Нет более противоречивой фигуры на дороге, чем инспектор ГАИ. Но несмотря на сложные и не всегда однозначные взаимоотношения между автовладельцами и инспекторами, единственным способом обеспечить их сосуществование на дороге может стать только сотрудничество и взаимопонимание. Профессиональные водители уверяют, что уменьшить количество аварий и уберечь нервы можно очень простым способом — только знать и использовать нигде не прописанные, но выработанные практикой правила дорожного этикета, сообщает информационно-аналитический портал Inpress.ua.
История украинской ГАИ берет свое начало 14 апреля 1997 года, когда Кабинет Министров утвердил «Положение про Государственную автомобильную инспекцию Министерства внутренних дел». При этом как таковая служба была основана в далеком 1936 году в составе Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР.
В первые годы деятельности молодой Госавтоинспекции не хватало ни квалифицированных кадров, ни патрульных машин, ни радиосвязи. При этом задания, которые получали работники ГАИ, практически отвечали современным требованиям, а именно:
- борьба с аварийностью и похищением автотранспорта;
- разработка технических норм и параметров эксплуатации автотранспорта;
- наблюдение за подготовкой и воспитанием водительских кадров;
- количественный и качественный учет транспорта.
Во время Великой Отечественной войны на плечи Госавтоинспекции легли задания повышенной сложности. Часть работников принимали участие в военных действиях, а те, кто остался в личном составе, проводили мобилизацию автотранспорта на фронт, следили за соблюдением правил светомаскировки во время бомбардирования немецкой авиации, гасили пожары и спасали людей из-под обломков, пишет официальный сайт Госавтоинспекции.
В послевоенный период большое количество автомобилей и мотоциклов из армии было направлено в народное хозяйство. Кроме организации и контроля над дорожным движением, работники ГАИ принимали активное участие в обновлении автомобильного парка страны. В середине 50-х годов выпуск отечественных автомобилей превысил довоенный уровень в 2,5 раз. В это время возникает острый вопрос предупреждения и профилактики дорожно-транспортного травматизма.
В первой половине 60-х годов начали набирать силы единственные в то время «Правила движения по улицам и дорогам». Начинается использование индикаторных трубок для выявления водителей в состоянии алкогольного опьянения, сооружаются первые стационарные посты для осуществления надзора над загородными дорогами, осваивается производство экзаменационных аппаратов для оценивания теоретических знаний будущих водителей. В 70-х годах значительно улучшается техническая база ГАИ: появляется радиолокационные измерители скорости транспортных средств, вертолеты и патрульно-санитарные автомобили.
В конце 1990-х с переходом на рыночную экономику в Украине не только значительно увеличилось количество автомобилей, но и интенсивность их использования. Как следствие — рост количества дорожно-транспортных происшествий и погибших, а также уровня преступности на трассах. Все эти обстоятельства подтвердили необходимость усиления контроля со стороны Госавтоинспекции, укрепления и расширения ее структуры. В связи с этим дорожная милиция Украины запустила процесс модернизации и переустройства.
Сегодня Госавтоинспекция выполняет задачи, поставленные Министерством внутренних дел Украины, принимает участие в подготовке законопроектов, контролирует ход исполнения нормативных актов в сфере гарантирования безопасности движения, разрабатывает новые обучающие программы и проводит активную работу по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Как и раньше, приоритетными заданиями Госавтоинспекции является гарантирование безопасности дорожного движения, борьба с преступностью на трассах, предоставление помощи всем участникам дорожного движения, поиск украденных транспортных средств, предупреждение аварийности.
Конечно же главная задача инспектора ГАИ — обеспечить безопасность движения. Поэтому инспекция распространила список факторов, существенно влияющих на вождение.
По данным ГАИ, такими факторами являются размер машины, разговоры по телефону, превышение допустимой скорости, наличие подушек безопасности и антиблокировочной системы тормозов, неправильные запахи в салоне, а также отказ от использования ремней безопасности и удерживающих кресел для детей.
Размер машины
При ДТП у водителя и пассажиров автомобиля класса A вероятность погиб-нуть увеличивается в 50 раз в отличие от тех, кто находится во внедорожнике. К такому выводу пришли специалисты Британского министерства транспорта, изучив последствия более 1000 происшествий на дорогах и сотни полицейских отчётов. Под конец они вывели следующую формулу: для водителей авто мини или среднего размера при сильном лобовом столкновении шанс погибнуть составляет 1:200; для водителя джипа или паркетника вероятность уменьшается до 1:10.000.
Разговоры по телефону
Статистика дорожно-транспортных происшествий показывает, что водители, которые разговаривают по телефону за рулём, в 4 раза чаще попадают в аварии. Такие данные опубликовала Администрация безопасности дорожного движения США (в России такой статистики не ведётся). Чем моложе водитель, тем он больше болтает и тем чаще попадает в опасные ситуации на дороге. В десяти штатах Америки уже запретили молодым и начинающим автолюбителям пользоваться мобильниками за рулём даже при наличии гарнитуры: hands free освобождает руки, но мешает слышимости — человек может не разобрать предупреждающих сигналов.
Лишние 5 км/ч
Последние исследования учёных австралийского университета Аделаида показали, что если водитель при скорости 60 км/час прибавит газу на лишние 5 км/час (то есть станет ехать 65 км/час), то увеличит шансы попадания в аварию в два раза. При скорости 70 км/час риск увеличивается в четыре раза. На таких скоростях водителю остаётся совсем мало времени, чтобы среагировать на опасную ситуацию. Увеличивается в этой ситуации и тормозной путь.
Подушка безопасности и АБС
Активные устройства безопасности на самом деле спасают в экстренных ситуациях. Но водители, зная о такой подмоге, начинают лихачить. Интересный факт: в США водители машин без АБС и подушек попадают в серьезные аварии реже, чем владельцы современных авто. Американские учёные из университета в Пардью заявили, что водители слишком доверяют системам безопасности: последние хоть и доказали свою эффективность, однако перекладывать на них всю ответственность за дорогу не стоит.
Неправильные запахи
Запахи тоже могут привести к аварии, уверяют учёные из британского фонда RAC и публикуют список ароматов, которые нежелательны для салона авто: — запах гамбургеров и свежевыпеченного хлеба приводит к тому, что водители становятся более раздражительными и превышают скорость; — ромашка, жасмин и лаванда делают водителей чересчур расслабленными и притупляют их реакцию; — запах свежескошенной травы и цветов вызывает у водителей ностальгию и снижает их внимание и скорость реакции; — запахи некоторых духов и мужских одеколонов вызывают у водителей фантазии и заставляют их забыть о дороге.
Ремень безопасности
Ремень до сих пор остаётся самым эффективным средством спасения. В случае аварии ремень увеличивает шанс выжить в четыре раза. Травматологи из Университета Токио изучили более 100 тысяч ДТП и провели несколько крэш-тестов. Они показали, что непристёгнутые водители и передний пассажир часто получают смертельные травмы при ударе о лобовое стекло, торпедо и руль. А вот пассажир заднего сиденья рискует не только своей жизнью, но и жизнью впереди сидящего: при сильном ударе он катапультируется вперёд, врезаясь в голову и шею водителя. Если же манекен, изображавший пассажира, был пристегнут, то в 80% случаев всё обходилось без последствий.
Удерживающее кресло для детей
С 1 января 2007 года вступило в действие требование Правил дорожного движения по перевозке детей до 12 лет в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства.
Конечно, у водителей немало претензий к недобросовестным гаишникам. Но жадные, нечестные, низкие духом встречаются на каждой работе, в любом офисе. И все же, несмотря на все противоречия, у водителей всегда найдется повод сказать сотрудникам ГАИ спасибо. Жаль только, что слова благодарности чаще инспекторы не слышат, а могут прочесть на форумах.
Например, пользователь tie написал: «Когда-то меня не поняли с темой «Истории на догогах». Так вот маленькое продолжение незаконченной темы
1. Далекое детство, мы с братом сзади, а отец в дождь гонит от бабули (Донецк) домой (Северодонецк). За Горловкой из кустов выходит гаишник в плащ-палатке. Останавливает. Подошел, посмотрел на нас с братом и говорит: «Мужик! Что ты делаешь? Ты ж детей везешь!» Развернулся и ушел в кусты! Отец дальше больше 60-ти не шел....
2. Зима 86-87. Я, какой-то мужик и дивчина, 13 км шли пешком по сугробам из Ям (Северск) в сторону Лисичанска. От НПЗ до города нас подвезли дальнобойщики. А нам с дивчиной в Северодонецк. Видим машину ГАИ. Подошли объяснили ситуацию. Мужикам нужно было проверять дорогу на Ворошиловград (Луганск). Однако они из Лисичанска отвезли нас в Северодонецк. А время было 2-а часа ночи. В 3 ночи я уже был дома. У родителей был шок!
3. 26.02.10 перед Днепром остановил ИГАИ. Представился, спрашивает: «У вас все в порядке? Документы есть? Ну, удачной дороги!»
Пользователь Kasten: «Аналогичный случай 9.03.2010 г. Утро 6.30, останавливает, я спрашиваю: я что-то нарушил? Нет, у вас всё в порядке, документы есть? Отвечаю — да. Пожелал счастливого пути».
Пользователь Shumaher: «В Донецке был первый раз как-то. Нужно было на Сармат заехать. Гаишники стояли под эстакадой и работали по пешикам. Я остановился рядом. У них от такой наглости глаза на лоб полезли, даже онемели оба. Я объяснил, что «замахался» крутить километры по Донецку, после чего «злые гаишники» сели в свою машину и СОПРОВОДИЛИ прямо до ворот завода — 16 км».
Пользователь OvO: «Позапрошлым летом мой товарищ поехал на рыбалку. Оставил машину недалеко от проезжей части, возле камыша. Короче говоря, какой-то нехороший человек поджег камыш. Проезжавшие рядом гаишники увидели, что вот-вот загорится машина, остановились сами, начали тормозить фуры, брать у них огнетушители и тушить камыш. Вот так вот спасли машину».
Так что не все так плохо на наших дорогах, пока их патрулируют сотрудники ГАИ, готовые прийти на помощь.скачать dle 12.1 |