Этот год, по мнению многих экспертов, может стать годом индустрии трехмерных развлечений. На рынке уже доступны устройства с поддержкой 3D, множество продуктов находятся в разработке, а киностудии активно работают над созданием соответствующего контента. Но так ли безоблачно будущее 3D?
Как отмечает профессор-офтальмолог из Калифорнийского университета Беркли Мартин Бэнкс (Martin Banks), просмотр стерео 3D фильмов может вызывать семь различных перцептивных проблем. Наиболее уязвимой категорией зрителей являются дети. Одной из главных проблем, которая сейчас активно исследуется учеными, является так называемый конвергентно-аккомодационный конфликт. Пользователи при просмотре 3D контента подвергают свои глаза большой нагрузке. Ведь для того, чтобы увидеть трёхмерное кино, глазам приходится вести себя совсем иначе, чем в реальной жизни.
По утверждению Бэнкса, проведенные эксперименты показали, что просмотр 3D-фильмов может вызывать различные неприятные симптомы у зрителей, в частности, усталость и головную боль. В последних 3D-фильмах, таких как популярный “Аватар”, конвергентно-аккомодационный конфликт сведён к минимуму. Но при уменьшении расстояния до дисплея эффект стремительно усиливается по нелинейному закону. И если в кинотеатрах это расстояние остаётся довольно большим, то при домашнем просмотре есть шанс основательно подпортить себе зрение. Особенные опасения ученые высказывают касательно детей, которые, увлекшись интересным развлечением, забывают о мерах предосторожности.
Бэнкс и его коллега Симон Уатт (Simon Watt) из Бангорского университета Уельса независимо работают над созданием технологии, которая бы позволила устранить негативные влияния 3D. Они разрабатывают так называемые дисплеи с мультифокальными плоскостями, которые снижают нагрузку на глаза.
На сегодняшний день проблема исследована недостаточно, хотя некоторые небольшие шаги в этом направлении уже делаются. Так, компания Panasonic занялась финансированием проектов в Университете Южной Калифорнии по изучению влияния просмотра стереоскопического контента на разные категории людей. По мнению старшего аналитика Insight Media и члена консорциума 3D@Home Криса Чиннока (Chris Chinnock), корнем проблемы являются не дисплеи, а низкокачественный контент. Чиннок считает, что уже через год-два рынок будет насыщен качественным 3D-видео, но в то же время выражает обеспокоенность возможностью массового появления некачественного любительского трехмерного видео.
Напоследок приведём данные одного исследования, которое проводилось в декабре прошлого года организациями ETC и Consumer Electronics Association. Как оказалось, из 1914 опрошенных взрослых зрителей 12% пожаловались на неприятные симптомы после просмотра 3D-фильмов.
3dnews.ruскачать dle 12.1 |