем охотней женщины расстаются с купальниками. Дамы иногда выглядят дико — и раздетые пугают.
В другом произведении против тоски автомобильных заторов в сотовый телефон предлагают поселить маленьких и довольно гнусных человечков. Всего их 14. И за ними необходимо приглядывать. Вот некоторые из них: шустрый гном, делающий карьеру в офисе, спортсмен, повар, жиголо. Жиголо можно встретить в баре, гнома — в библиотеке. Всю ораву нужно вовремя помыть, покормить и уложить спать. В общем, нервная история.
— В пробках наступает такое оцепенение, что человек готов следить за виртуальным жиголо, лишь бы не тронуться от скуки, — объясняет «Профилю» представитель компании NIKITA Mobile Илья Бабицкий. — Это очень динамично развивающийся сегмент мобильных развлечений.
Динамичней всего в нашем обществе развился «Лесник в Гомолэндии». Игра совсем не толерантная: по экрану мобильного телефона бродит бородатый тип и уничтожает гомосексуалистов, упрямо вылезающих из кустов.
Мертвец
И ковыряние в носу, и борьбу с гомосексуалистами считают непроходимой тупостью московские флэшмоберы. В пробках они предлагают заняться куда более интересными вещами. Никита Стравинский — ключевой человек московской флэшмоб-группы — поведал нам, что в пробках он притворяется мертвецом.
— Сидя за рулем, закидываю голову, открываю пасть, высовываю язык, — объясняет замысел Никита. — Главное — не реагировать ни на какие сигналы. Можно при этом включить на полную мощность радио «Шансон».
Есть «облегченный вариант» этой же темы — притвориться спящим.
Вот еще развлечения «умных толп»:
— ругаться с соседом слева, обзывая его «помехой справа»;
— с ужасом на лице и с дикими комментариями изучать атлас автодорог;
— разговаривать по телефону, называя собеседника «Владимиром Владимировичем» и повторяя: «Будет выполнено».
Медитация
Наконец, на самом верху в иерархии наших обитателей пробок находятся те, кто в пробках учит стихи. На этой же ступени обитают люди, считающие, что пробка — это избавление от мирских проблем и бесплатный опыт медитации. Подобную медитацию хорошо должны помнить люди, отстоявшие в советских очередях. По мнению социопсихолога Ольги Румянцевой, в современную Москву возвращается уникальный опыт потусторонней скуки.
— Скука эта жила в советских очередях, — говорит Румянцева. — Глядя друг другу в затылок перед окном пункта приема стеклотары, человек мог постигать невероятные глубины собственного подсознания. Уйти из очереди было невозможно. И человек начинал медитировать.
Когда исчезли очереди, постсоветский человек, по мнению Румянцевой, просто перестал мыслить. И только сейчас — с появлением заторов на дорогах, этих реинкарнаций очередей — мыслительный процесс вновь возвращается в головы. Наблюдатели считают, что при катастрофически неверной градостроительной политике, особенно проявляющейся в Москве в области строительства новых дорог и развязок, у москвичей вскоре появится столько времени, что они смогут понять самое главное: источником страданий являются «жажда удовольствий, жажда бытия и жажда могущества». А вовсе не пробки.
Антон Елин
Журнал "Профиль"
скачать dle 12.1