Самый легендарный российский игровой программист - это, конечно, Алексей Пажитнов, автор Тетриса. Легенда гласит, что рядовой российский программист создал гениальную игру, которая обошла весь мир, размножившись миллионами копий, но не принесла своему создателю ни копейки. Нельзя сказать, что это неправда. Действительно: и Тетрис завоевал неслыханную популярность, и Пажитнов не получил причитающихся ему доходов полностью. Однако история распространения Тетриса полна нюансов, о которых известно немногим...
Работник ВЦ АН СССР Алексей Пажитнов время от времени пописывал несложные игрушки. Как часто случается, Тетрис родился не от хорошей жизни - Алексею пришло в голову запрограммировать классическую головоломку Пентамино так, чтобы фигуры падали, поворачиваясь вокруг центра тяжести. Однако мощности Электроники-60 для таких вычислений не хватало, и задачу было решено упростить - усечением у пентамино пятого элемента. Так родился Тетрис - программа, написанная за две недели на народном русском языке программирования Pascal.
Шестнадцатилетний школьник Вадим Герасимов портировал игрушку на IBM PC, после чего о Тетрисе узнала вся столица, а затем и страна. Через год Тетрис, благодаря братьям по соцлагерю из Будапешта, появляется на платформах Apple II и Commodore 64. Примерно в это же время программа попадает к британскому бизнесмену Роберту Штейну, венгру по национальности, который время от времени заезжал на историческую родину, чтобы посмотреть, не наваяли ли чего великого венгерские кодеры. Штейн в восторге от игрушки и, недолго думая, продает часть прав на Тетрис компании Mirrorsoft, принадлежащей британскому медиамагнату Роберту Максвеллу. Как именно это произошло - не совсем понятно. Но то, что Штейн приехал договариваться о покупке прав у реальных правообладателей спустя несколько месяцев после заключения сделки, - исторический факт.
Русские, как и полагается, не сдаются, отказываясь продавать Штейну права на Тетрис на его условиях. Тем временем две компании Максвелла - британская Mirrorsoft и американская Spectrum Holobyte - выпускают свой вариант Тетриса, под завязку нагруженный советским колоритом.
Вполне возможно, что о Пажитнове так бы никто и не узнал, если б не пронырливость журналистов CBS, представивших всему миру настоящего автора популярной игры. После показа интервью с Пажитновым позиции Штейна пошатнулись - понятно, что свои поездки в Москву и безуспешные попытки договориться с советскими организациями он не афишировал. Как не афишировал, мягко говоря, сомнительное происхождение своих прав на эту игру.
Пока суд да дело, Mirrorsoft продает лицензию на создание консольных версий Тетриса компании Bullet-Proof Software, сотрудничающей с Nintendo. За короткое время Bullet-Proof Software удается продать порядка двух миллионов картриджей для приставок Famicom. В России, разумеется, за этим особенно не следят - кому какое дело до японских игровых приставок. Между тем ситуация накаляется. Nintendo собирается выпустить на рынок Boy, однако не совсем ясно, имеет ли право Bullet-Proof Software создавать версии Тетриса для карманных игровых устройств. Штейн, который, похоже, совсем запутался в том, какие права ему принадлежат, а какие нет, - отказывает Bullet-Proof Software без комментариев. Глава Bullet-Proof Software Хенк Роджерс (Henk Rogers) появляется в Москве, чтобы выяснить, что происходит, и, как оказывается, проинформировать чиновников из объединения Электроноргтехника об успехах своей компании. Демонстрация картриджа для Famicom производит эффект разорвавшейся бомбы - ни у кого прав на издание консольных версий Тетриса нет и быть не может.
К этому моменту у Штейна уже есть права на версии для ПК (полученные от советской стороны), и он пытается купить еще и права на не менее благодатный рынок игровых консолей и игровых автоматов. В Москве находится и сын Роберта Максвелла - Кевин, для которого запутанная история тоже оказалась новостью. Результатом чуть ли не детективной интриги становится подписанный Электроноргтехникой контракт с Nintendo на несколько миллионов долларов. Штейн и Максвелл вынуждены довольствоваться крошками со стола. Впрочем, крошек, надо полагать, скопилось вполне достаточно: по самым скромным оценкам, в мире продано более 30 миллионов Boy, а количество проданных Тетрисов - включая версии для ПК и специализированные карманные игровые устройства - исчисляется, вероятно, сотнями миллионов.
Алексей Пажитнов, как упоминалось выше, не получил никаких процентов от продажи Тетрисов. Однако совсем без вознаграждения он не остался. Государство, по слухам, подарило ему 286-й компьютер и обеспечило квартирой. В 1988 году при поддержке Роджерса он организовывает компанию AnimaTek, а в 1991-м вместе с ней переезжает в США. Несмотря на относительную неизвестность этой компании, многие игроки сталкивались с результатами ее трудов: разработки AnimaTek применены, например, в известной стратегии Age of Empires от Microsoft. Роджерс тем временем почти полностью переключился на получение доходов от Тетрис, организовав сначала компанию Blue Planet Software, а затем - компанию Tetris.
В 1996 году Алексей перешел в Microsoft, где под его руководством был выпущен набор головоломок Pandoras Box, получивший несколько престижных наград. Непосредственно программированием Пажитнов уже давно не занимается.скачать dle 12.1 |